16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-05

Критерии и показатели оценки двигательного развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Aннотация

Введение. Актуальность задач физического воспитания дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС), направленных на изучение, анализ и оценку уровня двигательного развития, обусловлена высокими рисками нарушений двигательной сферы у детей этой нозологической группы, наличием проблем двигательного развития и снижением показателей физических кондиций. Проблема значимых индивидуальных различий в двигательном развитии детей с РАС вызывает необходимость объективной оценки его уровня и путей преодоления существующих дефицитов. Это свидетельствует о востребованности новых научных подходов к определению критериев и показателей оценки двигательного развития и вызывает необходимость педагогического обеспечения индивидуальных и групповых стратегий физического воспитания. Цель работы. Определение критериев, показателей и оценка уровня двигательного развития дошкольников с РАС. Материалы и методы. Анализировались и оценивались результаты исследования двигательного развития 27 детей старшего дошкольного возраста с РАС. Использовались теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение за выполнением двигательных заданий: прыжок в длину с места, метание мяча, стойка на одной ноге, подбрасывание и ловля мяча, бег на выносливость); методы математической статистики (φ-критерий Фишера). Результаты и их обсуждение. Предложены следующие критерии двигательного развития детей с РАС: техника выполнения заданий, уровень самостоятельности, уровень понимания речевых инструкций. Наблюдение и оценка уровня двигательного развития дошкольников с РАС показали ограниченность возможностей в технике выполнения физических упражнений, наличие у детей с РАС проблем, связанных с развитием функции равновесия (51,85%), трудностей становления целенаправленности в выполнении движений (44,44%). У 55,85% детей наблюдаются нарушения координации движений. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют об актуальности поиска новых методов и средств, обеспечивающих учет индивидуального уровня двигательного развития каждого ребенка с РАС, а именно визуальное структурирование деятельности и использование символов для развития самостоятельности в двигательной деятельности.


Введение. (Introduction). Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения и зарубежных исследований, расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у одного из 160 детей (Bennett, 2018:1). Для детей с РАС характерны дефицит социальной адаптации, коммуникации и расстройства поведения (Гаврилушкина, 2007; Гращенкова, 2021; Никольская, 2014). Наряду с этим, у 88 % детей с РАС имеют место риски двигательных нарушений (Bhat, 2021: 202).
По мнению отечественных и зарубежных авторов, трудности социального взаимодействия у детей с РАС, проблемы адаптации к условиям дошкольного учреждения, стереотипные и ограниченные интересы, повышенная и/или пониженная сенсорная реактивность, проявляющиеся в нетипичных поведенческих реакциях (отвлекаемость, агрессия и тревожность), отрицательно сказываются на двигательном развитии ребенка (Нестерова, Айсина, Суслова, 2016; Dakopolos, Jahromi, 2019).
Двигательное развитие мы определяем, как процесс качественного видоизменения системы движений ребенка по мере роста и накопления индивидуального опыта. Среди важных задач, которые ставятся в области физического воспитания детей с РАС, являются задачи, направленные на изучение уровня физического развития, двигательной активности, двигательного опыта, что в целом является фундаментом двигательного развития. В исследованиях О.С. Никольской, Э.В. Плаксуновой, А.Д. Соломко отмечается ряд своеобразий развития двигательной сферы детей с РАС, а именно: низкий уровень согласованности и координации движений; наличие стереотипных движений; снижение показателей уровня развития двигательных способностей; движения вялые или напряженно скованные, с отсутствием пластичности. У детей отмечается слабая реакция на помощь взрослого, затруднения в имитации движений взрослого, неумение действовать по инструкции и сознательно контролировать свои движения (Никольская, 2014; Плаксунова, 2014; Соломко, 2012). Все это вызывает необходимость разработки критериев и показателей оценки двигательного развития дошкольников с РАС.
Изучение и анализ динамики двигательного развития детей с РАС в практической деятельности позволяет педагогам осуществить индивидуальный подход, вносить изменения в процесс физического воспитания. А это крайне востребовано в целях повышения его качества и преодоления выше перечисленных дефицитов двигательного развития детей с РАС.
