16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-6

Использование когнитивного потенциала социальных сетей в довузовской подготовке как одна из эффективных практик преподавания

Aннотация

Введение. Современный мир глобальной интернетизации и цифровизации предполагает активное включение предлагаемых ресурсов в образовательные практики. Актуальность социальных сетей в молодежном сообществе неоспорима, что и обосновывает необходимость исследования данного явления в ракурсе применения социальных сетей и их когнитивного потенциала в образовательном процессе, как эффективной практики преподавания иностранным студентам. Цель состоит в изучении и анализе социальных сетей в структуре образовательного процесса с позиций эффективных практик преподавания в университетском обучении. Методология и методы: анализ существующего педагогического и методического опыта, внесение изменений в традиционную образовательную модель обучения, анализ и отбор методов работы с социальными сетями в учебном процессе, оценка эффективности. Результаты. Приводятся академические стандарты эффективных практик университетского преподавания с позиций которых проводится анализ и строится доказательная база перспективности расширения традиционных образовательных технологий. В фокусе исследовательского внимания оказались традиционные и инновационные педагогические и методические исследования о довузовском обучении иностранных граждан, исследование функциональности социальных сетей в образовательном пространстве и как элемента «мягкой силы» государства, особенности мышления и мотивации современных иностранных студентов. Это доказывает целесообразность внедрения социальных сетей (на примере работы в Instagram) в традиционный учебный процесс на этапе довузовской подготовки, как элемента значительно повышающего мотивацию иностранных учащихся, а также расширяющего границы распространения русского языка и образования в России и для достижения многих других целей.


Введение (Introduction). Современные реалии предполагают необходимость корректировки традиционных методов и приемов в образовании в сторону расширения цифрового пространства. Однако следует учитывать, что любые инновационные методы могут быть только дополнением к традиционным.
В настоящее время научная картина мира изменяется с частотой один раз за 3-5 лет, это очень быстро для традиционной науки и особенно педагогических аспектов, что требует регулярного изменения и адаптации методических техник и приемов. Современное качественное образование может быть достигнуто только с учетом новой парадигмы совмещения цифровых и коммуникационных технологий, а также доверительного общения студент-преподаватель. В период активного распространения дистанционных методов образования, привлечение в традиционную структуру цифровых и медиа ресурсов значительно возросло, однако, хотелось бы обратить внимание и на социальные сети как очень продуктивный элемент, способный дополнить классическую образовательную структуру.
Внедрение социальных сетей предлагается именно на довузовском этапе образовательного процесса в связи c тем, что это важнейший этап в получении российского образования иностранными студентами. Именно на этапе довузовской подготовки происходит социализация, освоение бытовых и культурных норм, выработка делового общения, в соответствии с российским речевым этикетом и, конечно, усвоение русского языка как иностранного. Довузовское обучение иностранных граждан − это целая психолого-педагогическая система, которая, кроме подготовки иностранных граждан к вхождению в образовательный процесс на основных факультетах, способствует его приобщению к системе культурных ценностей новой для него страны. Правильная организация образовательного процесса на этом этапе позволит не только получить успешного студента, но и «воспитать» пропагандиста ценностей РФ за ее пределами.
В современное образование активно внедряется дополненная и виртуальная реальность (Мартынов, 2019), технологии m-lerning (Самосенкова, 2019) и многое другое. 2020 год продемонстрировал недостаточную готовность образовательных учреждений России к полноценному применению цифровой образовательной среды (Химиченко, 2021), эта проблема быстро получила решение, но во многом была упущена возможность использовать то, чем активно пользуются во всем мире: социальные сети.
Исследование социальный сетей как педагогической составляющей оценивалось по критериям эффективной практики преподавания в университетском обучении (Chickering, 1996). Интенсификация межкультурного взаимодействия в образовании, бизнесе, сфере культуры и искусства подталкивает пересмотреть традиционные методы построения учебного процесса особенно на довузовском этапе.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена потребностью модификации современной системы образования для иностранных граждан. Мы не говорим о переломе системы, но о существенных дополнениях к традиционным методам, с целью повышения мотивации иностранцев к получению образования в вузах РФ, открытости системы и доступности образовательной среды.
