Введение (Introduction). В научной психологической литературе можно выделить несколько направлений изучения имиджа организации. Во-первых, бихевиористский подход, в рамках которого имидж организации можно рассматривать как ответ на потребительское поведение: другими словами, потребителю предлагают те услуги и в том формате, которые он хочет (Алешина, 2008; Бергер, Лукман, 1995; Блумер, 2001; Боссиди, Чаран, 2010; Хофстеде, 2015; Шарков, 2006).
Во-вторых, феноменологический подход, позволяющий детерминировать понятие имидж убеждениями, ценностями, отражающимися в традициях организации (Кричевский, Дубовская, 2001; Линючева, 2013; Почепцов, 2006)
В-третьих, когнитивный подход, с точки зрения которого имидж организации рассматривается как устойчивый образ, содержащий когнитивные схемы и общие системы знаний и смыслов (Виханский,1995; Лифиц, 2007; Стернин, 2001).
Научная проблема исследования заключается в выявлении социально-психологических особенностей корпоративной культуры организации, что позволит выстроить эффективную систему социального-психологического сопровождения развития организации малого бизнеса.
Цель исследования: выявить особенности корпоративной культуры организаций малого бизнеса. Задачи исследования:
1) эмпирически выявить специфику корпоративной культуры в организациях малого бизнеса;
2) эмпирически изучить особенности мотивации сотрудников организации.
Прежде всего, раскроем сущность понятий «корпоративная культура», «организационная культура», опишем критерии, по которым определяется тип и уровень этой культуры, а также выявим механизмы взаимосвязи имиджа организации с типом и уровнем его корпоративной культуры. Эти вопросы требуют глубокой проработки потому, что корпоративный имидж содержит центральные идеи и миссию самого предприятия. Учитывая, что корпоративная культура определяет внутреннюю жизнь организации, ее образ мышления, основные ценности и стратегии поведения персонала, рассматривать имидж организации вне той культуры, которая в ней культивируется, мы считаем непродуктивным (Бондаренко, 2016; Дробаха, 2017; Зонненфельд, Вард, 2008).
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что термин «корпоративная культура» чаще используется в американской научной школе и, по мнению В.В. Воронина, представляет собою «организационно-психологическую среду жизнедеятельности работников организации» (Воронин, 2005). Термин «организационная культура» чаще употребляется европейскими и отечественными исследователями и «представляет собою внутреннюю позицию личности по отношению к организации» (Воронин, 2005).
Нам интересна эта позиция, но мы не представляем возможным разделение личности и организации при формировании общих правил, норм жизнедеятельности сотрудников в данной организации. Во-первых, нормы и правила не рождаются сами по себе и не живут вне личности и группы, поскольку являются элементами групповой динамики. Во-вторых, модели поведения личности в организации формируется в рамках культуры этой организации. В связи с этим, в рамках нашего исследования термины организационная культура и корпоративная культура мы будем считать синонимичными.
В исследованиях корпоративной культуры можно выделить, как минимум, три направления:
феноменологическое. В рамках этого направления корпоративная культура рассматривается как атрибут организации, выполняющий функцию адаптации сотрудников к условиям рынка и идентифицирующий их. В корпоративную культуру входят ритуалы, символы, мифы. Корпоративной культурой можно управлять (Киселев, 2014; Макеев, 2016; Морган, 2006; Перекрестова, Фурсова, 2020).
интерпретационно-эпистемологическое. Следует отметить, что в рамках этого направления корпоративная культура предполагает особую мораль, общие жизненные смыслы и ценности, общий свод норм и правил, а, следовательно, и общие поведенческие стратегии (Макеев, 2016; Мердок, 1997; Морган, 2006; Тайлор, 1989).
компромиссный подход В рамках этого подхода предполагается, что любые изменения в организации оказывают влияние на индивидуальные системы ценностей сотрудников (Бондаренко, 2016; Гудкова, 2016; Дробаха, 2017; Зонненфельд, Вард, 2008; Колесников, 2019; Миронова, 2019; Перекрестова, Фурсова, 2020; Элвессон, 2005).
В отношении организационной культуры в области социальной психологии уже есть немало исследований (Блумер,1984; Бондаренко, 2016; Перельгина, 2002), ориентированных на разные аспекты групповой динамики. Теоретический анализ научной литературы по указанной проблематике позволил разделить все имеющиеся типологии корпоративной культуры в нескольких направлениях по основному акценту, сделанному их создателями:
1. Формализованные (деловые) типологии – типологии, где акцент делается на экономические факторы.
