16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-02

Формирование гибких навыков курсантов образовательных организаций ФСИН России с применением цифровых
технологий во внеучебной деятельности

Aннотация

Введение. В современном мире в любой профессиональной среде стали уделять внимание «надпрофессиональным навыкам», которые помогают специалистам проявлять себя внутри командной работы при решении задач или выполнении проектов. Такие гибкие навыки ценны для развития в профессиональной деятельности и трудовой жизни, они помогают взаимодействовать обучающимся в период обучения в вузе. Цель работы: выявить, насколько мероприятия в рамках внеучебной деятельности при применении цифровых технологий в образовательной организации ФСИН России способствуют формированию гибких навыков курсантов. В связи с тем, что в психолого-педагогической литературе используются различные наименования, обозначающие soft skills («мягкие навыки», «надпрофессиональные навыки»), авторами статьи выделен термин «гибкие навыки», который используется как синоним понятия «универсальные компетенции». Выдвигается гипотеза, что у курсантов вузов ФСИН России будут формироваться необходимые в профессиональной деятельности гибкие навыки путем привлечения обучающихся во внеучебную деятельности с применением цифровых технологий. Материалы и методы: научные работы российских и зарубежных авторов, описывающие вопросы значимости формирования гибких навыков; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в вузах; современные статистические данные аналитических центров об уровне оценки сформированности гибких навыков молодежи; понятийно-терминологический метод, методы анализа, синтеза и сопоставления информации, анкетирование, метод статистической обработки информации. Результаты: на основе проведенного анкетирования курсантов были получены данные, отражающие уровень сформированности следующих гибких навыков обучающихся – критическое мышление, коммуникация, креативность, координация. Авторы статьи описали свой положительный опыт вовлечения курсантов во внеучебные мероприятия обучающего и просветительского характера, направленные на формирование гибких навыков. Заключение: применение цифровых технологий во внеучебной деятельности в вузе способствует формированию гибких навыков будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.