Цель исследования состоит в изучении и анализе социальных сетей в структуре образовательного процесса с позиций эффективных практик преподавания в университетском обучении.
Материалы и методы (Methodology and methods). Функционирование социальных сетей в образовательном процессе затрагивалось рядом исследователей (Горячев, 2015; Клименко, 2012) эти работы больше направлены на обзор и описание самих социальных сетей без педагогической аргументации их внедрения в систему преподавания. Специфические особенности когнитивных возможностей современных учащихся, как и педагогических инструментов также рассматривается исследователями (Байсалова, 2021; Artal-Sevil,2020). В связи с тем, что исследований, направленных на анализ когнитивного потенциала социальных сетей конкретно в структуре довузовской системы для иностранных граждан нами не было найдено, это обусловило выбор комплексной методики исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования, контент-анализ применения социальных сетей при обучении иностранному языку на этапе довузовской подготовки в высших учебных заведениях в России, описание и анализ результатов исследования.
В качестве материалов при внедрении социальных сетей в процесс обучения иностранных слушателей неязыковых специальностей в Белгородском технологическом государственном университете им. В.Г. Шухова использовались различные социальные сети, которые, казалось бы, вовсе не предназначены для учебных практик. Стоит отметить, что эксперимент был проведен на нескольких группах, в качестве сопутствующей образовательной технологии в основном учебном процессе и во внеаудиторной работе.
Теоретическая основа (The theoretical basis). С целью максимальной объективности и разностороннего анализа исследуемой проблемы потребовалось изучить ряд трудов отечественных и зарубежных ученых по нескольким направлениям: когнитивистика (Айснер, 2020; Фаликман, 2014), цифровое образовательное пространство (Химченко, 2021; Ermolovich, 2020; Gilster, 1997; Опалько, 2016), методика РКИ (Крючкова, 2009; Китайгородская, 1986), педагогика (Kintsch, 1998; Воронин, 2014). Такой обширный комплекс научных направлений обусловлен необходимостью анализа и оценки предлагаемого метода как можно более разносторонне.
Изучив большой объем научных исследований, мы пришли к выводу, что практически все современные исследования в области образования говорят о необходимости активного введения цифровых технологий в образовательный процесс в различных видах. Использование аудио и видео материалов, а также короткометражных фильмов и даже каналов на YouTube уже прочно вошло как дополнительный элемент традиционных уроков. Это обусловлено рядом факторов: игровые элементы, расширение образовательного пространства, особенности клипового мышления современных учащихся. Для предлагаемого исследования особенно важно учитывать условие клипового мышления сегодняшнего поколения студентов.
Когнитивная педагогика уделяет основное внимание именно познавательным инструментам человека, а также их развитие посредством учебной коммуникации. Самое важное, что, можно сказать, является ядром всей системы когнитивной педагогики − это понимание. Понимание является тем феноменом в психологии и педагогики, который трудно четко и однозначно проследить эмпирически, следовательно, не имеет набора инструментов и критериев для количественной оценки. В связи с этим представляется существенным обратить внимание на методы современного образования на довузовском этапе именно с позиций понимания материала.
Важность довузовского образования для иностранных граждан неоспорима, именно на подготовительных факультетах, иностранные слушатели не только учат русский язык и получают базовые навыки в системе университетского образования РФ, но и формируют свою вторичную языковую личность, а также отношение к российскому образованию, обществу и стране в целом. Если на довузовском этапе обучение и социализация будут идти сложно, устаревшими методами, то иностранные студенты не захотят продолжать обучение в вузах России и поменяют страну. Такое недопустимо, так как именно иностранные студенты, получив перспективное образование и профессию, уезжая в свои страны формируют в своем обществе положительный образ РФ. Когнитивная деятельность иностранного студента является ключевым фактором влияния на социум своей родины в отношении к стране обучения. Цифровизация прочно вошла во все сферы жизни современного общества, поэтому внедрять цифровые элементы кажется не просто обоснованным, но необходимым, особенно на этапе подготовительных факультетов, где объединяются представители разных стран.