2. Гуманистические типологии – во главе угла находится психологический капитал и личность в целом, ее взаимоотношения с группой.
К формализованным типологиям мы относим концепцию Т. Дейла и А. Кеннеди, в которой основными критериями являются уровень риска и скорость получения обратной связи. В связи с этим учеными выделены культура высокого риска и быстрой обратной связи; культура низкого риска и быстрой обратной связи; культура высокого риска и медленной обратной связи; культура низкого риска и медленной обратной связи. В исследованиях Тереке Дил и Аллана Кеннеди также сделан акцент на мужественность-женственность (культура жёстких парней, процессная культура) и допущение (культура в удовольствие, например) (Щуров, Комиссаров, 2010).
Данная типология не учитывает особенностей развития компании, специфики ее психологического капитала.
В исследованиях Р. Блейка и Дж. Моутон выделяются организационные культуры, целью которых есть достижение цели, направленные на результат и культуры, ориентированные на личность. Согласно этим критериям ученые выделяют 4 типа организаций, с разным уровнем ориентации на дело или на отношения (Щуров, Комиссаров, 2010).
У. Оучи в качестве основного критерия выбрал основные ценности, транслируемые организацией. Так, для рыночной культуры свойственны прибыль, рентабельность, минимизация издержек, скорость, инновации. Такой набор ценностей требует от работников квалификации, инициативы, склонности к риску, толерантности к неопределённости, способности учиться. В то же время для бюрократической культуры характерны жестко установленные правила, жесткая иерархия, разделение обязанностей. В силу этого от сотрудников требуется подчинение правилам, соблюдение иерархии. В клановой организационной культуре основной ценностью является ценностное единство, преданность организации и ее лидерам. В силу этого от сотрудника требуется, прежде всего, преданность, а потом профессионализм (Щуров, Комиссаров, 2010).
Еще одна достаточно известная формализованная типология – типология корпоративной культуры Р. Рюттингера. Основными единицами анализа являются: степень риска принимаемых решений (большой или малый) и обратная связь реальных последствий принятых решений (быстрая или медленная). Согласно Рюттингеру, можно выделить культуру торговли; культуру выгодных сделок (спекулятивная культура); административную культуру; инвестиционную (инновационная) культуру. По сути, автор отмечает связь типа культуры с родом деятельности организации. Так, для маклерских фирм предпочтителен выбор культуры торговли, а для организаций, работающих с ценными бумагами, – культура выгодных сделок, для предприятий сферы обслуживания – административная культура, для крупных игроков рынка – инвестиционная культура (Рюттингер, 1992; Щуров, Комиссаров, 2010).
Предлагаемые типологии Т. Дейла и А. Кеннеди и Р. Рюттингера по многим параметрам совпадают и повторяют динамику группы в целом. Вызывает интерес разделение на уровни в рамках выделенных культур: ценности, герои, обряды и ритуалы, структура общения (Щуров, Комиссаров, 2010).
Не менее интересной для нашего исследования представляется типология С. Ханди, который выделяет культуру власти; культуру роли; культуру задачи; культуру личности (Щуров, Комиссаров, 2010). По своей сути, типология Ханди представляет собой динамику развития малой группы со всеми ее этапами. В качестве основополагающих, ученый выбрал элементы динамики: процесс распределения власти в организации, ценностные ориентации личности, отношения индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности. Позиции индивида по отношению к организации в данной типологии уделяется большое внимание.
В концепции корпоративной культуры Зонненфельда определено 4 типа корпоративной культуры по степени централизации управления, степени его формализации и особенности объекта управления: бейсбольная команда; клубная культура; академическая культура; крепость (Зонненфельд, Вард, 2008; Щуров, Комиссаров, 2010).
В типология М. Бурке уже выделяется 8 типов организационных культур по большему количеству критериев: взаимодействию с внешней средой, размеру и структуре организации, мотивация персонала: культура «оранжереи»; «собиратели колосков»; культура «огорода»; культура «французского сада; культура «крупных плантаций»; культура «лианы»; модель «косяка рыб»; культура «кочующей орхидеи» (Щуров, Комиссаров, 2010). Несмотря на некоторую поэтичность названий, указанные модели весьма точно отображают существующие типы взаимодействий в разных организациях.