Введение (Introduction). В образовательных стандартах последнего поколения в требованиях к результатам освоения программ включены универсальные компетенции. Такие «навыки XXI века» можно охарактеризовать как умение критически мыслить, взаимодействовать и выстраивать коммуникации, творчески подходить к делу (Гриффин, 2019). Отметим, что эти компетенции наравне с системным мышлением, самоорганизацией и саморазвитием, командной работой, лидерством, реализацией проектов закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования – бакалавриат (направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция)[1], в рамках которого авторы статьи организуют учебный процесс при преподавании дисциплин гуманитарного и гражданско-правового профиля во «Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний» (ВЮИ ФСИН России), а также участие во внеучебной научно-познавательной деятельности, связанной с данными курсами.
Авторы работы полагают, что, несмотря на актуальность и востребованность владения универсальными навыками, многие высшие учебные заведения продолжают придерживаться классических педагогических технологий при изучении дисциплин, которые в большей степени направлены на формирование профессиональных компетенций или hard skills. В современном турбулентном мире появляются новые требования к подготовке профессиональных кадров, что, безусловно, оказывает влияние на применение современных цифровых технологий при организации внеучебной деятельности в вузах. Авторы статьи считают, что занятия и научно-познавательные мероприятия с использованием цифровых технологий будут способствовать формированию гибких навыков обучающихся (soft skills), которые необходимы в их будущей профессиональной деятельности при решении командных задач, выступлении перед аудиторией, коммуникации в переговорных процессах, взаимодействии с окружающими. Все это говорит о том, что наравне с теоретическими знаниями в определенной области, которые обучающиеся получают во время занятий и самостоятельной работы, необходимо уделять должное внимание формированию гибких навыков личности. Среди таких навыков можно выделить следующие: умение верифицировать поступающую информацию, находить оригинальные решения, творчески развивать свой опыт и быть открытым к новым форматам поиска знаний и практик, уметь принимать от оппонента обратную связь, инициировать командные формы решения поставленных задач.
Отметим, что в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в сессии «Молодежь-2030. Образ будущего» В.В. Путин резюмировал, что «конкурентные преимущества получат люди, которые обладают тем, что сегодня называют soft skills, креативным, плановым и другими видами мышления»[2].
Бесспорно, что такие внутриличностные качества заложены в обучающихся с рождения, но могут не развиваться в зависимости от той среды и условий, где происходит обучение. В данном контексте интересна мысль американского педагога конца XIX века – середины XX века Джона Франклина Боббита, который в своих трудах рассматривал образование как «социальный процесс, где обучающийся – сгусток потенциальных возможностей» (Eisner, 1967: 30), тех самых гибких навыков, являющихся с каждым годом востребованными в профессиональной деятельности специалистов. Например, специалисты международной консалтинговой компании McKinsey&Company комментируют актуальность формирования гибких навыков следующим образом: «приобретение новых востребованных навыков будет иметь решающее значение для собственного благополучия» (Manyika, Lund, Chui, 2017). Именно формированию гибких навыков наравне с профессиональными компетенциями стоит уделять должное внимание. В работе M. Wats «Developing soft skills in students» говорится, что hard skills способствуют только 15 % успеха, в то время как остальные 85 % составляют гибкие навыки (Wats, 2019: 1). C. Johnson, D. Humphreys в своей работе закрепляют идею о том, что «способность критически мыслить, четко общаться и решать сложные проблемы важнее, чем степень бакалавра» (Johnson, Humphreys, 2022: 1). T. Chaudhari приходит в своей работе к выводу, что гибкие навыки – это «навыки общения с людьми, навыки межличностного общения, которые обозначают то, как человек относится к чему-то и взаимодействует с другими» (Chaudhari, 2022: 9). Авторам статьи импонирует точка зрения Р.И. Платоновой, Г.Б. Михиной, которые полагают, что «универсальные компетенции как один из «хитов» меняющегося мира создают кардинально другие условия перед молодежью и ставят особые требования к формированию надпрофессиональных навыков – soft skills» (Платонова, Михина, 2018: 178).
Изучение вопроса о значимости и роли гибких навыков, на наш взгляд, является перспективной темой исследования. Все чаще в педагогическом сообществе обсуждается вопрос о формировании таких навыков посредством внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, так как они «имеют большое педагогическое значение и значительно расширяют диалоговое пространство» (Fortova, Yudina, Komissarova, 2021: 206). Важная роль в процессе формирования гибких навыков отведена педагогу. Мы полагаем, что деятельность преподавателя «способствует развитию умений, компетенций и качеств обучающихся, воспитывает в них осознанность и понимание» (Фортова, Комиссарова, 2022: 346) необходимости совершенствовать свои гибкие навыки.
Обзор научной литературы свидетельствует о том, что исследователи по-разному формулируют понятие гибких навыков и определяют их значение в организации образовательного процесса в вузах. Вопросы развития и формирования гибких навыков представлены в исследованиях российских авторов Н.В. Увариной, А.В. Савченкова (Уварина, Савченков, 2019), Н.Н. Векуа, А.А. Лубского, М.С. Перевозчиковой, Ю.Н. Фольгеровой (Vekua, Lubsky, 2020), Е.В.Сорокопуд, Р.В. Козьякова, Н.Е. Матюгина, Е.Ю. Амчиславской (Сорокопуд, Козьяков, Матюгин, Амчиславская, 2020), О.В. Шатуновой, А.В. Гизатуллиной (Шатунова, Гизатуллина, 2019).
Анализ публикаций российских авторов, рассматривающих классификацию гибких навыков, позволил выделить значимые, на наш взгляд, soft skills, которые необходимо формировать у курсантов образовательных организаций ФСИН России путем использования цифровых технологий во внеучебной деятельности. К ним мы относим критическое мышление, креативность, коммуникацию и координацию (взаимодействие в команде).