Сформированное клиповое мышление современных студентов предполагает построение учебного процесса с учетом новых когнитивных методик. Наличие у каждого современного учащегося собственного мобильного цифрового устройства (ноутбук, планшет, смартфон) значительно облегчает внедрение цифровых методов, а использование социальных сетей в структуре образования делает изучаемый предмет постоянным спутником обучающегося и его окружения, такая своеобразная методика «мягкой силы» из политики в образование.
Опираясь на исследования Артура Чекеринга (Chickering, 1996), выделяют семь основных принципов эффективной практики преподавания в университетском обучении: 1) коммуникация студента и преподавателя, 2) сотрудничество между студентами, 3) активное освоение материала, 4) быстрая обратная связь, 5) время на выполнение задания, 6) высокий уровень ожиданий, 7) разнообразие талантов. При соблюдении всех семи принципов, по мнению американского исследователя, можно добиться эффективного усвоения материала. С позиции предвузовского образования на подготовительном факультете для иностранных граждан эти принципы играют особо важную роль, так как могут способствовать ускоренной социализации и адаптации иностранного гражданина в иной социокультурной и языковой среде. С этой точки зрения все эти пункты имеют уже более глубокий, в некотором роде и политический контекст.
В поликультурных и многонациональных группах подготовительных факультетов часто можно встретить неприятие одних этнических групп другими, поэтому при реализации первого, второго и седьмого пунктов такие проблемы решаются как бы сами собой. Необходимость совместного выполнения проекта, особенно транслируемого в социальных сетях, не оставляет времени для межличностных конфликтов. Безусловно, в этом первоначально лежит большая работа ведущего преподавателя, но все усилия обоснованы конечным результатом. Также, соблюдение данных принципов позволяет ненавязчиво сформировать у иностранных граждан вторичную языковую личность и координативный билингвизм, стимулировать возникновение феномена аккультурации что гораздо эффективнее, чем просто научить (заучить) определенные языковые клише для бытового и делового общения. Применение предлагаемого метода, в большой мере реализует все указанные принципы эффективного преподавания.
Обратим внимание, что третий, четвертый и седьмой принципы реализуют и эффективные возможности когнитивной педагогики, которая подразумевает активное использование деятельностного подхода в образовательном процессе. Внедрение социальных сетей, как части образовательного процесса, и есть перекодирование информации из одной формы в другую. Для педагогики и преподавателя это становится маркером понимания: взаимообратимое перекодирование информации (Веккер, 1976). Это касается не только изменения формы и выбранных лексем, но и, возможно, языка, с сохранением грамматически верных структур.
Таким образом, учитывая принципы эффективного преподавания и особенности клипового мышления с точки зрения когнитивной педагогики, можно сказать, что социальные сети в структуре образовательного процесса отражают новые потребности и возможности концептуальных основ педагогической практики на уровне подготовительных отделений (факультетов) для иностранных граждан.
Использование социальных сетей в качестве одного из инструментов образовательного процесса предполагает привлечение дополнительных ресурсов и знаний, которые откликаются эффективным принципам педагогического процесса: определение времени коммуникации и выполнения задания (размещение поста, например), правила построения коммуникации в сети, создание различных типов интеракций с разными обучающимися (онлайн и оффлайн, разные города и страны, разные учебные направления и т.п.), распределение ролей и зон ответственности между каждым из студентов и преподавателя. Применение социальных сетей при изучении иностранного языка активно используется уже несколько лет, такое обучение чаще всего основано на методике тандемного обучения: когда оба человека обучают друг друга своему родному языку. В формате обучения на подготовительных факультетах, данный метод не является основным, так как перед нами стоит задача обучить всех одному языку межнационального и профессионального общения − русскому. Именно поэтому нам представляется эффективной именно организованная групповая работа.
