Самовосприятие профессионально важных качеств студентами педагогических направлений подготовки
Введение. Проблема выявления факторов, влияющих на выбор и закрепление молодежи в педагогической профессии, является актуальной как в отечественной, так и зарубежной психологии. Самовосприятие своих способностей к обучению является важным предиктором выбора карьеры педагога, желания продолжать обучение и удовлетворенности данным выбором. Самовосприятие строится на осознании профессионально важных качеств, т.е. тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности. Цель статьи – изучение самовосприятия профессионально важных качеств студентами, получающими педагогическое образование, как фактора, влияющего на их профессиональные намерения. Методы. Анкетный опрос для выявления профессиональных намерений студентов педагогических направлений; метод шкалирования для выявления представлений студентов о значимости тех или иных профессионально важных качеств для учителя и степени их сформированности у них самих. Результаты. Профессионально важные качества более высоко оценивают у себя студенты, желающие стать педагогом и имеющие, по их мнению, педагогические способности, что подтверждает предположение о том, что самовосприятие тесно связано с желанием работать по получаемой профессии. В большей степени образ педагога и образ «Я» совпадает у студентов, имеющих желание работать учителем и заявляющих о наличии у них педагогических способностей. Наибольшее совпадение с образом педагога проявляется у них, прежде всего, в качествах, обеспечивающих успешную коммуникацию с детьми (любовь к детям, общительность, оптимистичность, отзывчивость), а также в инициативности, организованности, выдержке, увлеченности, педагогическом воображении, инициативности и организованности. Заключение. Самовосприятие степени сформированности профессионально важных качеств студентами, получающими педагогическое образование, выступает значимым фактором желания работать по получаемой профессии и может корректироваться в ходе учебно-воспитательного процесса.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
С. 100-109.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-20067, https://rscf.ru/project/24-18-20067/ совместно с Министерством образования и науки Хабаровского края, соглашение № 104С/2024 от 31 июля 2024 г.