Под критическим мышлением рассматривается умение, которое позволяет быстро анализировать и обрабатывать информацию, сортировать задачи и делать более глубокие выводы. Критическое мышление состоит из 3 компонентов: аналитического, синтетического и общего. Иными словами, благодаря этому типу мышления обучающийся способен развивать идею, формулировать позицию, выстраивать аргументацию, прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Учитывая данную дефиницию понятия «критического мышления» нельзя не согласиться с мнением Ю.Н. Корешниковой, которая в своем диссертационном исследовании пришла к выводу, что критическое мышление – это компетенция, включающая навыки поиска информации, подбора аргументов, формулировки доказательных выводов (Корешникова, Авдеева, 2022: 39).
Под креативностью понимается умение оценивать ситуацию нестандартно, с разных сторон, находить новые пути решения проблем, генерировать идеи. К креативности относятся любознательность к окружающему миру и желание искать ответы на вопросы, а также воображение, позволяющее генерировать и обрабатывать идеи.
Коммуникация как один из ведущих гибких навыков – это умение выстраивать общение, договариваться, слушать и слышать собеседника, правильно преподносить свою позицию или идею. Доктора педагогических наук Л.К. Фортова и О.М. Овчинников определяют коммуникативные отношения, как «взаимодействие двух личностей, выступающих полноценными субъектами информационного обмена и восприятия» (Овчинников, Фортова, 2020: 78).
Координацию мы можем рассматривать как сходство с коммуникацией, потому что именно такие гибкие навыки помогают обучающимся анализировать и оценивать действия в ситуациях взаимодействия, включаясь в командную работу, направленную на ведение продуктивного диалога для решения поставленных задач. Таким образом, координация представляет собой умение налаживать профессиональные связи, распределять задачи внутри команды, оценивать общий и индивидуальный результат.
Перечисленные гибкие навыки необходимы для становления гармонично развитой личности. Сформированные гибкие навыки курсанты смогут применять в практической деятельности, благодаря им научатся правильно расставлять приоритеты и достигать целей наиболее разумным, креативным и быстрым способом. Поэтому одной из основных задач при организации внеучебной деятельности является создание условий для формирования гибких навыков курсантов ведомственных вузов.
Отсюда вытекает цель исследования – выявить, насколько мероприятия в рамках внеучебной деятельности при применении цифровых технологий в образовательной организации ФСИН России способствуют формированию гибких навыков курсантов. В связи с тем, что в психолого-педагогической литературе используются различные наименования, обозначающие soft skills («мягкие навыки», «надпрофессиональные навыки»), авторами статьи выделен термин «гибкие навыки», который используется как синоним понятия «универсальные компетенции». Выдвигается гипотеза, что у курсантов, проходящих обучение в образовательных организациях ФСИН России, будут формироваться необходимые в профессиональной деятельности гибкие навыки путем привлечения обучающихся во внеучебную деятельности с применением цифровых технологий.
Методология и методы (Methodology and methods). В качестве материалов для осуществления исследования использовались – научные работы российских и зарубежных авторов, описывающие вопросы значимости формирования гибких навыков; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в вузах; современные статистические данные аналитических центров об уровне оценки сформированности гибких навыков молодежи. К основным методам проводимого исследования относятся – понятийно-терминологический метод, методы анализа, синтеза и сопоставления информации, анкетирование, метод статистической обработки информации.
Для того чтобы вырабатывать конкретные методики внедрения цифровых технологий во внеучебную деятельность, необходимо понимать уровень сформированности гибких навыков у обучающихся в образовательной организации ФСИН России. С этой целью на констатирующем этапе исследования был проведен опрос обучающихся путем анкетирования. В опросе приняли участие курсанты 2-го курса юридического факультета ВЮИ ФСИН России по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Респондентами выступали юноши и девушки в возрасте от 19 до 23 лет. Количество опрошенных – 65 человек.
Обучающимся было предложено ответить на вопросы, касающиеся умения выявлять причины возникновения проблемы, самостоятельно определять цели и задачи, причины возникновения спорных правовых ситуаций, распознавать намерения и эмоции других людей, использовать вербальную и невербальную технику при построении коммуникации, активно применять различные методы для успешного решения проблемы.
Все вопросы были объединены в отдельные блоки, соответствующие наименованиям конкретных гибких навыков. Авторами статьи оценивался уровень сформированности таких гибких навыков, как критическое мышление, креативность, коммуникация, координация. Обучающиеся напротив каждого из предложенных утверждений проставляли баллы, которые соответствовали следующим формулировкам: «полностью соответствует», «затрудняюсь ответить», «полностью не соответствует». После этого требовалось подсчитать сумму баллов в каждом блоке вопросов по десятибальной шкале и в предложенной диаграмме закрасить в определенном секторе ячейки, где сумма баллов равнялась количеству ячеек.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Согласно полученным данным мы видим показатели сформированности уровня критического мышления у курсантов: 94 % респондентов указали на наличие у них навыка критического мышления. Из них 52 % опрошенных оценивают обладание данными навыками на высоком уровне (те, кто набрал от 7 до 10 баллов). Еще 42 % обучающихся отметили удовлетворительный уровень развития критического мышления (от 4 до 7 баллов). И только 6% курсантов указали недостаточный уровень развития данного навыка (рис. 1).
Результаты опроса, представленные на рис. 2, отражают информацию о сформированности коммуникативных навыков. Только 89 % ребят отмечают развитие данного навыка, в том числе 55 % - выше среднего, а 34 % – удовлетворительно. Для 11 % опрошенных данные навыки требуют улучшения. Без достаточно развитых коммуникативных компетенций невозможно донести свою идею до собеседника (другого обучающегося или преподавателя в процесс учебного занятия или внеучебной деятельности), добиться согласия с позицией собеседника, убедить окружающих в возможности применения определенного решения, что очень важно, например, в проектной деятельности.