Преимущества включения социальных сетей на довузовском этапе обучения: привычная среда для учащихся, возможность (и необходимость) совместной работы, быстрая обратная связь в комментариях от широкого круга людей, удобство для реализации проекта. Все это позволяет усилить мотивацию в изучении русского языка, использовать суггестопедические методы и получить хороший результат в интересной форме, быстрее сформировать абстрактное мышление на иностранном языке, способствовать социокультурной социализации.
Приведем пример использования социальной сети Instagram в структуре образовательного процесса с позиций эффективных принципов преподавания и когнитивной педагогики. Требуется создание нового аккаунта для каждой учебной группы. В отличие от уже существующих исследований и методических рекомендаций (Павлова, 2021) работа в Instagram (и в любых других социальных сетях) не предполагается как ведение образовательного блога преподавателем. Смысл и когнитивная ценность предлагаемой формы работы как раз в том, что преподаватель только координирует, а всю работу делают сами слушатели подготовительных курсов. Определение тематики, составление календарного плана выставления постов, редактура, иллюстративность, проведение конкурсов − все это является групповой работой и может рассматриваться как большой и долговременный проект.
Структура работы состоит в следующем: создание аккаунта в Instagram и распределение обязанностей по его ведению, обязанности могут меняться ежемесячно, составление календарного и тематического плана и работа весь год. Хорошо, если такая работа ведется несколькими группами, это усиливает образовательный эффект, так как добавляет мотивирующих стимулов. В обязанности администратора группы (это может быть преподаватель только на начальном этапе) входит распределение и баланс постов: об учебе, о русском языке, о бытовых трудностях в России, о смешных событиях, об особенностях русской культуры и прочее. Особенность ресурса Instagram в том, что он требует краткости и иллюстративности, что полностью соответствует особенностям клипового мышления современных людей. Посты и фотографии студенты пишут сами на русском языке, но с дублированием на языке слушателей группы, это необходимо для того, чтобы привлечь как можно большее количество друзей и знакомых студентов для отклика на публикации. Интересный контент не только будет помогать перекодированию информации, что приведет к формированию вторичной языковой личности, коммуникативной компетенции, но и к «мягкому» образу, продвижению России, как интересной и доброжелательной страны для получения перспективного образования.
Например, может быть предложена такая структура: один раз в неделю пост об уроке (сначала это будет только русский язык, потом добавятся предметы), который будет содержать фото или видео и короткий текст с одним из простых заданий, один раз в неделю пост о бытовых реалиях с фото или видео и короткий текст с вопросом, один раз в месяц текст об особенностях культуры России, в который можно включить информацию с экскурсий или концертов. По мере освоения языка, посты должны увеличиваться в объеме. Несколько раз за год рекомендуется провести конкурс (на количество лайков, подписчиков и т.п.).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Проведенный анализ обзорной и исследовательской литературы в комплексе научных направлений показал, что и в зарубежной, и в отечественной практике высшей школы практически отсутствуют примеры применения социальных сетей при обучении иностранных студентов довузовской подготовки не в форме образовательного блога от преподавателя, а в виде активной деятельности учебной группы.
Отметим, что перекодирование информации, над которой происходит совместная работа, максимально приближено к эффективному усвоению другого языка, при современном клиповом мышлении молодых людей. В таком виде работы очень продуктивно реализуются семь основных принципов эффективной практики преподавания в университетском обучении по Чеккерингу:
1) коммуникация студента и преподавателя реализуется в момент тематического и календарного планирования, распределения обязанностей и начального администрирования;
2) сотрудничество между студентами реализуется во время работы над материалом во всех формах деятельности;
3) активное освоение материала, так как необходимо не просто понимание общей идеи, но и возможность перекодирования информации, обработки получаемой обратной связи;
4) быстрая обратная связь, которая предполагается во всех социальных сетях. Стоит отметить, что для актуализации данного пункта требуется активное комментирование постов преподавателем (желательно группой преподавателей), и обязательно комментарий должен содержать посыл, усиливающий мотивацию к дальнейшим действиям;
5) время на выполнение задания. При наличии календарного плана уже к середине года выработается устойчивая мобильность выполнения тех или иных заданий;
6) высокий уровень ожиданий, который есть у всех, размещающих посты в социальны сетях и читающих их;
7) разнообразие талантов. В каждой группе каждый учащийся имеет определенный талант, постоянная смена функций учащихся одной группы, позволяет раскрыть таланты каждого и проявить себя, а ситуация успеха всегда является одним из сильнейших стимулов к продолжению работы в заданном направлении.
