МНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
Aннотация
Темoй данного эмпирического исследования является изучение оценки / мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения». В качестве исходной позиции выбрана гипотеза, указывающая на потребность более детальной разработки проблем, связанных со структурой высшего педагогического образования, в частности, с содержанием учебных программ по профилю учитель начальных классов. Таким образом, в настоящее время актуальной является задача модернизации структуры и содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю теория и методика начального обучения. Также нами выдвинуто предположение, что в процессе исследования будет определена статистически значимая разница в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю «Теория и методика начального обучения», зависящая от уровня их профессиональной компетенции и от центрального/периферического расположения начальной школы, в которой анкетируемый работает в должности учителя. Для верификации достоверности теоретических гипотез в декабре 2016 года было проведено выборочное анкетирование среди 103 респондентов – учителей начальных классов региона г. Ниш (Республика Сербия). Полученные в ходе исследования данные сведены в шкале ПУ-ПМСПРН (a = 0,762) и статистически обработаны с использованием статистического пакета H – критерия Краскела-Уоллиса и последующим сравнением с расчетной медианой. Результаты исследования показали существование статистически значимой разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю теория и методика начального обучения, зависящей от уровня их профессиональной компетенции: c² (2, n = 103) = 6,140, p = 0,046, и от центрального/периферического расположения начальной школы, в которой преподает респондент: c² (1, n = 103) = 0,498, p = 0,480 (таблица 4).
Ключевые слова: Учитель, профессия учителя, обучение в начальных классах, учебная программа, модернизация
Введение
Педагогические факультеты Республики Сербии обеспечены едиными по структуре и содержанию рабочими программами учебных дисциплин по специальности теория и методика начального обучения, способствующих становлению профессиональной компетентности студентов. Современное информационное общество активно влияет на процесс образования, что в полной мере отражается на сущности и содержании процесса обучения.
Качество начального образования должно соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов, которые ориентируются на формирование личности, адаптирующейся к изменяющимся условиям жизни в современном обществе и обладающей достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками. Таким образом, усовершенствование качества общего начального образования, как главного элемента стратегии управления результативностью, повышает уровень мотивации и обеспечивает квалитативность дальнейшего обучения и развития личности учащегося.
Таким образом, профессиональный стандарт учителя начальных классов необходимо наполнить новыми компетенциями с развитыми практическими и теоретическими знаниями. Также, для стандартизации профессиональной деятельности учителя важным составляющим являются его личностно-психологические характеристики (педагогическая эрудиция, креативно-практическое и аналитическое мышление, организаторские способности, инициативность, коммуникабельность, исполнительность и другие профессионально значимые качества).
Выбор главных стратегий деятельности подразумевает совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов на основе изучения базисных путей модернизации начального общего образования. В связи с этим были проведены многочисленные попытки реформы общего образования, которые установили фрагментарный характер модернизирования и отсутствие четкого представления о стратегии и методологических проблемах модернизации традиционного образовательного процесса [6, 7].
Новейшие исследования указали на необходимость существенных изменений в структуре и содержании рабочих программ учебных дисциплин по специальности теория и методика начального обучения [5]. В данной статье рассматривается потребность модернизации начального образования на основе исследований оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебных дисциплин по специальности теория и методика начального обучения.
Основная часть
Цельисследования – дефиниция и дискрипция факторов оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения. Исследование исходило из общего предположения, что, с одной стороны, система мер по модернизации педагогического образования разработана в недостаточной мере, что говорит о необходимости создания механизма для ее эффективного и динамичного функционирования в условиях осуществления модернизации. С другой стороны, исследование исходило из предположения о существовании значительной разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, зависящей от уровня профессиональной компетенции учителя и центрального/периферического расположения начальной школы, в которой преподает респондент.
В исследовании используется исторический и трансверсальный метод; дескриптивная и сравнительная (вероятностная) модель исследования. Методы исследования – анкетирование и шкалирование. Исследование проведено с использованием комбинированного инструментария для оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, (шкала ПУ-ПМСПРН), которая состоит из 15 логических айтемов и порядковой трёхпозиционнoй шкалы для измерения уровня интенсивности согласия.
Надежность прибора проверяется коэффициентом альфа Кронбаха, который превышает рекомендованное значение (a = 0,700) (таблица 1): коэффициент данных высказываний альфа Кронбаха a = 0,762.