В связи с этим обозначим цель исследования − определение критериев, показателей и оценка уровня двигательного развития дошкольников с РАС.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Теоретико-методологической основой исследования и оценки уровня двигательного развития детей с РАС стала основополагающая концепция личностно-деятельностного подхода Л.С. Выготского (Выготский, 1983), А.Н. Леонтьева (Леонтьев, 2005), С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 2000) и др., о том, что процесс воспитания ребенка, в том числе физического, ориентирован на развитие его субъектности в детских видах деятельности с учетом личностного потенциала и возможностей. Учтены так же теории о развитии детей с расстройствами аутистического спектра (О.С. Никольская (Никольская, 2014), А.В. Хаустов (Хаустов, 2016); научно-теоретические положения о взаимосвязи и взаимозависимости двигательного и психического развития (А.Д. Соломко (Соломко,2012), M. Sowa (Sowa, 2012), в том числе и, у детей с РАС (А.А. Нестерова (Нестерова, Айсина, Суслова, 2016), Э.В. Плаксунова (Плаксунова, 2014), K. Stavrou (Stavrou, Tsimaras, Alevridou, Gregoriadis, 2018).
Материалы и методы (Methodology and methods). В ходе исследования применялись следующие методы:
- теоретические: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация современных исследований;
- эмпирические: наблюдение за выполнением физических упражнений (прыжок в длину с места, метание мяча, стойка на одной ноге, подбрасывание и ловля мяча, бег на выносливость);
- методы математической статистики (φ-критерий Фишера).
Для исследования уровня двигательного развития проводилось наблюдение и оценка выполнения физических упражнений 27 дошкольниками 5-7 лет, посещающими группы комбинированной и компенсирующей направленности дошкольных учреждений г. Белгорода № 12, 15, 36.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). На переосмысление критериев и показателей двигательного развития дошкольников с РАС нас нацелил анализ современных исследований Э.В. Плаксуновой (Плаксунова, 2014),
M. Krishtal (Slepian) (Krishtal, 2018), M. Sowa (Sowa, 2012), где в качестве основной проблемы определяется недостаточный уровень освоения техники двигательных действий, обусловленный нарушением регуляции мышечной деятельности.
При разработке критериев и показателей уровня двигательного развития были также учтены проблемы социального взаимодействия и общения детей с РАС, которые, по мнению О.П. Гаврилушкиной (Гаврилушкина, 2007), Н.С. Гращенковой,
М.М. Либлинг (Гращенкова, Либлинг, 2021), А.А. Нестеровой (Нестерова, 2016) и др. сопряжены с отсутствием потребности вступать в общение с другими детьми, повышенной тревожностью, с низкой степенью функциональности.
Обращение к исследованиям Р. Атаханова, Г.Д. Бухаровой, В.И. Загвязинского помогло определить и систематизировать требования к критериям и показателям двигательного развития детей с РАС, а именно теоретическая обоснованность, объективность, конкретность, замеряемость. Разработанные критерии и показатели двигательного развития детей с РАС представлены в табл. 1.
Оценка уровня двигательного развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра проводилась в соответствии с критериями и показателями.
Учитывая выделенные критерии и показатели, были определены следующие уровни двигательного развития дошкольников 5-7 лет с расстройствами аутистического спектра (оптимальный, допустимый, недостаточный), представленные ниже в табл. 2.
Результаты исследования и оценка уровня двигательного развития 5-7 лет с РАС представлены в табл. 3.
При проведении диагностических заданий по изучению двигательного развития возникли определенные сложности у всех детей с РАС. Одной словесной инструкции при выполнении движения было недостаточно. Дошкольники с РАС, участвовавшие в исследовании, нуждались в зрительных ориентирах, т.е. показе выполнения движений педагогом, другим ребёнком, без которых они не могли самостоятельно справиться с заданием, а также в вербальной, жестовой, физической и стимульной подсказке.
В ходе выполнения дошкольниками с РАС физического упражнения «Прыжок в длину с места» были получены следующие результаты: 3 (11,1%) детей продемонстрировали оптимальный уровень развития прыжка в длину; 11 (40,7%) детей – допустимый уровень и 13 (48,2%) детей – недопустимый уровень.
Дети с оптимальным уровнем развития прыжка в длину принимали правильную начальную позицию, точно или с небольшой погрешностью выполняли технические элементы прыжка. На этапе завершения прыжка ребенок удерживал равновесие самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Помощь взрослого при выполнении упражнения ребенок принимал и реагировал на речевые указания.
