16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-6

Дидактический потенциал дистанционного лингвистического обучения в современных условиях

Aннотация

Введение. Дистанционные технологии и их использование в сфере обучения являются эффективным ресурсом повышения качества образования и уровня цифровой грамотности обучающегося. На первый план выступают, с одной стороны, проблемы научно обоснованного применения в образовательном процессе информационных технологий, с другой стороны – необходимость выбора таких средств на основе их комплексной оценки пользователями: учеными, преподавателями и студентами. Цель – проанализировать особенности современного лингвистического обучения с использованием дистанционных технологий и выделить наиболее эффективные цифровые образовательные платформы. Материалы и методы: аспектный анализ теоретических исследований по изучению современных подходов к лингвистическому образованию, учебно-методических материалов по использованию в обучении дистанционных технологий, и эмпирический метод сравнения цифровых платформ с позиции современного пользователя-обывателя. В результате анализа источников (научные исследования, учебно-методическая литература, Интернет-ресурсы), личного преподавательского опыта были выделены в большинстве малоизвестные обычным пользователям цифровые образовательные платформы: Google, Docebo Learning Suite, Canvas LMS, Adobe Captivate (Blackboard Learn), Acorn LMS, Moodle LMS, Thinkific, Absorb LMS, 360 Learning. Лидером, определенным в ходе анализа, выступает Google Classroom. Любая цифровая платформа как набор взаимосвязанных программных и аппаратных средств, позволяющих её владельцу сократить циклы производства новых продуктов на образовательный рынок имеет свои достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать и совершенствовать в образовательной деятельности, но в качестве дополнения к основным способам получения образования, особенно в сфере изучения языка.


Введение (Introduction). Образование как система характеризуется преемствен­ностью уровней, управляемостью, эффективностью и направленностью (Колесников, 2009: 17). В частности, лингвистическое образование (языкозна­ние, языковедение) как наука о естественном человеческом языке вообще и отдельных языках как его представителях изучает их структуру, грамматику, историю и т.д. (Даниленко, 2015) в России ‒ это одна из возможностей для студентов получить необходимые знания и навыки иностранного языка (русского языка) для дальнейшей работы или других личных целей. В современной российской системе образования имеется ряд фундаментальных исследований, посвященных лингвисти­ческому образованию (Г.А. Краснощекова, Л.И. Лурье, И.И. Халеева и др.). Российские исследователи рассматривают лингвисти­ческое образование как процесс и результат усвоения определенных знаний, навыков и умений, которые позволяют осуществлять речевую деятельность на иностранном (русском) языке в бытовой и профессиональной сфере. Современное лингвообразование предполагает освоение языковой системы на разных уровнях и при помощи различных информационных технологий. Само по себе лингвистическое образование – ценность (Сахарова, 2019).
Некоторые исследователи-лингвисты (Н.С. Сахарова, В.В. Томин и др.) рассматривают лингвистическое образова­ние в вузе как процесс и результат подготовки специалиста, который обладает комплексом компетенций, позволяющих ему решать теоретические и практические задачи, требующие не только знания русского языка как иностранного, но и современных цифровых ресурсов для его самостоятельного или дополнительного изучения. В этой связи одной из важнейших дидактических задач лингвистического образования становится овладение современными информационно-коммуни­кационными технологиями (ИКТ) как интерактивным средством обучения иностранным языкам для подготовки к эффективному межкультурному общению.
Актуальность рассматриваемой в настоящей статье темы, как правило, не подвергается сомнению исследователями и учеными в областях лингвистики и педагогики (Федоров, 2020). Популярность электронных образовательных платформ с интерактивными возможностями обучения растет, особенно в условиях, продиктованных современной реальностью. Дистанционное («мобильное») обучение «является одним из наиболее активно развивающихся видов электронного обучения, важным моментом которого являются его качественная организация, в частности, при выработке стратегии и контроля получения информации с помощью мобильных технологий, обеспечения ее результативности, достоверности и актуальности» (Юрьева, 2019: 73). Однако, нельзя утверждать, что дистанционное обучение изучено полностью: «Если в повседневной жизни преимущества использования мобильных технологий практически бесспорны, то вопрос об их интеграции в процесс обучения все еще открыт. Исследование внедрения мобильных технологий в процесс обучения … находится в начале пути своего развития» (Рябкова, 2017: 21).
