ВВЕДЕНИЕ
Вводная часть. Нынешнее десятилетие характеризуется появлением ряда актуальных федеральных законов (ФЗ), национальных проектов, нормативных документов в различных областях, как в области образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1], Национальный проект «Образование»[2] и др.), так и в области организации правоохранительной деятельности (ФЗ «О полиции»[3], ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[4] и др.). Многие документы при содержательном их анализе рассматривают в качестве приоритета нравственный характер, морально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности, реализуемой в области образования и поддержания правопорядка. В связи с этим особую значимость приобретает процесс профессиональной подготовки курсантов ведомственных вузов, ядром которой должна стать его нравственная составляющая, обеспечивающая формирование не только общекультурных, но и профессиональных компетенций по конкретным направлениям подготовки, отраженным в Федеральных государственных образовательных стандартах. В данном контексте речь идет о профессионально-нравственной подготовке курсантов в образовательной среде вуза МВД России как процессе формирования у курсантов профессиональной нравственности как интегрального личностного образования, обусловленного влиянием различных микросред вуза, и проявляющегося в профессионально-нравственном сознании, отношениях, чувствах и поведении курсантов (Ерошенков, 2014; Ерошенков, Исаев, 2015).
Краткое описание отражения проблематики исследования в науке. Вопросы нравственной подготовки курсантов вузов МВД России в той или иной степени рассматривали в своих трудах многие отечественные ученые (Барабанщиков А.В., Бородавко Л.Т., Долинский Н.И., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я., Олейников В.С., Слепов В.Я, Хальзов В.И., Челпанов В.В. и др.). Анализ публикаций в периодических изданиях по интересующей нас проблематике, начиная с 2010 г., также подчеркивает актуальность изучения вопросов организации профессионально-нравственной подготовки курсантов: в области нравственного воспитания обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки (Ефремов, Солнцев, 2010), формирования у курсантов нравственно-волевых качеств (Лапшин, 2011), профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД России (Маюров, Миронов, 2012), формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск (Козлов, Федак, 2013), профессионально-нравственного воспитания как основы кадровой политики в МВД (Щеглов, 2014), профессионально-нравственного воспитания в образовательных организациях системы МВД России (Бялт, Трипутин, 2014), профессионально-нравственного воспитания курсантов к преодолению экстремальных ситуаций (Власюк, Черниговский, 2014), формирования профессионально-нравственной позиции курсанта как образовательного результата подготовки в вузе МВД России (Черниговский, 2014), готовности курсантов к профессионально-нравственной самореализации (Рыбин, Рыбина, 2015) и др.
Примечательно, что наблюдается заинтересованность проблемами профессионально-нравственной подготовки будущих и действующих офицеров полиции и в зарубежной науке (Herbert, 1996; Morgan, Morgan, Foster, Kolbert, 2000; Sunshine, Tyler, 2003; Caldero, 2014; DeSchrijver, Maesschalck, 2015 и др.).
Цель исследования. В связи с выявленной социальной значимостью для государства, общества, науки профессионально-нравственного аспекта в деятельности офицеров полиции, целью статьи является изучение роли, заинтересованности, эффективности реализуемой в настоящее время в вузах МВД России профессионально-нравственной подготовки (ПНП) курсантов по мнению самих субъектов, участвующих в ее осуществлении.
Материалы и методы исследования.
Решение поставленной цели предполагало выбор инструментария, необходимого для проведения исследования. Для этого был использован комплекс диагностических методик по определению эффективности процесса ПНП курсантов в деятельности преподавателей и сотрудников вуза МВД России в соответствии с целевым, содержательным и технологическим критериями (см. табл.), характеризующими его с позиций процесса.
[1]Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019). URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 03 мая 2019 г.)
[2]Национальный проект «Образование»
от 24.12.2018. URL: https://strategy24.ru/rf/projects /project/view?category=education&slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye (дата обращения: 21 апреля 2019 г.)
[3]Федеральный закон «О полиции» (ред. От 03.12.2012) // Российская газета. 2011. №25. 08 Февраля.
[4]Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2011. №275. 07 декабря.
