Развитие семейных ценностей в условиях их управляемого и спонтанного усвоения у студентов вуза
Введение. В условиях изменений и развития современного общества все более актуальной становится проблема сохранения семейных ценностей. Целью работы является изучение выраженности семейных ценностей разной функциональной направленности у студентов вуза в условиях их управляемого и спонтанного усвоения, а также соотношения разных групп этих ценностей. Материалы и методы. Исследование было проведено на студенческой целевой выборке дневной формы обучения с помощью двух исследовательских методик. Первая авторская шкала «Семейные ценности» (Горбачева Е.И., Горобцова А.А.) состоит из двух блоков, один из которых включает в себя терминальные, а другой – инструментальные семейные ценности. Методика «Источники спонтанного и управляемого усвоения ценностей» (Горбачева Е.И., Горобцова А.А.) состоит из двух блоков источников присвоения ценностных аспектов, связанных с деятельностью семьи. Полученные данные по двум методикам включались в систему дескриптивной статистики. Для дальнейшего анализа результатов применялись непараметрический критерий χ2 Фридмана, непараметрический критерий ранговой корреляции rs – Спирмена, критерий согласия Пирсона, непараметрический Т-критерий Вилкоксона. Результаты: обосновано, что семейные ценности в сознании студентов функционируют на общественном, групповом и индивидуальном уровне. Более высокие показатели усвоения семейных ценностей в процессе наблюдения за родителями и родственниками еще раз подтверждают значимость влияния модели поведения родительской семьи на формирование ценностей человека. Доказано, что терминальные и инструментальные семейные ценности представляют собой единую структуру, но выявленные различия представлены в сопряженном функционировании семейных терминальных и инструментальных ценностей на индивидуальном уровне.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Акутина С.П. Формирование семейных ценностей молодежи в эпоху трансформации преемственности поколений // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020 №. 1. С. 111-113. DOI: 10.24411/9999-047A-2020-00029.
Аминов С.Р. Эмпирический социологический подход к анализу ценностей // Система ценностей современного общества. 2009. №. 7. С. 116-120.
Аникашина К.А., Распопова Ю.А., Рыжкова К.Д. Формирование семейных ценностей в молодежной среде: КУЗНИЦА мастерская семейных ценностей // Молодой ученый. 2023. № 31 (478). С. Т.1. 11-13.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд. МГУ: Изд. Международного университета бизнеса и управления. 1996.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991. 580 с.
Голод С.И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный межкультурный анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Том VI. № 2. С.106-119.
Девятых С.Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий. Минск РИВШ. 2007. 158 с.
Дюльдина Ж.Н., Шустова Л.П. Категории «ценность» и «семейные ценности» в философских, психологических и социально-педагогических науках // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11-1. С. 96-99.
Зритнева Е.И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: теория и практика. Ставрополь, СКИПКРО. 2005. 208 с.
Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Философия. Социология. Политология. 2012.
№ 4 (20). С. 220–232.
Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9. C. 17-28.
Михайленко Т.Н. Семейные идеалы студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2014. №. 6.
С. 1753-1753.
Мжельская Е.В. Современные подходы к сущности понятия «Семейные ценности» // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5).
С. 113–116. URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22623 (Дата обращения: 23.01.2025).
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 107с.
Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений. Дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2006. 385 с.
Радина Н.К. Независимые медиа и инициативы государственной семейной политики на этапе «пронаталистского поворота» // Журнал исследований социальной политики. 2018. 16 (2). С. 295‒310. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-2-295-310.
Рожкова Л.В. Семейные ценности современной молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2023. Т. 23. №. 2. С. 138-142. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-2-138-142.
Розин В. М. Судьба многодетной семьи. М.: 1990. 100 с.
Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. Издательство Московского университета. 1981. 184 с.
Тучкова В.В. Отражение семейных ценностей в российских СМИ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №. 150. С. 158-163.
Харчев А.Г. Нравственность и семья. М.: 1981. 48 с.
Ядов В.А. О различных подходах к концепции личности и связанных с ними различных задачах исследования массовых коммуникаций // Личность и массовые коммуникации: материалы встречи социологов. 1969. №. 3. С. 18-35.
Crouter A.C., Head M.R., McHale S.M., Tucker C.J. Family time and the psychosocial adjustment of adolescent siblings and their parents // Journal of Marriage and Family. 2004. Vol. 66 № 1. Pp.147-162. DOI: 10.1111/j.0022-2445.2004.00010.x-i1.
Larson R., Richards M.H. Divergent realities: The emotional lives of mothers, fathers, and adolescents. New York: Basic Books, 1994. 333p.
Miller R., Perlman D., Brehm S., Intimate Relationships, New York, McGraw-Hill, 2006. 608 p.
Moreland R.L., Beach S. R. Exposure effects in the classroom: The development of affinity among students // Journal of Experimental Social Psychology. 1992. Vol. 28. №. 3. Pp. 255-276. https://doi.org/10.1016/0022-1031(92)90055-O.
Min S., Yun S. The Relationship between Family Health, Familist Values, and Outlook on Marriage in Female University Students // Research Journal of Pharmacy and Technology. 2017. Vol. 10. №. 9. Pp. 3132-3136. DOI: 10.5958/0974-360X.2017.00557.1.