Дошкольники с РАС, продемонстрировавшие допустимый уровень развития прыжка в длину принимали правильную начальную позицию, ориентируясь на «подсказки». При выполнении прыжка наблюдались технические ошибки, связанные с трудностями в согласованном выполнении элементов техники прыжка, нарушениями контроля двигательных действий. Наблюдался недостаточный замах руками. На этапе завершения прыжка ребенок удерживал равновесие с помощью взрослого, приземлялся жестко, на всю стопу.
Дети с РАС, имеющие недостаточный уровень качества выполнения прыжка в длину, выполняли двигательное действие, не ориентируясь на последовательность элементов техники, не выполняли замах. Не реагировали на речевые указания, жестовые, физические и стимульные подсказки взрослого. Это отрицательно сказалось на дальности прыжка.
При выполнении упражнения «Бросок набивного мяча» оптимальный уровень развития броска на дальность из-за головы выявлен у 2 (7,4%) детей; 10 (37,01%) детей – допустимый уровень и 15 (55,59%) детей – недостаточный уровень.
Дети с оптимальным уровнем развития броска на дальность из-за головы правильно принимали исходное положение, точно или с небольшой погрешностью выполняли технические элементы движения (выдерживали направление замаха, прицеливались, согласовывали замах руками и бросок и пр.).
Дошкольники с установленным допустимым уровнем броска набивного мяча на дальность, принимали правильное исходное положение, ориентируясь на речевые указания и «подсказки» взрослого. При выполнении броска дети допускали технические ошибки, связанные с нарушением сенсомоторной координации, недостаточным замахом и пр.
Дети с РАС, имеющие недостаточный уровень развития броска на дальность, выполняли двигательное действие, не ориентируясь на его технику, не согласовывали замах руками и бросок, роняли набивной мяч, а не бросали его. В результате чего дальность броска была минимальной.
В ходе выполнения дошкольниками с РАС упражнения «Равновесие – стойка на одной ноге» оптимальный уровень качества выполнения упражнения выявлен у 2 (7,4%) детей; 11 (40,7%) детей – допустимый уровень и 14 (51,9%) детей – недостаточный уровень.
Дети с оптимальным уровнем развития статического равновесия понимают и принимают задание, правильно принимали исходное положение «Цапля», удерживали равновесие. Демонстрировали контроль положения тела в пространстве. Помощь взрослого при выполнении теста ребенок принимал и реагировал на речевые указания.
Дошкольники с РАС, продемонстрировавшие допустимый уровень развития статического равновесия, выполняли упражнение с помощью взрослого, принимали исходное положение. Незначительное время сохраняли равновесие самостоятельно.
Дети с РАС, имеющие недостаточный уровень развития статического равновесия, отказывались от задания или не принимали его. Речевые указания, «подсказки» взрослого не изменяли характер его выполнения.
В ходе выполнения дошкольниками с РАС упражнения «Бросок и ловля мяча» оптимальный уровень развития движения выявлен у 4 (14,8%) детей; 11 (40,7%) детей – допустимый уровень и 12 (44,5%) детей – недостаточный уровень.
Дети с оптимальным уровнем развития умения подбрасывать и ловить мяч правильно принимали начальную позицию и исполняли движения с учетом требований к технике (подбрасывали снизу-вверх двумя руками, ловили двумя руками, не прижимая к туловищу, контролировали глазами траекторию движения мяча в пространстве и пр.). Помощь взрослого при выполнении теста не понадобились.
Дошкольники с РАС, освоившие действие с мячом на допустимом уровне, подбрасывали и ловили мяч несколько раз (2-4 раза). Однако возникали трудности с качеством отдельных элементов (ловля) (прижимали руки к телу, кисти рук не принимали позицию «готовности» к ловле мяча, теряли траекторию движения мяча в пространстве). После потери мяча интерес к физическим упражнениям снижался. Речевые указания не стимулировали ребенка.
Дети с РАС, имеющие недостаточный уровень развития умения подбрасывать и ловить мяч, выполняли только отдельное действие – «подбросить мяч» или действие с мячом без учета инструкции взрослого. Речевые указания, жестовые, физические и стимульные подсказки взрослого не улучшали качество его выполнения. Дети постоянно теряли мяч, интереса к возобновлению действий не было.