Всего в исследовании принял участие 731 респондент, из них 67 экспертов, 182 преподавателя и сотрудника Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина (БелЮИ МВД России) и Орловского юридического института МВД России (ОрЮИ МВД России), 482 курсанта из 22 взводов указанных вузов, что, в целом, обеспечивает репрезентативность выборки. Курсанты и взводы определялись методом случайной выборки, в исследовании участвовали представители 1-5 курсов обучения различных направлений подготовки. Выбор преподавателей для участия в исследовании предполагал наличие представителей кафедр общекультурной и специальной направленности (в соотношении 30% к 70%), неаттестованные и аттестованные преподаватели (от лейтенанта до полковника), возраст преподавателей – от 25 до 65 лет, из которых 60% – мужчины, 40% – женщины; с опытом работы в вузе от 1 года до 22 лет. В качестве экспертов выступали наиболее опытные преподаватели и представители административного корпуса БелЮИ МВД России, ОрЮИ МВД России, преподаватели кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»).
Контент-анализ в исследуемой области предполагал работу с документацией, в том числе: Концепцией воспитательной работы с курсантами, слушателями и студентами в МВД России, Положением о Книге почета БелЮИ МВД России; рабочими программами, учебно-методическими комплексами общепрофессиональных и специальных дисциплин, элективных курсов в БелЮИи ОрЮИМВД России, программами воспитательной работы с курсантами и слушателями на весь период обучения в указанных вузах; Комплексом мер по укреплению законности и служебной дисциплины среди сотрудников, курсантов, слушателей и студентов; инструкцией по организации и проведению индивидуальной профилактической и воспитательной работы в вузах; планами основных мероприятий отдела морально-психологического обеспечения на текущий год; методическими рекомендациями «Совершенствование индивидуальной воспитательной работы с курсантами и слушателями БелЮИ МВД России»; Положением о координационно-методическом совете по воспитательной работе и культуре БелЮИ МВД России и др. (Ерошенков, 2014).
Опрос курсантов, преподавателей и экспертов в виде анкетирования предполагал элементы оценки, самооценки, экспертной оценки. Разработанные анкеты включали по 8 вопросов, на 2 из которых можно было выбрать только 1 вариант ответа, на
6 – несколько вариантов (см. дополнительные файлы к статье: приложение 1, приложение 2.) Вопросы были созвучны в формулировках, учитывая специфику респондентов.
Результаты и их обсуждение.
Проведенный контент-анализ документации выявил:
1) отсутствие системности и согласованности в планировании и организации учебно-воспитательной работы профессионально-нравственной направленности с учетом разнообразных видов деятельности в различных микросредах вуза;
2) недостаточный уровень обеспечения психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава и сотрудников вузов МВД России к реализации профессионально-нравственной подготовки;
3) недостаточное использование потенциала педагогики, современных инновационных образовательных технологий в рассматриваемом контексте.
Результаты проведенного анкетирования при ответе на вопрос о необходимости профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России подтвердили ее безусловную необходимость (рис. 1) и наше предположение об актуальности проводимого исследования.
Причем, как выяснилось, осознание степени необходимости реализации ПНП курсантов в вузах МВД России увеличивается в зависимости от курса обучения будущих офицеров (рис. 2).
Интересен тот факт, что в определении значимости ПНП в зависимости от стажа работы в вузе МВД России преподавателей и сотрудников, наблюдается некоторый разрыв (рис. 3).
Из рисунка видно, что респонденты с опытом работы в вузе МВД России от 6 до 10 лет в меньшей степени (45%) по сравнению с другими категориями опрашиваемых (73%; 74%; 81%) осознают безусловную значимость профессионально-нравственной подготовки курсантов. Как выяснилось в ходе проведенного наблюдения, преподаватели с опытом работы более 5, но менее 10 лет работы в большей степени центрированы на самоутверждение в профессиональной сфере, четко следуют должностным обязанностям, требованиям преподавательской деятельности в вузе МВД России и ее результатам в виде конкретных приобретаемых курсантами узкопрофессиональных компетенций. Наблюдение также показало, что большинство преподавателей указанной категории (49%) полностью не отвергают нравственный контент реализуемого учебно-воспитательного процесса, прибегая к нему ситуативно. Несомненно, радует то, что в ответах «молодых» и более опытных преподавателей и сотрудников наблюдается стабильность в определении высокой значимости рассматриваемой подготовки (73%, 74%, 81%, соответственно).
С целью выявления субъектов из числа структурных подразделений, участвующих в той или иной степени в реализации ПНП курсантов, респондентам был задан соответствующий вопрос: «Какие из структурных подразделений института МВД России участвуют в ПНП курсантов?». Результаты ответов курсантов, преподавателей и сотрудников представлены на рис. 4.