В рамках гуманистических типологий обратимся к исследованиям Г. Хофстеде, проведенным в 60 странах на многочисленной выборке менеджеров. Для нашего исследования представляют интерес выявленные ученым маркеры организационной культуры: дистанция власти; индивидуализм – коллективизм; стремление к избеганию неопределенности; маскулинность – феминность; временной горизонт ориентации на будущее; допущение (Хофстеде, 2015).
Мы согласны с этой точкой зрения и считаем указанные характеристики важными критериями.
Кроме того, мы считаем, что тип корпоративной культуры организации тесно связан с мотивацией деятельности сотрудников. Это предположение тало основополагающим в нашем исследовании.
Материалы и методы исследования (Methodology and methods). Для диагностики организационной культуры нами использовалась методика Кима С. Камерона и Р. Э. Куинна, для определения стилей и нормы поведения, для выявления ведущих мотивов деятельности сотрудников – методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
В исследовании приняли участие 200 человек, сотрудники 7 организаций малого бизнеса. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе изучался тип организационной культуры, а на втором – психологический климат организации и мотивация сотрудников.
Результаты исследования и их обсуждение (Research Results and Discussion). Результаты исследования организационной культуры организации приведены в табл.1-4.
Как видно по результатам, приведенным в табл. 1, в числе предприятий-участников не выявлено организаций с чистыми типами организационной культуры. При этом выявлены тенденции к принятию решений, свойственных клановой культуре у организаций №1, №5, №7 Сотрудники этих организаций воспринимают свое место работы позитивно, чтят традиции, с уважением относятся к руководителю.
При этом на предприятиях №2, 3, 4, 6 ценности клановой культуры выражены незначительно.
Результаты исследования показали наличие предприятий, тяготеющих к адхократической культуре (табл. 2), основными маркерами которой являются готовность к риску, личная инициатива и свобода действий со стороны сотрудников.
Так наиболее выражены ценности этой культуры у сотрудников предприятий № 4, № 6. Сотрудники воспринимают свое место работы как динамичное предпринимательское и творческое, готовы экспериментировать, рисковать и нести ответственность за свои решения.
Как видно по данным, представленным в табл. 3, тенденция к иерархической культуре наиболее выражена у организации №2. Сотрудники воспринимают это место работы как формализованное и обезличенное. Основная цель – поддержка высоких показателей деятельности любыми способами.
Организация №3 показала тенденцию к рыночной культуре. Сотрудники ориентированы, в первую очередь, на выполнение поставленных задач и привыкли действовать по алгоритму, предложенному руководителем. Как правило, в такой организации сотрудники конкурируют друг с другом.
Результаты исследования представлены в табл. 4.
Изучение мотивации сотрудников указанных предприятий позволило выявить достоверные различия в мотивационных профилях сотрудников с разными типами организационной культуры.
Как видно на рисунке, у сотрудников предприятий, имеющих тенденцию к клановой культуре, достоверно выражены ориентации на альтруизм, результат, труд и свободу.
Сотрудники предприятий, ориентированных на иерархическую культуру в большей степени ориентированы на процесс, чем на результат, что может привести к падению конкурентоспособности предприятия, хотя и является главной целью его управленческой политики.
Для сотрудников предприятий, имеющих тенденции к адхократической культуре, наиболее значимыми также являются мотивации на результат, альтруизм, труд и свободу. Однако, в отличие от предприятий клановой культуры, ориентация на власть у сотрудников выражена слабее.
Для сотрудников предприятий с тенденцией к рыночной культуре характерны ориентации на результат, деньги, власть.
Заключение (Conclusions). Проведенное исследование позволило сформулировать несколько дискуссионных вопросов.
Первый вопрос касается методических проблем исследования. Имеющиеся методики определения типа организационной культуры громоздки, не дают точного представления об уровне сформированности этой культуры, а лишь приближают к возможным вариантам развития событий в организации.
Мы считаем необходимым создание новой психодиагностической методики, позволяющей выявить уровень сформированности корпоративной культуры предприятия и учитывающей групповую динамику в организации.
Второй вопрос касается успешности предприятий малого бизнеса с разными типами организационной культуры на рынке. Проведенное исследование показало, что мотивационный профиль не всегда определяет устойчивость и эффективность предприятия.
Считаем возможным определение критериев успешности предприятия на каждом этапе его жизненного цикла, что позволит выстроить социально-психологическое сопровождение деятельности предприятия.
Список литературы