Таблица 1
Исследование надежности шкалы ПУ-ПМСПРН
Table 1
Investigation of the reliability of the PU-PMSPRN scale
Надежность | |
a | N |
0,762 | 15 |
Эмпирической основой исследования является опрос респондентов. В декабре 2016 года было проведено выборочное анкетирование среди 103 респондентов – учителей начальных классов региона г. Ниш (Республика Сербия). Статистический анализ результатов исследования был проведен на основе Н – критерия Крускала-Уоллиса и последующим сравнением с расчетной медианой. Результаты исследований представлены в таблицах.
Результаты. Сопоставление независимой переменной, показывающей уровень профессиональной компетенции и центрального/периферического расположения начальной школы, в которой анкетируемый работает в должности учителя, с непрерывной переменной, отображающей оценку/мнение учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, было проведено на основе Н – критерия Крускала-Уоллиса. В статье выполнено вытекающее сравнение путем расчета медианы.
Н – критерий Крускала-Уоллиса выявил статистически значимые различия в оценке/мнении учителей о необходимости модернизации образования по специальности теория и методика начального обучения в результатах трех групп учителей, зависящих от их профессиональной компетенции c² (2, n = 103) = 6,140, p = 0,046 (таблица 2).
Таблица 2
Профессиональная компетенция учителей и их оценка/мнение о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения» (Test Statistics)
Table 2
Professional competence of teachers and their assessment / opinion on the need to modernize the curriculum on the specialty “The theory and methodology of primary education” (Test Statistics)
| Оценка учителей |
² | 6,140 |
df | 2 |
p | 0,046 |
Результаты указывают, что самый высокий уровень оценки/мнения учителей о необходимости модернизации образования по специальности теория и методика начального обучения имеют учителя с дипломом магистра (Md = 37). Затем следуют учителя с высшим образованием (Md = 12) и со средним педагогическим образованием (Md = 10) (таблица 3).
Таблица 3
Вытекающее сравнение (Median Test)
Table 3
Flowing comparison (Median Test)
| Уровень образования | |||
Среднее специальное | Высшее бакалавриат | Mагистратура | ||
Оценка/ мнение учителей | > Md | 6 | 20 | 18 |
<= Md | 10 | 12 | 37 |
Тест Крускала-Уоллиса не выявил статистически значимые различия в уровнях оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения в результатах двух групп учителей, зависящих от центрального/периферического расположения начальной школы: c² (1, n = 103) = 0,498, p = 0,480 (таблица 4). Тест Крускала-Уоллиса не выявил статистически значимые различия в уровнях оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения в результатах двух групп учителей, зависящих от центрального/периферического расположения начальной школы: c² (1, n = 103) = 0,498, p = 0,480 (таблица 4).
Таблица 4
Центральное/периферическое расположение начальной школы и оценка/мнение учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения» (Test Statistics)
Table 4
The central/ peripheral location of the primary school and the teachers' assessment/ opinion about the need to modernize the curriculum on the specialty “The theory and methodology of primary education” (Test Statistics)
| Оценка учителей |
² | 0,498 |
df | 1 |
p | 0,480 |
На основании результатов исследования можно сделать вывод, что учителя осознают необходимость модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения.
Заключение
Результаты теоретических исследований показали, что в настоящее время структура и содержание рабочих программ учебных дисциплин по специальности теория и методика начального образования не содействуют созданию благоприятных условий для профессионального роста. Данная ситуация характерна не только для Республики Сербии, но и для стран с более развитыми системами образования- Финляндии, Швециии, Германии, Англии, Испании. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных исследований, опубликованных в ведущих научных журналах мира [11]. В некоторых из них даны предложения и рекомендации по модернизации системы начального общего образования [1].
Исследование подтвердило общее предположение о том, что программы учебных дисциплин по специальности педагогика и методика начального обучения малоэффективны и требуют модернизации системы высшего педагогического образования. Также была подтверждена гипотеза о существенном влиянии уровня образования на оценку/мнение учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения. Оказалось, что учителя с дипломом магистра имеют гораздо более высокий уровень оценки/мнения о необходимости модернизации учебной программы по данной специальности.
Преподаватели с высшим образованием владеют обширными знаниями о современных формах и способах обучения, используемых в начальной школе. Это подтверждается результатами многочисленных научных исследований [3, 9].
В результате исследования подтвердилось общее предположение об отсутствии существенной разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, независимо от центрального/периферического расположения начальной школы.
В основном все учителя согласны с необходимостью модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения. Исследование показало, что независимо от влияния многочисленных факторов, центральное/периферическое расположение начальной школы не имеет существенного значения. На это указывают результаты многочисленных исследований [4, 8], которые подтверждают, что центральное/периферическое расположение начальной школы не оказывает влияния на оценку/мнение учителей о необходимости решения основных проблем современного образования.
Список литературы
Список использованной литературы появится позже.