Данные, представленные на рис. 3, позволяют наглядно увидеть, что 28 % опрошенных владеют навыками креативности на высоком уровне (авторы статьи объясняют это спецификой организации деятельности в ведомственном вузе), у 54 % респондентов данный навык сформирован удовлетворительно, у 18 % – скорее не развит.

Проведенный опрос позволил определить, что 40 % курсантов в блоке «Координация», оценивая утверждение «Я четко понимаю свою роль при командном решении задачи», выбрали вариант ответа «полностью соответствует». Одновременно с этим 20 % курсантов отмечают отсутствие сформированности координации. Стоит отметить, что это наихудший показатель среди сформированности гибких навыков (рис. 4).

Исходя из полученных данных опроса, мы видим, что такие навыки, как «креативность» и «координация» развиты у обучающихся в недостаточной степени. Для углубления этих гибких навыков авторы статьи предлагают вовлекать курсантов в участие в научно-просветительских мероприятиях, которые могут проводиться онлайн, что, на наш взгляд, является удобным форматом ввиду специфики деятельности ведомственного вуза.
Мы полагаем, что формирование гибких навыков курсантов возможно через внеучебную деятельность, что дает им возможность реализовать свой потенциал. Не стоит забывать тот факт, что в вузе обучаются взрослые люди, у которых к этому возрасту уже сформировались определенные взгляды, позиции, внутренние правила поведения, эмоциональный интеллект. С этой точки зрения взрослого обучать тяжелее. Мы убеждены, что участие в различных обучающих мероприятиях, которые проводятся не только на базе вузов, будет способствовать формированию (в определенных случаях углублению) гибких навыков курсантов. Примерами таких мероприятий являются: интеллектуальные игры и квизы, творческие конкурсы, диалоги со спикерами, участие во всероссийском Тотальном диктанте (можно принимать участие в дистанционном онлайн-формате), прослушивание и обсуждение подкастов по определенным темам.
Практика показывает, что участие в таких мероприятиях побуждает обучающихся взаимодействовать с другими участниками, реализовывать свои умения и демонстрировать ораторские навыки в дебатах и тренингах, креативно подходить к выполнению индивидуальных проектов. Необходимо отметить, что немаловажную роль в подготовке к участию в данных мероприятиях играет преподаватель. Это еще раз подтверждает применение формулы «педагогического сотрудничества, где обучающийся – равноправный участник» (Fortova, Yudina, Komissarova, 2022: 206) в субъект-субъектной модели построения учебного процесса. В большинстве случаев именно педагог должен отслеживать проводимые в городе или на онлайн площадках мероприятия обучающего характера. В настоящее время и обучающиеся, и педагоги являются активными пользователями социальных сетей, которые не стоит рассматривать как развлекательную среду. Например, в социальной сети «ВКонтакте» размещены научно-образовательные сообщества, анонсирующие актуальные мероприятия по различным областям знаний. В качестве примера можно указать следующие сообщества: «Владимирская областная научная библиотека», «Конкурсы и конференции для студентов-юристов», «Гарант – новости права, законодательства России», «Клуб цивилистов», «Образовательная платформа «Юрайт», «Олимпиада студентов «Я – профессионал», «Экскурсии от местных для местных», «Росмоложежь» и др.
При непосредственном взаимодействии с преподавателями курсанты 4-го курса в течение 2023 года будут принимать участие в профессиональном конкурсе «Твой проект» в рамках конкурса «Я – профессионал». Данный конкурс дает возможность курсантам развить навыки работы в команде и организации проектной деятельности, реализации общей командной идеи и совместного решения неординарных задач, общение со студентами других вузов. Авторы отмечают, что опыт предыдущих участников данного мероприятия позволял им проявлять креативность для движения вперед по проекту. Действительно, это способствует включению изобретательского и творческого мышления и развивает креативность. Небезынтересным был опыт участия команды курсантов на платформе Discord в период дистанционного обучения в ноябре 2020 года в олимпиаде для студентов юридических факультетов «Soft skills», организованной ГКОУ ВО «Российская таможенная академия». В рамках данного мероприятия курсанты