Обучение и адаптация пожилых людей в университетах третьего возраста: региональный опыт
Введение. Общемировая тенденция старения населения ведёт к новым подходам в оценке роли и значимости пожилого населения в социуме. Понимание возможного вклада людей «третьего возраста» или «серебряного возраста» в функционирование постиндустриального общества привело к появлению новых методов и средств адаптации пожилого человека. На основе анализа современных отечественных и зарубежных исследований изучен опыт обучения пожилых людей в университетах третьего возраста, или университетах серебряного возраста. Анализ показал, что в основном описывается опыт крупных организаций подобного типа с многолетней историей, а региональный опыт изучен недостаточно. Цель исследования – экспериментально оценить эффективность использования региональных университетов серебряного возраста для обучения пожилых людей и влияние такого обучения на адаптацию и удовлетворенность жизнью в третьем возрасте. Методы. Эксперимент проходил на базе Пензенского отделения «Российского фонда милосердия и здоровья» при поддержке регионального отделения «Союза пенсионеров» России. В нём участвовали 33 человека, 24 женщины, 9 мужчин. Средний возраст испытуемых – 69 лет. Для определения уровня адаптации и удовлетворённости жизнью испытуемых применялись теоретические и эмпирические методы (Шкала оценки соматической адаптации; опросник «Удовлетворенность жизнью в «третьем возрасте» (Life Satisfaction Index for the Third Age, LSITA-SF), метод свободного интервью «Моё субъективное ощущение удовлетворённости жизнью»). Результаты. Диагностика среди пожилых людей – участников экспериментальной образовательной программы «Университет серебряного возраста» до и после её реализации в течение 10 месяцев показала достоверные положительные изменения: рост соматической адаптации и удовлетворённости жизнью в третьем возрасте. Это подтверждает эффективность использования данного образовательного проекта для пожилых людей. Заключение. При создании благоприятных условий (высокая информированность пожилых людей о возможностях обучения через местные СМИ и государственные службы; организационная поддержка региональной администрации разных уровней; энтузиазм руководителей проекта и самих участников) возможно широкое и эффективное вовлечение в процесс образования в новых условиях людей третьего возраста. Это профилактирует ментальные проблемы, проблемы физического здоровья, а также социальное одиночество. Необходимо организовать специальную герогогическую подготовку кадров, занимающихся обучением людей третьего возраста.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Алексеене Е.П., Легких С.А. Обучение пожилых людей декоративно-прикладному творчеству в «университете третьего возраста» // Человеческий капитал. 2021. № 9(153). С. 106-111. DOI 10.25629/HC.2021.09.11.
Андриенко О.А. Проблемы и перспективы образования взрослых (на примере людей предпенсионного возраста) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30). С. 16-19. DOI 10.26140/anip-2020-0901-0002.
Васильева И. Л., Михайлова Т. В. Университет «третьего возраста» как фактор продления активности пожилых людей // Modern Science. 2021. № 11-2. С. 236-240.
Войтович И.К. «Третий возраст» в классических университетах: международный опыт и российская действительность // Многоязычие в образовательном пространстве. 2016. № 8. С. 126-132.
Галиченко Е.А. Университет «третьего возраста» − инвестиция в пожилого человека // Управление городом: теория и практика. 2018. № 3 (30). С. 28-35.
Грохотова Е.В. Обучение основам компьютерной грамотности людей третьего возраста: проблемы и пути решения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2018. № 2(4). С. 42-48.
Ермак Н.А. Социально-педагогические предпосылки развития геронтообразования // Педагогика. 2011. № 9. С. 34-41.
Жильцова О.О., Климентьева В.В. Методические аспекты применения коммуникативного подхода в обучении английскому язык людей третьего возраста // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2020. № 11. С. 5.
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Роль образования в сохранении и развитии социальной общности людей «третьего возраста» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 2. С. 21-34. DOI 10.15593/2224-9354/2019.2.2.
Звягинцев М.В. Принципы обучения в герогогике // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 20. С. 169-173.
Ивашкевич И.В. Психологические и педагогические основы современной герогогики // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2024. № 2. С. 197-207. DOI 10.26653/2076-4685-2024-2-17.
Лазарева Л.В., Власова В.В. «Серебряное волонтерство» в Пензенском регионе как средство повышения уровня субъективного благополучия пожилых людей // Молодежь. Образование. Наука. 2023. № 1(18). С. 125-128.
Лазарева Л.В., Власова В.В. Обучение пожилых людей как социально-педагогическая проблема // Молодежь. Образование. Наука. 2022. № 1(17). С. 111-119.