Подобная работа, конечно, имеет и некоторые ограничения, которые не связаны напрямую с учебным процессом, что подчеркивает важность тщательного контроля за образовательностью контента. Однако, в любом случае это принесет определенную пользу и в учебе, и в мотивации. Учитывая это, предлагаемый вид работы, как и любые инновационные методы работы, могут быть использованы только как вспомогательные виды к традиционным.
Таким образом, назревает потребность в создании специальных методических инструкций по применению цифровых, медиа технологий, а конкретно социальных сетей в образовательной структуре, которые могут стать частью учебно-методического комплекса, охватывающего не только изучение русского языка, но и лингвокультурологию и лингвострановедение.
Внедрение данного метода кардинально не меняет традиционную методику преподавания РКИ, но вносит множество интересных и организующих элементов. Предлагаемая форма работы расширяет возможности учебника, своеобразная визуализация изучаемого, особенно перекодированная самостоятельно, увеличивает когнитивный потенциал изучаемого материала для молодых людей, привыкших к постоянному взаимодействию с гаджетами. Результативность предлагаемого метода проверяется педагогическим наблюдением и широким опросником в различных социальных сетях в среде молодежи 19-35 лет. Надо отметить, что такая форма работы приветствуется и многими родителями иностранных учащихся, так как позволяет регулярно наблюдать за учебным процессом, успехами ребенка и прогрессом в знаниях. Использование социальных сетей в рамках довузовского периода учебы для иностранных студентов имеет доказанную педагогическую эффективность, так как повышает качество усвоения знаний студентами, тем самым способствуя формированию вторичной языковой личности, а не просто репродуктора языковых клише; увеличивает привлекательность образовательного процесса для студентов, и расширяет информационное поле об образовании в России в среде друзей и знакомых иностранных учащихся не только в форме государственной рекламы и вызывает большее доверие так как это информация от друга; визуализирует подачу учебного материала, заставляет перекодировать его, расширяет рамки традиционного учебника; усиливает мотивацию студентов к подробному и глубокому изучению иностранного языка, его стилистических и культурологических особенностей; активизирует когнитивную и аналитическую деятельность обучаемых на иностранном языке. Важно постоянно контролировать этот процесс, чтобы не допустить превалирование развлекательного элемента нахождения в социальных сетях, а также регулировать возможность использовать «хайп» для повышения охватов.
Заключение (Conclusion). Применение социальных сетей в образовательной сфере несет в себе огромный потенциал с позиции эффективных педагогических приемов в рамках высшего образования в мировом пространстве, особенно на этапе довузовской подготовки для иностранных граждан. Данный метод нацелен на создание дополнительной когнитивной стимуляции взаимообратного перекодирования и осмысления языковых процессов иностранного (русского) языка, учебного материала на иностранном языке других учебных предметов, а также активизацию когнитивной и аналитической деятельности студентов благодаря расширению потенциала интерактивного взаимодействия между различными людьми (разные страны, возраст, профессиональная деятельность и т.д.). В связи с этим можно заключить, что анализируемаяформа работы обладает значительным потенциалом при изучении иностранного языка, так как требует воссоздания ситуаций, реконструированных в условиях учебного заведения и за его пределами. К таким ситуациям относится не только бытовое взаимодействие с носителями разных языков или знакомство с культурой и историей другого государства, но и изучение иноязычной стилистики, фразеологии, сленга, профессиональной лексики и многое другое. Такая работа позволяет преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением.
При реализации предлагаемого инновационного метода реализуются и основополагающие методические требования при работе с иностранными учащимися: ситуативно-тематический подход, деятельностный подход, упор на репродуктивные формы усвоения языка, выработка навыка учета функциональной организации языка, концентрическая подача материала. Такая работа является эффективной реализацией интенсивного обучения иностранному языку с точки зрения суггестопедии, как направленности на комплексное воздействие на обучаемого: активизация интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных сторон.