Основная часть (Main Part). В условиях цифровой трансформации образования в качестве одной из приоритетных задач выступает разработка функционального и эргономичного цифрового учебно-методического обеспече­ния, которое позволяет воссоздать иноязычную среду, максимально приближая ее к реальным условиям (не)речевого общения, выстроить оптимальный маршрут овладения иноязычной культурой как системой ценностей в диалоге с родной для удовлетворения образовательных потреб­ностей целевой аудитории; создать условия для формирования у обучающихся устойчивых ценностно-мировоззренческих ориентиров (Баранова, 2020: 7).
Основными требованиями, предъявляе­мыми к разрабатываемому цифровому учебно-методическому обеспечению лингви­стического образования, являются модели­руемость иноязычной среды (воссоздание (не) речевых условий для межкультурной коммуникации); мультирецепторность (воздействие на максимальное количество сенсорных систем для удовлетворения образовательных потребностей всех категорий обучающихся); кросс-парадигмальность (учет потенциальных образовательных запросов и интересов студентов для персонализации траектории овладения учебным материалом и гибкой трансформации в соответствии с меняю­щимися требованиями); воспроизводимость (возможность тиражирования созданных электронных образовательных ресурсов и дидактических материалов); поливалент­ность (интегрирование цифровых средств обучения в различные системы управления и поддержки обучения) (Колосовская, 2020: 3).
Следовательно, целью настоящего исследования является теоретическое изучение особенностей дистанционного лингвистического образования и практический анализ использования его инструментов.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Теоретическую основу и методологию настоящего исследования составили работы европейских и российских ученых в области современных проблем проектирования и функционирования средств лингвистического обучения с использованием дистанционных технологий. Например, фундаментальные труды в области теории образования: А.П. Беляева, В.И. Загвязинский, И.В. Роберт, Г.М. Романцев, В.И. Слободчиков; использования мобильных технологий в обучении: A. Aresta, М. Ally, M. Andersson, D. Kisko, С. Santos, D. Prieto-Blazquez; педагогических особенностей лингвообразо­вания: Н.Г. Барышникова, Б.С. Гершунский, И.П. Кузьмин, В.А. Федоров; исследования психолого-педагогических аспектов дистанционного образования: Э.Ф. Зеер, И.П. Смирнов, К.Ю. Комаров, V. Menezes,  N. Rushby.
Многие российские педагоги считают, что «российские исследователи и педагоги-практики должны постоянно заниматься поиском наиболее совершенных и современных методов и технологий мобильного обучения. Однако, внедрение их в педагогический процесс сопровождается, во-первых, рядом проблем дидактического характера, а во-вторых, – проблем информационного характера» (Бектурганова, 2017: 28). В настоящее время учебный процесс и ИКТ неразделимы и их инновационность как «комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшества» (Бектурга­нова, 2017: 25) должна быть обязательным элементом любого урока. Использование современных информационных технологий обучения предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, эффективных методов подготовки студентов-иностранцев в области высшего профессионального образования (Троцюк, 2020: 109).
Исходя из вышесказанного, объект образовательного процесса – расширенное «пространство знаний образовательной организации (т.е. содержание знаний всех субъектов образовательного процесса) и информационное пространство образова­тельной организации, т.е. методы, формы, средства, технологии управления знаниями» (Рябкова, 2017: 63), которое должно сохранять сложившийся «баланс между социальными и индивидуальными потребностями» (Бектурганова, 2017: 26).
