Саморазвитие аксиологического потенциала студентов университета: организация процесса на основе компьютерной программы
Введение. В условиях трансформации профессионального образования использование программного обеспечения является одним из способов профессионализации и персонализации процесса профессиональной подготовки. Программа ЭВМ «Саморазвитие аксиологического потенциала студентов» способствует организации обучения с учетом самостоятельной ориентации студентов университета в ключевых ценностях профессии. Цель статьи – на примере использования данной программы в процессе профессиональной подготовки наглядно представить реализацию алгоритма саморазвития аксиологического потенциала студентов университета. Методология и методы: ресурсно-аксиологический подход; анализ научной литературы, реализация технологии сотрудничества участников проекта – разработчиков компьютерной программы, визуализация результатов исследования, опрос, самостоятельная ориентация в ключевых ценностях профессии, проектирование индивидуальной траектории саморазвития аксиологического потенциала студентов, систематизация и архивное хранение данных, индивидуальные рекомендации студентам по организации самостоятельной работы и практических занятий. В апробации данной программы приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова». Результаты исследования и их обсуждение. Организация процесса разработки компьютерной программы реализует технологию сотрудничества, использование разработанной программы ЭВМ способствует саморазвитию аксиологического потенциала студентов университета, поддерживает самомотивацию, самоопределение, самоорганизацию и самоконтроль деятельности студентов на основе самостоятельной ориентации в ключевых ценностях профессии, формирует индивидуальные траектории с последующей выдачей рекомендаций, обеспечивающих возрастающую сложность решаемых студентами задач профессиональной подготовки на познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность. Заключение. Разработанная компьютерная программа методологически, теоретически, технологически и методически обеспечивает процесс саморазвития аксиологического потенциала, определяет необходимый и соответствующий ориентациям студентов в ценностях профессии уровень сложности заданий.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Антропова Л.И., Казикин А.В., Лешер О.В. Формирование коммуникативной креативности студентов вуза: организационно-содержательный компонент // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 119-132. DOI 10.32744/pse.2019.3.9.
Аришина Э.С. Ресурсно-аксиологический подход к профессиональной подготовке студентов университета // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2023. № 5. С. 3250. URL: http://emissia.org/offline/2023/3250.htm (дата обращения: 30.05.2025).
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики. М.: Педагогика. 1983. 368 с.
Дуранов М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация: монография. М.: ВЛАДОС. 2009. 364 с.
Идеи Герценовской научной школы профессора Т.К. Ахаян в системе подготовки студентов педагогического вуза / Ахаян А.А., Кирьякова А.В., Бочкарева И.А., Зубарева О.И., Коваль С.А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 52-61. DOI 10.33910/1992-6464-2021-202-52-61.
Исаев И.Ф. Профессиональное саморазвитие педагога в контексте реформирования высшей школы // Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: теория и практика образовательной деятельности в современном обществе: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию кафедры педагогики НИУ «БелГУ», Белгород, 20-21 марта 2025 года. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2025. С. 3-8.
Кирьякова А.В., Мороз В.В. Теоретические ракурсы аксиологических исследований в зарубежном человекознании // Глобальный научный потенциал. 2023. № 5(146). С. 20-24.
Ожиганова Г.В. Саморазвитие, способность к саморазвитию и высшая способность к саморазвитию // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 6(40). С. 190-198. DOI 10.23951/2307-6127-2021-6-190-198.
Педагогическое наследие В.А. Cластёнина: горизонты будущего / Сластенин В.А., Подымова Л.С., Подымов Н.А., Меньшиков В.М., Пустовойтов В.В., Арсалиев Ш.М.Х., Алисов Е.А., Смоляр А.И., Долинская Л.А., Корнева Е.Н., Вьюнова Н.И., Стребкова И.Н., Плешаков В.А., Плешакова К.А., Сотникова М.С. М.: Московский педагогический государственный университет. 2015. 204 с.
Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методология исследования трансформации высшего педагогического образования в современных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14. № 1(53). С. 77-89. DOI 10.18500/2304-9790-2025-14-1-77-89.
Программное обеспечение диагностики развития аксиологического потенциала студентов университета / Аришина Э.С., Лешер О.В., Логунова О.С., Гладышева М.М., Гаврилов О.Е. // ЦИТИСЭ. 2024. № 2(40). С. 461-477.
Слободчиков В.И. Антропологический смысл профессионального образования (экспертное мнение) // Организационная психолингвистика. 2020. № 4(12). С. 91-98.
Alisov E.A., Podymova L.S., Makarova L.N. Taxonomy of purposes, principles, forms, technologies in on-line education: comparative analysis of virtual universities: pedagogical aspects // Tambov University Review: Series Humanities. 2024. Vol. 29. No. 2. P. 269-280. DOI 10.20310/1810-0201-2024-29-2-269-280.
Anikeeva O.A., Sizikova V.V., Demidova T.E., Starovojtova L.I., Akhtyan A.G., Godzhieva R.B., Karpunina A.V., Maydangalieva Z.A. IT and computer technologies for education of senior citizens and improving the quality of their life // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2019. Vol. 15. No. 11. P. 1-8. DOI 10.29333/ejmste/109504.
Arishina E.S., Abilova M.G., Oleinik E.V., Dorfman O.V., Chernobrovkin V.A., Kabirova O.R. Axiological potential development model and its implementation in digital educational environment of a technical university // Revista de investigacionesuniversidad del quindio. 2022. № 34(3). P. 90-98. DOI 10.33975/riuq.vol34nS3.1001.
Arishina E.S., Lesher O.V., Starovoitova L.I. Professional and personal development of university students as an axiological resource, SHS Web of Conferences // International Scientific and Practical Conference, Yalta, 5-7 May 2021. Yalta: EDPsciences, 00026. DOI 10.1051/shsconf/202111300026.
Kiryakova A.V., Yuzhaninova E.R., Moroz V.V. Age Peculiarities of the Formation of Schoolchildren's Value Orientations according to V.A. Sukhomlinsky // Global Scientific Potential. 2024. No. 6(159). P. 12-14.
Krolevetskaya E., Kormakova V., Chernykh A. Polysubjective Interaction between teachers and students-future teachers: problems and opportunities // International Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research: Conference Proceedings, Stavropol, December 27, 2024. Vol. 1222. Switzerland: Springer Nature Switzerland AG, 2025. P. 514-521. https://doi.org/10.1007/978-3-031-78776-8_52.
Lesher O.V., Kazikin A.V., Baklykova T.Yu., Velikanova S.S., Chernykh O.P. Methodological foundations of communicative creativity system development among university students // Revista San Gregorio. 2019. №34. P.148-155.
Olkhovaya T.A., Ksenofontova A.N., Kolobova L.V., Ovchinnikov O.M., Mukhametshin A.T., Rudakova N.P., Denisova R.R. Building customized distance-learning modules in university digital environment: focus on reformatting student educational trajectories // Journal of Positive School Psychology. 2022. Vol. 6. No. 2. P. 4851-4857.
Ozhiganova G.V. Spiritual Capacities of Personality and Productive Life Activity // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2021. Vol. 18. No. 1. P. 182-202.
Авторы выражают благодарность университету, в котором проводилось исследование, а также рецензентам.