Анализ ответов респондентов позволил установить определенные расхождения в ответах курсантов и преподавателей. Так, по мнению курсантов наиболее значимыми подразделениями в ПНП курсантов (набравшими более 50% выборов) являются:
отдел морально-психологического обеспечения (93%);
факультеты (90%);
учебный отдел (89%) и кафедры (89%);
направление по работе с ветеранами (57%).
В ответах преподавателей и сотрудников по количеству выборов более 50% выстроилась следующая иерархия:
учебный отдел (98%) и отдел морально-психологического обеспечения (98%);
кафедры (94%);
факультеты (93%);
руководство института (78%);
направление по работе с ветеранами (67%);
адъюнктура (54%).
Также при проведении исследования было выявлено, что 4% опрошенных курсантов (около 20 респондентов) и 2% преподавателей (4 преподавателя) отмечают, что никакие подразделения не ведут работу по профессионально-нравственной подготовке курсантов. Как выяснилось позже, приблизительно такой же процент курсантов, преподавателей и экспертов отмечают значимость при реализации данного процесса конкретных людей, значимых Других.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявление значимых субъектов вуза МВД России, участвующих в реализации ПНП курсантов. Результаты представлены на рис. 5.
Исследование выявило явных лидеров в ответах студентов и преподавателей по количеству выборов. Так, в ответах курсантов наиболее значимыми сотрудниками (набравшими более 50% выборов) в реализации рассматриваемых задач являются:
сотрудники отдела морально-психологического обеспечения (83%);
курсовые офицеры (78%);
начальники подразделений (67%);
кураторы групп (64%);
преподаватели (52%).
Мнение преподавателей по данному вопросу определило значимость практически всех субъектов, обозначенных в анкете, в диапазоне от 50% до 95%. Первые 3 позиции заняли:
сотрудники отдела морально-психологического обеспечения (95%);
курсовые офицеры (90%);
начальники подразделений (89%).
Отметим, что среди курсантов и преподавателей при такой поставке вопроса не было выбравших вариант ответа о том, что никто не занимается ПНП курсантов.
В задачи проведенного исследования входило также определение наиболее значимых для формирования профессиональной нравственности курсантов микросред вуза МВД России. Ранее проведенное исследование (Ерошенков, 2012) выявило, что образовательная среда вуза МВД России представлена несколькими микросредами, взаимодополняющими друг друга: обучающей, развивающей, воспитывающей, социокультурной, исследовательской, информационной и практико-ориентированной.
Результаты анкетирования (рис. 6) показали, что наибольшее содействие в рассматриваемом нами процессе оказывают – обучающая, развивающая, воспитывающая и социокультурная микросреды вуза МВД России. В ответах преподавателей и сотрудников добавляется еще и практико-ориентированная микросреда. Менее задействованными в процессе ПНП курсантов являются, по мнению курсантов, – исследовательская (14%), информационная (8%) и практико-ориентированная (6%) микросреды. По мнению преподавателей и сотрудников, менее действенными микросредами являются – информационная (10%) и исследовательская (42%).
Мнения курсантов и преподавателей совпали в отнесении информационной микросреды вуза к наименее действенной в процессе ПНП курсантов (8 и 10%%, соответственно). Такую ситуацию мы связываем с, возможно, неполным представлением характеристики данной микросреды (это информационное окружение курсантов, и ресурсы общей и специальной библиотек, и доступ к информационным базам и ресурсам, сети Интернет, мультимедийным источникам, и профессионально-нравственное просвещение, в том числе с помощью вузовских СМИ, телевидения и др.) (Мещерякова, 2011).
Также достаточное рассогласование в ответах курсантов и преподавателей было выявлено относительно исследовательской (14% к 42%, соответственно) и практико-ориентированной (6% к 56%, соответственно) микросред. Предположительно, такое положение с позиции курсантов можно связать с достаточно редким привлечением их к выполнению исследовательских проектов профессионально-нравственной тематики, а также первостепенным выполнением на практике служебных задач без учета их профессионально-нравственного наполнения. В любом случае, на наш взгляд, такая ситуация требует дополнительного изучения и проведения исследования.