Основными методами данной статьи были выбраны: теоретический метод аспектного анализа исследований особен­ностей лингвистического образования, учебно-методических материалов по обучению с использованием дистанционных технологий, и эмпирический метод  сравнения цифровых платформ с точки зрения современного пользователя-«обывателя», позволяющие выявить специфические для исследования противо­речия в подходах к современной образовательной среде и особенности обучения с применением цифровых технологий.
Изучение и анализ педагогических и лингвистических научных публикаций позволили определить основные функции создания и применения цифровых образовательных платформ языкового обучения: мотивационная, коммуникацион­ная, информационная, контролирующая (Бектурганова, 2017; Комаров, 2015; Романцев, 2007; Тимошенкова, 2013; Burge, 2017; Melton, 2017). Исследователь С.С. Пашковская считает, что «мотивация, способности (или задатки), интерес, действия и достижения – вот путь к успеху. Одна преодоленная проблема мотивирует к новому шагу, новому достижению» (Пашковская, 2019: 10). А современные ИКТ предоставляют возможность структурирова­ния материала, подачи «иноязычных знаний, организовать процесс поэтапного формирования речевых навыков и умений во всех видах речевой деятельности» (Там же). Отобранные и эффективные задания (на психологическом уровне усвоения) управляют процессом организации знаний, формирующих у обучающихся языковую компетенцию, приобретения речевых умений и навыков, где «ведущий компонент содержания обучения» (речевая деятельность) формируется «на занятиях по языку с практической направленностью» (Щукин, 2018: 132).
Следовательно, участникам образова­тельного процесса нужны «действия, достигшие уровня автоматизма, характери­зующиеся цельностью, отсутствием поэлементного сознания» (Там же), чтобы было «формирование стратегической (компенсаторной) компетенции – важнейшая задача обучения иностранному языку» (Пашковская, 2019: 10). Недавние исследования описывают возрастающую роль образовательной деятельности за пределами класса в преподавании и изучении русского языка как иностранного посредством гибридных схем обучения и интеграции электронного обучения с классическим обучением в классе (Троцюк, 2021: 413).
В дополнение к теоретико-методологическому анализу публикаций об информационных инструментах в лингвообучении, основным материалом данной работы является образовательная онлайн платформа (или цифровая образовательная платформа – далее ЦОП), её функциональные признаки и особенности использования в современной образовательной языковой среде.
Можно выделить три основные задачи, которые помогают решить цифровые онлайн платформы для обучения: дистанционное обучение и контроль знаний для учебного заведения; автоматизация процесса повышения квалификации и обучения сотрудников компании и организация обучающих курсов в разных сферах бизнеса.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Образовательная платформа имеет блочную структуру, на базе которой можно создать систему обучающих курсов для решения самых разных задач. Необходимые блоки в структуре цифровой платформы для онлайн-обучения:
комплекс для самостоятельной работы с учебными материалами с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других устройств;
онлайн-чат или телеконференция для получения консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), предоставляющий возможность дистанционного взаимо­действия;
блок для создания распределённого сообщества пользователей (аналог социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
сервис электронной рассылки для своевременной круглосуточной доставки электронных учебных материалов; методичек, стандартов и спецификаций на электронные учебные материалы и технологии;
возможность планирования и формирования учебных курсов;
блок для тестирования и контроля полученных знаний;
сервис для создания видеоуроков и онлайн-лекций, с возможностью загрузки видео и аудио файлов и управления доступом к контенту;
базу знаний с возможностью загрузки и выгрузки материалов, с управлением уровнями доступа;
блок для преподавателей с возможностью создания сообщества, организации чатов и телеконференций, доступом к блоку контроля знаний и сервисом формирования новых курсов для обучения;
сервис для администрирования всей системы;
блок сбора и анализа статистических данных[1].