При выполнении бега в умеренном темпе более половины детей (55,6%) справились с ним самостоятельно. Остальных детей (44,4%) педагогу приходилось брать за руку и стимулировать, чтобы они начали выполнять задание, бежать вместе с детьми, задавая темп и ритм движения. В беге у этих детей наблюдались стереотипные движения руками (взмахи), импульсивность и нарушения ритма.
Таким образом, наблюдается неоднородность и специфика качества и синхронности выполнения двигательных действий детьми с РАС.
Сопоставление показателей двигательного развития детей 5-7 лет с РАС и в норме, а также установление достоверности отличий с помощью φ-критерия Фишера показало, что на высоком уровне статистической значимости обнаружены отличия по оптимальному и недостаточному уровню двигательного развития (уровень значимости р<0,01). Достоверность отличий по допустимому уровню не выявлена.
Полученные нами данные подтверждают закономерности в нарушении двигательной сферы у детей дошкольного возраста с РАС, обозначенные в работах Э.В. Плаксуновой (Плаксунова, 2014), А.И. Репиной и др. (Репина, 2021), М.В. Соловьевой (Соловьева, 2020). А именно, нарушения сформированности двигательно-координационных способностей, регуляции мышечной деятельности, техники двигательных действий, выраженность стереотипных движений, их импульсивность.
На основании анализа показателей двигательного развития, были разработаны методические рекомендации, отражающие особые образовательные потребности детей с РАС, педагогический поиск различных методов, приемов, форм и средств обучения и воспитания. При организации двигательно-игровой деятельности с детьми с РАС педагогам рекомендуется уделять внимание налаживанию социального взаимодействия, которое позволяет установить эмоциональный контакт с ребенком; преодолеть негативизм в общении со взрослыми и сверстниками; смягчить эмоциональный дискомфорт; нейтрализовать страхи; поднять общий эмоциональный тонус.
При проектировании двигательно-игровой деятельности для детей с РАС необходимо ориентироваться и учитывать следующие психолого-педагогические условия и приемы работы:
- создание благоприятного психологического климата и комфортной психологической атмосферы на физкультурном
занятии;
- сохранение постоянства в пространственной организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
- четкость и краткость временных инструкций.
- использование символов для развития умения ориентироваться самостоятельно в действиях.
- оказание физической помощи в организации действия. В связи с трудностью подражания, переноса на себя схемы действий или просто моторных трудностей у ребенка с РАС большое значение в обучении приобретает метод пассивных движений. Этот метод заключается в непосредственной физической помощи ребенку с РАС в организации действия;
- снятие статического напряжения у детей с РАС с помощью физических упражнений и смены видов деятельности;
- определённый объем нагрузки: следует чередовать виды и интенсивность физических нагрузок и двигательной активности.
Эти методические рекомендации были учтены при разработке адаптивной программы физического воспитания «Играйте на здоровье» и игровой технологии ее реализации (Волошина, 2019).
Цель программы – стимулирование физического развития на основе использования игровых технологий, обогащение двигательного опыта, повышение жизнестойкости и адаптивных возможностей детей дошкольного возраста с РАС.
Достижение данной цели обеспечивается за счет решения ряда задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с РАС, в том числе обеспечение их эмоционального благополучия; содействие развитию двигательных качеств; обучение технике выполнения элементов спортивных игр;
- создание условий психомоторного развития детей с РАС с учетом возрастных, индивидуальных и особых образовательных потребностей; формирование общей культуры личности детей с РАС; формирование устойчивого интереса к совместным играм с элементами спорта, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- развитие инициативности и самостоятельности в двигательно-игровой деятельности.
Особая ценность использования игровых технологий в обучении детей с РАС технике выполнения физических упражнений заключается в возможности одновременного воздействия на их моторную, психическую, коммуникативную и социальные сферы.
Реализация программы начинается с диагностико-проектировочного этапа, на котором для проектирования групповых и индивидуальных стратегий используется диагностическая модель оценки двигательного развития дошкольников с РАС и дается оценка техники выполнения физических упражнений, самостоятельности выполнения двигательных действий, понимания речевых инструкций.
Заключение. (Conclusions). В результате проведенного исследования обоснована необходимость новых подходов в разработке критериев и показателей оценки двигательного развития детей с РАС. Научно обоснованные критерии и показатели оценки двигательного развития, использовались на диагностико-проектировочном этапе для выявления индивидуальных проявлений, возможностей и дефицитов двигательного развития детей 5-7 лет с РАС с целью проектирования индивидуальных маршрутов физического воспитания с использованием игровых программ и технологий.