выполняли интервьюирование других команд по конкретной теме, анализировали их ответы с предоставлением обратной связи, а также проводили консультирование в соответствии с полученным заданием. Такое взаимодействие продемонстрировало желание курсантов совместно принимать решение и распределять конкретные роли в команде. Этот пример иллюстрирует возможность формирования координации как одного из гибких навыков. Рассмотрим еще один пример внеучебного мероприятия, в котором принимала участие команда курсантов в период онлайн-обучения. На онлайн-платформе владимирский интеллектуально-логический клуб «Вилка» проводил серию игр по различным тематикам для обучающихся г. Владимира, а также «Правовые дебаты» для студентов и курсантов высших учебных заведений. В ходе участия курсанты показали положительные результаты сплоченной работы и заняли призовые места.
В заключение авторы считают уместным процитировать разделяемую ими позицию зарубежного ученого R. Kapur: «Мягкие навыки вносят значительный вклад в обогащение жизни. Когда люди обладают эффективными мягкими навыками, они способны удовлетворительно выполнять свои должностные обязанности, достигать личных и профессиональных целей и приводить к улучшению своих общих условий жизни» (Kapur, 2021: 1).
Заключение (Conclusions). Современный дистанционный формат работы в рамках внеучебной деятельности при применении цифровых технологий подтверждает, что применение цифровых технологий в образовательной организации ФСИН России способствует формированию гибких навыков курсантов. Рассмотренные выше примеры показывают, что авторы статьи ставят перед собой задачу активно применять цифровые технологии для формирования универсальных компетенций курсантов, которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности и других жизненных ситуациях при решении разного уровня задач и проблем.
Не стоит забывать, что формированию гибких навыков сопутствует эмпатия у обучающихся, которая помогает лучше понимать их эмоциональное состояние. При таком взаимодействии педагог сможет отличать ситуации, когда курсант ленится, когда он находится в состоянии тревожности или, когда чувствует себя неуверенно в группе или во время занятия, выполняя определенные задания. Общеизвестно, что необходимо создавать эмоционально стабильную среду при проведении занятий и внеучебных мероприятий, в том числе в дистанционном формате, потому что именно в такой обстановке обучающийся легче воспринимает новые знания и идеи, он более открыт к новым концепциям и становится более активным при проведении дискуссий или решении кейс-задач.
Подводя итог, мы полагаем, что формированию и развитию soft skills способствует правильно подобранная методика обучения через вовлечение обучающихся во внеучебную развивающую деятельность. Выделим определенные характеристики такой методики:
– обучение по договоренности, когда педагог проводит с обучающимися собеседование по поводу формата организации внеучебной деятельности, пытаясь показать важность направления проводимого мероприятия;
– взаимное обучение, при котором обучающиеся и педагог «учатся» друг у друга и поддерживают коммуникацию посредством совместного участия в научно-познавательных развивающих мероприятиях;
– обучение действием подразумевает групповое решение творческих и проблемных задач.
Формирование гибких навыков в образовательном процессе должно представлять собой не директивную передачу знаний и заданий от педагога к обучающемуся, а свободный, творческий процесс интеграции новых знаний в личностный опыт курсанта. Мы утверждаем, что участие во внеучебных мероприятиях, направленных на формирование гибких навыков, должны быть релевантными для курсанта и находиться в «его мире». Задача педагога заключается в том, чтобы определить интерес обучающихся в соответствии с современными реалиями нового времени и адаптировать конкретное мероприятие под задачу формирования гибких навыков курсантов при организации образовательного процесса.

 

[1] Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13.08.2020 № 1101. URL: https: // fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/400301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 20.01.2023).

[2] Сессия «Молодежь-2030. Образ будущего». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55890 (дата обращения: 20.01.2023).