Основные элементы цифровой образовательной платформы: личный кабинет преподавателя или учащегося; база знаний; модуль контроля и аттестации; модуль интерактивного взаимодействия; модуль планирования и оповещения; модуль сбора статистики; модуль администри­рования системы.
Опираясь на анализ различных научных и методических источников по определению понятия «цифровые платформы», в частности, в области дистанционного обучения, задачам их создания и применения, знакомством с её общепринятой структурой, основными требованиями, предъявляемыми к её созданию, нами выделены малоизвестные обычному пользователю цифровые платформы для онлайн-обучения русскому языку как иностранному: Google, Docebo Learning Suite, Canvas LMS, Adobe Captivate (Blackboard Learn), Acorn LMS, Moodle LMS, Thinkific, Absorb LMS, 360 Learning.
Далее мы создали поэтапную методику аналитико-сравнительной работы с каждым выбранным современным средством дистанционного обучения (или ЦОП) с точки зрения его функционального (профес­сионального – анализ литературы и Интернет-источников) и практического (апробация ЦОП на занятиях по дисциплине «Иностранный язык (русский): базовый/профессиональный курс», 1-2 курсы, студенты-иностранцы неязыковых специальностей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, уровни А2/В1/В2; личный преподавательский опыт) использования для создания полноценного информационного банка данных наиболее значимых цифровых ресурсов дистанционного лингвообразования в 2021 году:
Основная характеристика ЦОП с технологической точки зрения.
Особенности ЦОП как дополнительной образовательной услуги.
Достоинства и недостатки ЦОП.
Результаты дискуссии приведены ниже.
Google Classroom предлагает облачную среду для дистанционного обучения от дошкольного до университетского уровня. С технологической точки зрения важно, что ЦОП объединяет «в одном месте» ряд инструментов Google: Google Meet, Google Диск, Google Docs.
Преподаватели могут добавлять задания в виде любых документов, включая *.doc и *.pdf. Обучающиеся получают уведомление, выполняют задание и отправляют его. Затем преподаватели ставят оценки за задание, ведут виртуальный журнал успеваемости и могут читать лекции в классном стиле с помощью функции Google Meet. Google предлагает это при помощи функциональных ресурсов.
Достоинства данной платформы: уровень бесплатного пользования очень эффективен для пользователей с ограниченным бюджетом. Платформа также является «кроссплатформенной», что позволяет обучающимся работать с ней при помощи любого (мобильного, в том числе) устройства, которое можно выбрать, включая ноутбуки, Chromebook и обе платформы смартфонов. Следует отметить, что платформа Android чаще других вызывает жалобы пользователей (как обучающихся, так и преподавателей). Ещё среди отмеченных недостатков: отсутствие прямого контакта с техподдержкой, невозможность отдельного лицензирования встроенных инструментов.
Следующая платформа Docebo Learning Suite применяет подход, ориентированный на «корпоративные университеты». В её состав входит несколько продуктов для создания контента, его доставки, измерения показателей его воздействия. Этот стиль продукта хорошо подходит для адаптации и удержания новых сотрудников в корпорации.
Основные достоинства: наличие приложений для средств мобильного обучения – смартфонов под управлением операционных систем iOS и Android, наличие бесплатных демо-версий и функционального пользовательского форума в сообществе Docebo. Недостатки: некоторые проблемы с отсутствием вариантов поддержки, поскольку пользователи хотели бы видеть более прямые варианты, такие как прямой номер телефона или вариант чата; непрозрачная ценовая политика, поскольку пользователи не могли даже определить доступные уровни или варианты без прямого контакта с компанией. Тем не менее, пользователи обязательно будут эффективно использовать надежное взаимодействие, поддерживаемое этой службой через «Сообщество Docebo», хотя это вызвано непродуманными приложе­ниями для смартфонов с низким рейтингом как на платформах Android, так и на iOS. Кроме того, непрозрачная цена, ограниченные возможности поддержки, низкие рейтинги приложений.