Также нас интересовало, «Какие из видов подготовки в вузе МВД России наиболее влияют на эффективность ПНП курсантов?». Нами были получены следующие варианты ответов, представленные на рис. 7.
Наибольшее количество выборов в ответах курсантов и преподавателей получили собственно-профессиональная (65%, 78%, соответственно) и морально-психологическая (78%, 95%, соответственно) подготовки. Это, на наш взгляд, свидетельствует не только о их профессионально-нравственном содержании, но и о том, что этим видам подготовки уделяется большее внимание по отношению к остальным. Достаточное количество выборов относительно других видов подготовки в вузе МВД России подчеркивает целостность профессионально-нравственной подготовки как системного конструкта.
Доминирование собственно профессиональной и морально-психологической подготовки в системе ПНП курсантов обусловило проведение исследования, направленного на более тщательное изучение роли их подвидов в реализации профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России. С этой целью курсантам, преподавателям и сотрудникам указанных вузов было предложено определить, какие из направлений в структуре указанных подготовок в большей степени влияют на эффективность профессионально-нравственной подготовки курсантов
(рис. 8, 9).
Среди лидеров отдельных видов подготовок оказались базовая (35%, 33%)и профильная (28%, 43%,) подготовки, как в ответах курсантов, так и в ответах преподавателей и сотрудников. Что касается выборов физической подготовки, то по ответам преподавателей и курсантов, она способствует укреплению морального здоровья курсантов; огневой – способствует формированию сдержанности, выдержки; служебной – способствует укреплению дисциплины курсантов.
Анализа полученных результатов при ответе на вопрос о значимости отдельных видов морально-психологической подготовки на профессионально-нравственную подготовку курсантов показал, что наиболее значимыми курсанты определили психологическую (36%) и воспитательную (32%) деятельность, а наименее значимыми – работу по укреплению дисциплины и законности личного состава (4%). Ответы преподавателей и сотрудников показали приблизительно одинаково высокие результаты практически по всем направлениям морально-психологической подготовки, с некоторым преимуществом воспитательной деятельности (28%).
Также нас интересовало, какие из форм профессионально-нравственной подготовки курсантов в большей степени содействуют формированию у них профессиональной нравственности. Результаты представлены на рис. 10.
В результате проведенного исследования мы выяснили ранги организационных форм, способствующих формированию профессиональной нравственности курсантов. Так, в ответах курсантов в тройку лидеров вошли:
индивидуально-личностные формы (34%);
формы проведения учебных занятий (24%);
социально-культурные формы (21%).
В ответах преподавателей и сотрудников были выявлены те же лидеры, но в другом соотношении:
индивидуально-личностные формы (36%);
социально-коллективные формы (34%);
формы проведения учебных занятий (16%).
Такое согласие в определении ведущих форм взаимодействия различных субъектов ПНП курсантов свидетельствует о их движении в одном направлении, о слаженности в выборе форм, методов и средств при организации процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов.
Ограничения исследования. Несмотря на получение достаточного эмпирического материала, проведенное исследование имеет, на наш взгляд, несколько ограничений:
выборка ограничилась проведением исследования только на базе двух ведомственных вузов;
исследование носило достаточно кратковременный характер;
после проведения исследования выяснились аспекты, требующие коррекции содержания анкеты для получения более достоверной информации, исключающей искажение в понимании сути вопросов.
Вклад в науку. Полученные результаты вносят вклад в уточнение роли и содержания профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России, позволяют корректировать взаимодействие различных субъектов в ее реализации, выбирать более оптимальные для этих целей и задач организационные формы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что:
современная система профессиональной подготовки в вузах МВД России осознает необходимость и значимость профессионально-нравственной подготовки курсантов, эта задача решается в большинстве случаев системно;
осознание необходимости ПНП курсантов в вузах МВД России увеличивается у них к выпускным курсам обучения;
наибольший вклад в формирование профессиональной нравственности курсантов, по мнению самих курсантов и преподавателей, вносят отдел морально-психологического обеспечения и его сотрудники, а также воспитывающая микросреда вуза МВД России;
в формировании профессиональной нравственности курсантов в рамках собственно-профессиональной подготовки доминируют профильная и базовая правовая подготовка; в морально-психологической подготовке – воспитательная и психологическая;
приоритетная роль в ПНП курсантов принадлежит индивидуально-личностным формам взаимодействия.
Список литературы
2019 г.)
С. 40.
№ 6 (91).
30, 799.