Список литературы

Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов / Сорокопуд Е.В., Козьяков Р.В., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6(85). С. 400-402. URL: https: // www.elibrary.ru/download/elibrary_44536508_78127267.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
Гриффин П. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании. URL: http://hr-inspire.ru/?p=3520 (дата обращения: 10.01.2023).
Корешникова Ю.Н., Авдеева Е.А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 36-66. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49593232_22223336.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
Овчинников О.М., Фортова Л.К. К вопросу о содержательном наполнении коммуникативной культуры обучающихся высшей школы // Глобальный научный потенциал. 2020. № 8 (113). С. 78. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44194970_24807870.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Том 7. № 4 (25). С. 177-181. URL: https: // www.elibrary.ru/download/elibrary_36745379_34208047.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
Уварина Н.В., Савченков А.В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Том 11. № 3(45). С. 27-36. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36745379_34208047.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
Фортова Л.К., Комиссарова С.В. Личность педагога в процессе обучения и воспитания в высшем учебном заведении в период построения дистанционного образовательного пространства // ЦИТИСЭ. 2022. № 3 (33). С. 340-349. URL: https: // www.elibrary.ru/download/elibrary_49586372_98465707.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
Шатунова О.В., Гизатуллина А.В. Soft skills в педагогической деятельности: взгляд педагогов-практиков // Современный ученый. 2019. № 5. С. 67-71. URL: https: // www.elibrary.ru/download/elibrary_41261937_63759896.pdf (дата обращения: 10.01.2023)
Chaudhari T. Soft skills: types, characteristics and importance // Journal of Commerce and Trade. 2022. № 2, P. 9-12. URL: https://www.researchgate.net/publication/361217961_Soft_Skills_Types_Characteristics_and_Importance (дата обращения: 10.01.2023).
Eisner Elliot W. Franklin Bobbitt and the «Science of Curriculum Making» // The School Riview. 1967. Vol. 75, № 1, P. 29-47. URL: https://www.researchgate.net/publication /249187699_Franklin_Bobbitt_and_the_Science_of_Curriculum_MakingHow_to_Make_a_Curriculum_Franklin_Bobbitt (дата обращения: 20.01.2023).
Fortova L., Yudina A., Komissarova S. Teacher’s Image of a Higher Educational Institution of the Federal Penitentiary Service of Russia during Distance Learning // Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference «Current problems of social and labour relations» (ISPC-CPSLR 2021). Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. Amsterdam, 2022. С. 203-207. URL: https: // www.elibrary.ru/download/elibrary_48733602_24843575.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
Jobs lost, jobs gained: What the future of work will mean for jobs, skills, and wages / Manyika J., Lund S., Chui M., available at:  https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/jobs-lost-jobs-gained-what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages#part4 (дата обращения: 20.01.2023).
Johnson C., Humphreys D. Falling Short? College Learning and Career Success // Selected Findings from Online Surveys of Employers and College Students Conducted on Behalf of the Association of American Colleges & Universities. 2015. P. 1-13. URL: https: // dgmg81phhvh63.cloudfront.net/content/user-photos/Research/PDFs/2015employerstudentsurvey.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
Kapur R. Significance and Types of Soft Skills. 2021. URL: https://www.researchgate.net/publication/352373172_Significance_and_Types_of_Soft_Skills  (дата обращения: 10.01.2023).
Seemiller C., Megan G. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students. 2017. URL: https://doi.org/10.1002/abc.21293 (дата обращения: 10.01.2023).
Tulinayo F.P., Ssentume P., Najjuma R. Digital technologies in resource constrained higher institutions of learning: a study on students` acceptance and usability // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Mode of access: http://doi.org/10.1186/s41239-018-0117-y (дата обращения: 20.01.2023).
Peculiarities of forming high-demanded soft skills in the educational space of the escape room / Vekua N., Lubsky Andrey A., Perevochikova Marina S., Folgerova Julia N. // Perspectives of science and education. 2020. № 6(48). P. 397-412. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44465144_36125161.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
Wats M. Developing soft skills in students // The International Journal of Learning Annual Review. 2019. № 15(12). P. 1-9. URL: https://www.researchgate.net/publication/290728890_Developing_Soft_Skills_in_Students (дата обращения: 20.01.2023).