Проанализированная платформа Canvas LMS используется ведущими учреждениями во всем мире и насчитывает более семи миллионов преподавателей и обучающихся, а с «уровнем удовлетворен­ности сервисом» более 90%. Пользователи отметили, что она хорошо интегрируется с популярными приложениями, которые используют студенты (например: Adobe, Microsoft Teams, Google Workspace). Также можно отметить форум сообщества с подробными ответами на типичные проблемы пользователей и множеством вариантов общения, охватывающих весь спектр от обмена сообщениями (индивидуально и в группе) до аудио и видеоматериалов.
Среди функционала, который, по мнению студентов, следовало бы улучшить, поддержка игрового контента и некоторая прозрачность в ценообразовании. А преподаватели отметили поддержку автоматической оценки через интеграцию со SpeedGrader. Непрозрачные цены, как один из основных недостатков ЦОП, перекрывается положительной оценкой пользователей бесплатной 30-дневной пробной версии и самым низким тарифным планом «Уровень учителя», который является бесплатным, долгосрочным как для преподавателей, так и для обучающихся, чтобы «обеспечить образование для всех».
Adobe Captivate – профессиональная платформа для создания Blackboard Learn - обучающей платформы, которая используется для учащихся всех уровней от дошкольного до университетского и не только, например, в правительстве и промышленности.
Достоинства: бесплатная пробная версия, выбор вариантов приобретения, программное редактирование изображений, поддержка проектов VR. Некоторые недостатки: ограниченные возможности прямой поддержки, многочисленные ошибки, о которых пользователи сообщают в приложениях, особенно в версии для Android; плата за отмену ежемесячного плана, относительно высокая и непрозрачная цена.
Упомянутая выше Blackboard Learn. Выявленные в ходе исследования досто­инства платформы: наличие бесплатной пробной версии на месяц, доступность приложений для смартфонов, «отслеживае­мый прогресс», способствующий взаимодействию преподавателей и студентов. Но есть и некоторые недостатки: отсутствие бесплатной версии, непрозрачная цена, ограниченные возможности прямой поддержки и многочисленные ошибки, о которых пользователи сообщают в приложениях, особенно в версии для Android. Сравните это с интегрированными инструментами, за которые взимаются некоторые конкурирующие решения, например, средство проверки плагиата для проверки заданий обучающихся. Инструмент доступности должен соответствовать требованиям ADA и другие элементы для содействия общению между студентами и преподавателями, средство отслеживания, чтобы студенты был всегда в активной зоне выполнения заданий.
Для тех, кто рассматривает возможность предоплаты, Acorn LMS отвечает на эти потребности. Данная ЦОП заранее предлагает, как уровень без контента, так и другой с контентом; фиксированную плату для первых 100 пользователей и дополнительную плату за каждого пользователя в дальнейшем.
Сильные стороны: способность создавать индивидуальные пути обучающихся с помощью учебного контента LinkedIn, подход white label для стимулирования настройки сайта и согласованного брендинга в организации, поддержка множества тенденций, позволяющих администратору легко управлять несколькими учетными записями Acorn LMS с помощью единого набора учетных данных.
Многие пользователи отметили, что у ЦОП Moodle LMS нет приложения для Android в Google Play, мало отзывов пользователей, отсутствуют дополнительные параметры поддержки (форум или FAQ), но зато у неё более 200 миллионов пользователей. Достоинства: наличие 60-дневной пробной бесплатной версии; данную платформу обучения с открытым исходным кодом можно загрузить и использовать бесплатно. Хотя прямая поддержка отсутствует (хотя организация может привлечь одного из 80 сертифицированных поставщиков услуг для устранения этого недостатка), здесь есть документация (руководство по использованию платформы). Всем обычным пользователям обязательно понравится обширный набор функций: работа с вопросами и несколькими вариантами ответов в контенте; встроенный текстовый редактор; поддержка сторонних поставщиков облачных хранилищ (DropBox) для отправки заданий, нескольких языков и открытых стандартов (SCORM).