Маланов И.А. Мирошниченко Е.В., Шмонина Н.И. Модель обучения людей третьего возраста по развитию их социальной компетентности // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 4(32). С. 167-179. DOI 10.23951/2307-6127-2020-4-167-179.
Никипорец-Такигава Г.Ю. Университеты третьего возраста в российской высшей школе: проблемное поле // Университетское управление: практика и анализ. 2022. №26(1). С. 42-53. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.003.
Резер Т.М. Методология организации профессионального обучения граждан старшего возраста: общая концепция // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 4. С. 11-42. DOI 10.17853/1994-5639-2021-4-11-42.
Рудакова О.А., Поддубова И.Э. Особенности смысла жизни и субъективного благополучия людей пожилого возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 390-393.
Созонова А.А., Саввинова К.П. Досуговая деятельность как фактор успешной адаптации пожилых людей в Школе третьего возраста // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 13(47). С. 105-107.
Татаринов К.А. Роль и значение университетов третьего возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. №4 (37). С. 205-208.
Харьковская Е.В., Белецкая Е.А., Заманова И.Ф., Гламазда С.Н. Преодоление эйджизма у людей третьего возраста как социокультурная проблема современности // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 159-171.
Шмонина Н.И. Понятие «люди третьего возраста» и их социально-психологическая характеристика // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 1. С. 183-186.
Bužgová R., Kozáková R., Bobčíková K., Matějovská Kubešová H. The importance of the university of the third age to improved mental health and healthy aging of community-dwelling older adults // Educational Gerontology. 2023. https://doi.org/10.1080/03601277.2023.2240663.
Casanova G., Weil J., Cerqueira M. The evolution of universities of the third age around the world: A historical review// Gerontology & Geriatrics Education. 2023. https://doi.org/10.1080/02701960.2023.2231375.
Dogra S. et al. Active Aging and Public Health: Evidence, Implications, and Opportunities // Annual Review of Public Health. 2022. Volume 43. P.439-459. https://doi.org/10.1146/annurev-publhealth-052620-091107.
Foster L., Walker A. Active ageing across the life course: towards a comprehensive approach to prevention //BioMed Research International. 2021. Volume 1. P. 6650414. https://doi.org/10.1155/2021/6650414.
Hachem H. Ask them why: Older learners’ motivational reasons for learning at a university for the third age // Studies in the Education of Adults.2023. 55:1. Р.82-100. https://doi.org/10.1080/02660830.2022.2040347.
Menassa M. et al. Concepts and definitions of healthy ageing: a systematic review and synthesis of theoretical models // EClinicalMedicine. 2023. Volume 6. P. 101821. DOI: 10.1016/j.eclinm.2022.101821.
Nováková D., Lorenzová J. Motivation of seniors to learn at the Universities of the Third Age // Sociální pedagogika/Social Education. 2020. №8(2). Р. 71-83. https://doi.org/10.7441/soced.2020.08.02.05.
Oxford R. Developmental Perspective on Third-Age Learning" // Third Age Learners of Foreign Languages, edited by Danuta Gabryś-Barker, Bristol, Blue Ridge Summit: Multilingual Matters. 2017. Р. 3-18. https://doi.org/10.21832/9781783099412-003.
Rynkowska D. Universities of the Third Age and Their Role in Education and Preventive Gerontology // European Journal of Sustainable Development. 2020. №9. 3 (Oct. 2020). Р. 58. https://doi.org/10.14207/ejsd.2020.v9n3p58.
Sahin S., Kocakoc N., Arayici M.E. et al. Evaluation of the quality of life in the university of third age students: a cross-sectional study // Eur Geriatr Med. 2023. №14. Р. 389-396. https://doi.org/10.1007/s41999-023-00764-3.
Van Hoof J. et al. Ten questions concerning age-friendly cities and communities and the built environment //Building and environment. 2021. Volume 199. P. 107922. https://doi.org/10.1016/j.buildenv.2021.107922.
Wu J., Wu M., Cao A., Wei S.C., Jau C.B. A Comparative Study on Third-Age Education in China and Japan and Policy Suggestions on Collaborative Governance // Xu, J., García Márquez, F.P., Ali Hassan, M.H., Duca, G., Hajiyev, A., Altiparmak, F. (eds) Proceedings of the Fifteenth International Conference on Management Science and Engineering Management. ICMSEM 2021. Lecture Notes on Data Engineering and Communications Technologies. 2021. Vol 79. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-79206-0_41.