Использование предлагаемого приема позволяет не просто расширить возможности существующих учебников, но и сделает аудиторные занятия более привлекательными, а полученную информацию более доходчивой, создает необходимость работать в группе, то есть способствует лучшей социализации и адаптации, а также позитивному настрою и формированию положительного отношения к России. Такая работа позволяет усилить образовательный и воспитательный элемент, а также усилит мотивацию к изучению языкового материала, станет толчком к отработке языковых навыков в социокультурном пространстве. Это перспективная технология для нового поколения с клиповым мышлением, которая требует постоянной, но мягкой, регулировки и контроля со стороны преподавателя.
Актуальность социальных сетей в молодежном сообществе неоспорима, что и обосновывает необходимость исследования данного явления в ракурсе применения социальных сетей и их когнитивного потенциала в образовательном процессе, как эффективной практики преподавания иностранным студентам. Дальнейшее исследование предполагает более широкое внедрение и педагогическое наблюдение за использованием данного метода, а также разработки УМК по данному методу и его месту в традиционной системе обучения.

Список литературы

Айснер Л.Ю. Сознание-код: феномен сознания в контексте нейрофизиологических и аналитических подходов исследования // Сознание как феномен бытия человека и общества: сборник научных трудов VII Всероссийской научно-теоретической конференции с международным участием. Ульяновск. 2020. С.78-83.
Байсалова К.Н., Саутбеков С.С. Определение методов улучшения восприятия теоретического материала при помощи новых технологий при дистанционном обучении // Вестник Казахского национального университета. Серия Педагогические науки. 2021. Т. 67. № 2. С. 59-70.
Веккер Л.М. Психические процессы. Том 2. Изд-во Ленинградского университета. 1976. 342 с.
Воронин В.М., Курицин С.В., Наседкина А.З. Когнитивная педагогика − новый этап взаимодействия психологии и педагогики // Академический журнал Западной Сибири. 2014. Т. 10. № 3 (52). С. 116.
Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина, Н.В., Мантуленко, В.В. Использование социальных сетей в обучении студентов // Вестник СамГУ. 2015. № 7 (129). С.174-175.
Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп.  М.: Высш. шк. 1986. 103 с.
Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 2. Санкт-Петербург: Реноме, 2012. С. 405-407.
Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ. М.: Флинта: Наука, 2009. 480 с.
Мартынов Б.В. Формирование и капитализация цифрового сознания: экосистемный подход // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. 2019. Т. 5. № 2. С. 81-84.
Опалько С.Г. Цифровая педагогика в системе образования // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. №12. С. 95-97.
Павлова А. Как учить студентов через Instagram: методика, инструменты, лайфхаки. Режим доступа: https: // skillbox.ru/media/education/kak_uchit_studentov_cherez_instagram_metodika_instrumenty_layfkhaki/ (дата обращения: 31.10.2021).
Самосенкова Т. В., Савочкина И. В., Гончарова А. В. Мобильное обучение как эффективная образовательная технология на занятиях по русскому языку как иностранному // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 307-319.
Фаликман М.В. Когнитивная наука: основоположения и перспективы // Логос. №1 (97). 2014. С. 1-18.
Химиченко А.А. Цифровая трансформация в системе общего образования // Тенденции экономического развития в XXI веке. Материалы III Международной научной конференции. Минск, 2021. С. 1035-1038.
Arthur W. Chickering, Stephen C. Ehrman Implementing the seven principles: Technology as Lever // AAHE Bulletin, 49 (2), October 1996,
P. 3-6.
Artal-Sevil J.S. Are the new methodologies in higher education so effective? Death had a price. 14th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, 2020. 3098-4001.
Ermolovich E.V., Timoshkov, A.V. Digital competence of mediation specialist in education // Journal of siberian federal university. Humanities and social sciences, P. 1499-1509.
Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley Computer Pub, 276 p.
Kintsch W. Comprehension: A paradigm for cognition. – N-Y.: Cambridge University Press, 1998.