С точки зрения преподавателя, хотелось бы отметить, что в данном ресурсе можно комментировать задания, создавать интегрированный универсальный календарь.
Thinkific – одна из новых популярных онлайн-платформ. Она имеет следующие полезные функции: возможность для преподавателей создавать веб сайты, а для облегчения этого для новичков предоставляются шаблоны. Эту платформу можно использовать для выдачи сертификатов прохождения тех или иных этапов обучения. Она используется по всему миру и может принимать платежи от учащихся, записавшихся на курсы, из более сотни стран в мире.
В ходе использования данной ЦОП отмечены следующие преимущества: 30-дневная гарантия; возможность выбора уровней, включая уровень бесплатного пользования; отсутствие комиссии за транзакцию; тесная интеграция с конструктором веб сайтов. Недостатки: отсутствие прямого номера телефона или электронной почты для поддержки; нет приложений для Android или iOS; мало отзывов пользователей, чем пользователи нашли в Интернете, что свидетельствует о незрелости платформы.
Absorb LMS – обучающая платформа, ориентированная не только на сферу обучения, но и на бизнес. Она также хорошо интегрируется с инструментарием, предназначенным для оперирования контентом, ориентированным на социальные аспекты, поскольку может легко интегрироваться с корпоративными аккаунтами, записями в социальных сетях.
Следует особенно отметить социальную направленность, которая позволяет обучающимся создавать учетные записи в социальных сетях непосредственно на этой платформе, что затем позволяет им виртуально взаимодействовать с другими студентами, отображать награды и сертификаты, которые они накапливают за каждый завершенный фрагмент контента. Ещё сертификаты можно создавать по индивидуальному заказу, их загружать или распечатывать.
Среди основных достоинств данного цифрового продукта следует выделить: поддержку разнообразного контента; интеграцию с инструментарием для различных опросов; наличие приложений для смартфонов под iOS и Android. Отмеченные недостатки: высокая стоимость; низко оцениваемые приложения; дополнительная плата за поддержку более высокого уровня; плохо отлаженные приложения для смартфонов на платформах iOS и Android, которые заставляют пользователей заявлять, что им было бы лучше получить доступ к контенту непосредственно локально на свой компьютер.
Следующая апробированная платфор­ма 360 Learning решает задачу оптимизации создания проектов. Пользователи обязательно получат выгоду от интегрированных инструментов, как видеоредактор, включенных шаблонов, которые называются «Шпаргалки». Заслуживает положительной оценки наличие бесплатной 30-дневной пробной версии, позволяющей осуществлять выбор многоуровневых планов. Позитивно оценивается экспертами подход «Совместная разработка», который позволяет даже неопытным пользователям создать курс «за считанные минуты». Также среди преимуществ: доступность приложений для смартфонов, наличие обширной базы знаний, бесплатной пробной версии, возможность оптимизации создания учебных курсов.
Однако существует несколько вариантов прямого включения, зарезервированными для верхнего плана (например, вложений в курсы), и это приложение для Android имеет более низкий рейтинг, чем версия для iOS. При этом были отмечены следующие недоработки: непрозрачные цены, множество функций зарезервировано только для топ-плана, нет фонового режима приложения, некоторые проблемы с подпиской на приложения.
Исходя из всего вышесказанного, в ходе сравнительного анализа, можно выделить, 2 перспективные цифровые образовательные платформы, за которыми будущее дистанционного лингвообразования, и лидера многопрофильного анализа. Если не учитывать частные замечания, которые были указаны ранее, Adobe Captivate – зрелое программное обеспечение, которое хорошо зарекомендовало себя и заслуживает более пристального внимания с помощью 30-дневной пробной версии, которая дольше, чем у большинства ее конкурентов. И приложение для iOS имеет высокие оценки, поэтому организации, которым требуется полноценное решение, быстро поймут, почему эта обучающая платформа пользуется популярностью контента. Это может быть включено из различных источников, включая изображения, которые это программное обеспечение может редактировать, снимки экрана, которые могут быть сделаны автоматически, и путем импорта презентаций в наиболее популярном в РФ формате PowerPoint. Впечатляет поддержка VR-проектов, и пользователям не без оснований нравится возможность выбора вариантов приобретения наряду с использованием шаблонов для оптимизации производства проектов и обеспечения согласованности.