Исследования двигательного развития детей 5-7 лет с РАС с использованием разработанных критериев и показателей позволили дополнить представления о нарушениях двигательного развития: импульсивный бег с неравномерным темпом, не согласованность движений руками при броске и ловле мяча, одноопорное отталкивание при прыжке в длину с места. Анализ результатов исследования подтверждает наличие у детей с РАС проблем, связанных с развитием функции равновесия (51,85%), нарушением регуляции мышечной деятельности, трудностей становления целенаправленности в выполнении движений (44,44%), нарушения координации движений (55,85%).
Проведенное исследование подтверждает актуальность и значимость поиска новых подходов, обеспечивающих групповые и индивидуальные стратегии двигательного развития детей с РАС, а также необходимость изучения влияния двигательно-игровой деятельности на результативность двигательного развития, корреляции личностного, социального и двигательного развития у детей с РАС.

Список литературы

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. История развития высших психических функций. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 368 с.
Гаврилушкина О.П. Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12 (5). С. 152-158.
Гращенкова Н.С. Развитие способности к общению у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в групповых коммуникативных играх «лицом к лицу» // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10 (1). С. 15-35.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание. Личность: учебное пособие. М.: Смысл: Академия. 2005. 352 с.
Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Модель сопровождения социализации детей с расстройством аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы // Образование и наука. 2016. № 2 (131). С. 121-131.
Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма // Альманах института коррекционной педагогики. Альманах №18 2014. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma (дата обращения: 09.10.2022).
Парциальная адаптивная программа физического воспитания «Играйте на здоровье» для детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / под общей редакцией Л.Н. Волошиной. Белгород: Литературный караван, 2019. 51 с.
Плаксунова Э.В. Исследование физического развития и двигательных способностей учащихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 1(42). C. 26-32.
Репина А.И., Тимофеева И.В., Салимов М.И. Развитие моторных функций у детей с расстройствами аутистического спектра // Адаптивная физическая культура и спорт. 2021. № 1. С. 62-64.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
Соловьева М.В. Диагностика физического развития и подготовленности детей с расстройствами аутистического спектра // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 12 (190). С. 237-241.
Соломко А.Д. Формирование игровых навыков и эмоционально-перцептивной сферы у детей 5-7 лет с расстройствами аутистического спектра средствами физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар. 2012. 23 с.
Хаустов А.В., Руднева Е.В. Выявление уровня социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 16-24.
Bennett M. et al. Translating autism myths into positive futures. Life on the autism spectrum // Springer, singapore. 2018. P. 1-15.
Bhat А.N. Motor impairment increases in children with autism spectrum disorder as a function of social communication, cognitive and functional impairment, repetitive behavior severity, and comorbid diagnoses: a spark study report // Autism research. 2021. Vol 14 (1). P. 202-219. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/aur.2453 (дата обращения: 21.07.2022)
Dakopolos A.J., Jahromi L.B. Differences in sensory responses among children with autism spectrum disorder and typical development: Links to joint attention and social 56 competence // Infant and Child Development. 2019. No. 28 (1). URL: http://doi.org/10.1002/icd.2117 (дата обращения: 22.07.2022).
Krishtal M. (Slepian). Ode to physical Education, or Why Sports are Necessary in a Comprehensive Program for Children with Autism // Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 16, (1). P. 61-68.
Lang R., Koegel L.K., Ashbaugh K., Regester A., Ence W., & Smith W. Physical exercise and individuals with autism spectrum disorders: A systematic review // Research in Autism Spectrum Disorders. 2010. Vol. 4. P. 565-574. DOI. org/10.1016/j. rasd.2010.01.006.
Sowa M. Effects of physical exercise on Autism Spectrum Disorders: A meta-analysis // Research in Autism Spectrum Disorders. 2012. Vol. 6. P. 46-57.
Stavrou K., Tsimaras V., Alevridou A., Gregoriadis A. The effect of an exercise program on communication and behavior of a child with Autism Spectrum Disorder //Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. 2018. Vol. 22. P. 99-106. DOI.org/10.15561/18189172.2.018.0206.

Благодарности

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00434 «Моделирование процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительной деятельности».