Другой перспективной платформой может считаться Docebo, которая, как выяснилось в ходе пользовательского анализа, применяет подход, ориентированный на так называемые «корпоративные университеты», которые становятся все более популярными в России (например, в составе Уральского горно-металлургического комбината).
Несомненным лидером выступает Google Classroom. В отношении этой платформы для обучения была высказана безусловно положительная оценка таких сторон, как «интуитивно понятный, прозрачный интерфейс», мощный инструментарий для совместной распределенной работы, возможность прямого использования документов в традиционно распространенных в российской практике форматах MS Word и «*.pdf», интеграция с Google Workspace.
Заключение (Conclusions). Наиболее популярные платформы для обучения в основном нацелены на повышение квалификации или получение новой профессии. Основные направления курсов обучения, выстроенных на таких платформах: программирование, маркетинг, дизайн, тестирование ПО, широкое распространение получили всевозможные онлайн-курсы по иностранным языкам: русскому, английскому, французскому, испанскому и т.п. Все платформы объединяют задачи, которые они позволяют решать, разница лишь в интерфейсе самой платформы, тарифных планах, информационном наполнении и выборе методик преподавания.
В заключении, хочется выделить общие преимущества цифровых образова­тельных платформ:
обучающийся может получать информацию в удобное время независимо от места нахождения;
использование современных технологий и мультимедийных средств;
учебный материал может быть наглядным, интересным и доступным для понимания и освоения;
все необходимые учебные материалы доступны проходящему обучение;
самостоятельная работа развивает самоорганизацию, дисциплину, инициатив­ность;
возможность дистанционного обучения людей с ограниченными возможностями здоровья;
возможно формирование курсов с использованием новейших методик обучения;
получение статистики на всех этапах обучения по эффективности методики и обратной связи от обучаемых по качеству преподавания и доступности материала, что дает уникальную возможность модифицировать платформу и улучшать процесс обучения.
И их некоторые недостатки:
недостаток общения и социальных аспектов обучения - обмен информацией и эмоциональной вовлеченности в процесс;
недостаточный уровень контроля с точки зрения дисциплины, но данный аспект важен лишь в процессе обучения детей и подростков.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что цифровые технологии – это уникальный механизм для разностороннего развития современного высшего учебного заведения. Создана возможность для быстрого обмена знаниями и опытом, адаптация онлайн-обучения, развития цифровых библиотек и цифровых кампусов, расширяется круг субъектов, получающих уникальную информацию, которая раньше была доступна только для узкого круга экспертов и ученых.
В современных образовательных реалиях цифровизация общества воспринимается, как и многие современные тенденции, двояко. С одной стороны, благодаря цифровым технологиям появляется возможность заменить стандартный набор лекций на онлайн-курсы, увеличив количество часов, направленных на закрепление материала и развитие практической и проектной деятельности обучающихся, а, с другой, в современном университете должно присутствовать сочетание как современных информационных технологий, так и прямого общения обучающихся с преподавателями, учеными и экспертами.
 

[1] https://www.ddplanet.ru/baza-znaniy/p-digital_platform, 2021.

Список литературы

Баранова Н.П. Об организации процедуры оценки качества научно-методического обеспечения поучебному предмету «Иностранный язык» в учреждениях общего среднего образования // Замежныя мовы. 2020. № 1 (75): 3-11.
Бектурганова М.К., Син Е.Е. Мобильное обучение как новый подход в вузовском образовании // Научный форум: Педагогика и психология. 2017. № 3(5): 24-30.
Даниленко В.П. Общее языкознание и история языкознания. М.: Флинта, 2015. 272 c.
Жданова Е.А. Лингвистическое образование в России // Молодой ученый: электронный журнал, 2019. № 32 (270): 141-145. URL: https://moluch.ru/archive/270/61937/ (дата обращения: 13.03.2022).
Комаров К.Ю. Развитие территориального (регионального) пространства непрерывного профессионального образования: методология, теория, практика: монография. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. университет, 2015. 244 с.
Колесников А.А. Современные тенденции в развитии непрерывного филологического образования и возможности его оптимизации на вузовском этапе // Иностранные языки в высшей школе. 2009. № 3(10): 13-23.
Колосовская И.Г., Степанова Д.В. Лингвистическое образование в условиях цифровизации // Наука и инновации: электронный журнал, 2020. № 6 (208): 37-39. URL: http://innosfera.by/ (дата обращения: 13.03.2022).
Многоуровневые вариативные модели формирования территориального (регионального) образовательного пространства / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, Ф.Т. Хаматнуров, К.Ю. Комаров Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. 178 с.
Пашковская С.С. Поиски «золотого ключика» (проблемы современного учебника русского языка как иностранного) // Русистика. 2019. Т. 17. № 1. 7-28.
Рябкова В.В. Интеграция мобильных технологий в процесс обучения (начальный этап) // Педагогические науки. 2017. № 5 (59): 21-25.
Сахарова Н.С., Томин В.В. Кросскультурное взаимодействие студентов: прикладные и процедурные особенности полидисциплинарного феномена // Мир науки. Педагогика и психология: электронный журнал, 2019. № 2: 1-11. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN219.pdf (дата обращения: 13.03.2022).
Тимошенкова Г.Ю., Садовская Е.Ю. Формирование лингвокультурологической компетенции инофона на занятиях по РКИ // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 11: 45-49.
Троцюк С.Н. Применение электронных образовательных ресурсов в обучении русском языку как иностранному // РКИ: лингвометодическая образовательная платформа. Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2021. С. 412-417.
Троцюк С.Н. Применение электронных учебно-методических пособий в процессе обучения русскому языку как иностранному // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. С. 109-113.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Кучма, 2020. 270 c.
Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 2018. 334 с.
Юрьева Д.В. Мобильное обучение в управлении знаниями: проблемы эффективности // Педагогика и просвещение: электронный журнал. 2019. № 3. С. 69-74. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30367 (дата обращения: 13.03.2022). DOI: 10.7256/2454-0676.2019.3.30367.
Burge L. Transformation learning in reflective practice // Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy. London. 2006. № 32 (2). P. 197-212. DOI: 10.1080/02607470600655276.
Kisko D. Questions That Will Help Revamp Your Mobile Learning Strategies. London. 2010. № 12. P. 45-52. URL: http://www.k12mobilelearning.com/2010/12/6-questions-to-help-revamp-your-mobile-learning-strategies. (дата обращения: 13.03.2022).
Melton R. Objectives, competence and learning outcomes. London: Kogan Page, 2004.
Menezes V. Affordances for Language Learning Beyond the Classroom, in Benson, P and Reinders, H (eds) Beyond the Language Classroom // The Theory and Practice of Informal Language Learning and Teaching. Basingstoke. China-UK. 2019. № 6 (58). P. 59-71.
Rushby N. Editorial: An agenda for mobile learning // British Journal of Educational Technology. London. 2020. № 43/3. P. 355-356.
Samochadin A., Raychuk D., Voinov N., Ivanchenko D., Khmelkov I. MDM based Mobile Services in Universities // International Journal Of Information Technology & Computer Science (IJITCS). Hong Kong. 2014. Т. 13. № 2 (3/4). P. 35-41.