Оценка уровня двигательного развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра проводилась в соответствии с критериями и показателями.
Учитывая выделенные критерии и показатели, были определены следующие уровни двигательного развития дошкольников 5-7 лет с расстройствами аутистического спектра (оптимальный, допустимый, недостаточный), представленные ниже в табл. 2.
Результаты исследования и оценка уровня двигательного развития 5-7 лет с РАС представлены в табл. 3.
При проведении диагностических заданий по изучению двигательного развития возникли определенные сложности у всех детей с РАС. Одной словесной инструкции при выполнении движения было недостаточно. Дошкольники с РАС, участвовавшие в исследовании, нуждались в зрительных ориентирах, т.е. показе выполнения движений педагогом, другим ребёнком, без которых они не могли самостоятельно справиться с заданием, а также в вербальной, жестовой, физической и стимульной подсказке.
В ходе выполнения дошкольниками с РАС физического упражнения «Прыжок в длину с места» были получены следующие результаты: 3 (11,1%) детей продемонстрировали оптимальный уровень развития прыжка в длину; 11 (40,7%) детей – допустимый уровень и 13 (48,2%) детей – недопустимый уровень.
Дети с оптимальным уровнем развития прыжка в длину принимали правильную начальную позицию, точно или с небольшой погрешностью выполняли технические элементы прыжка. На этапе завершения прыжка ребенок удерживал равновесие самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Помощь взрослого при выполнении упражнения ребенок принимал и реагировал на речевые указания.
Дошкольники с РАС, продемонстрировавшие допустимый уровень развития прыжка в длину принимали правильную начальную позицию, ориентируясь на «подсказки». При выполнении прыжка наблюдались технические ошибки, связанные с трудностями в согласованном выполнении элементов техники прыжка, нарушениями контроля двигательных действий. Наблюдался недостаточный замах руками. На этапе завершения прыжка ребенок удерживал равновесие с помощью взрослого, приземлялся жестко, на всю стопу.
Дети с РАС, имеющие недостаточный уровень качества выполнения прыжка в длину, выполняли двигательное действие, не ориентируясь на последовательность элементов техники, не выполняли замах. Не реагировали на речевые указания, жестовые, физические и стимульные подсказки взрослого. Это отрицательно сказалось на дальности прыжка.
При выполнении упражнения «Бросок набивного мяча» оптимальный уровень развития броска на дальность из-за головы выявлен у 2 (7,4%) детей; 10 (37,01%) детей – допустимый уровень и 15 (55,59%) детей – недостаточный уровень.
Дети с оптимальным уровнем развития броска на дальность из-за головы правильно принимали исходное положение, точно или с небольшой погрешностью выполняли технические элементы движения (выдерживали направление замаха, прицеливались, согласовывали замах руками и бросок и пр.).
Дошкольники с установленным допустимым уровнем броска набивного мяча на дальность, принимали правильное исходное положение, ориентируясь на речевые указания и «подсказки» взрослого. При выполнении броска дети допускали технические ошибки, связанные с нарушением сенсомоторной координации, недостаточным замахом и пр.
Дети с РАС, имеющие недостаточный уровень развития броска на дальность, выполняли двигательное действие, не ориентируясь на его технику, не согласовывали замах руками и бросок, роняли набивной мяч, а не бросали его. В результате чего дальность броска была минимальной.
В ходе выполнения дошкольниками с РАС упражнения «Равновесие – стойка на одной ноге» оптимальный уровень качества выполнения упражнения выявлен у 2 (7,4%) детей; 11 (40,7%) детей – допустимый уровень и 14 (51,9%) детей – недостаточный уровень.
Дети с оптимальным уровнем развития статического равновесия понимают и принимают задание, правильно принимали исходное положение «Цапля», удерживали равновесие. Демонстрировали контроль положения тела в пространстве. Помощь взрослого при выполнении теста ребенок принимал и реагировал на речевые указания.
Дошкольники с РАС, продемонстрировавшие допустимый уровень развития статического равновесия, выполняли упражнение с помощью взрослого, принимали исходное положение. Незначительное время сохраняли равновесие самостоятельно.
Дети с РАС, имеющие недостаточный уровень развития статического равновесия, отказывались от задания или не принимали его. Речевые указания, «подсказки» взрослого не изменяли характер его выполнения.
В ходе выполнения дошкольниками с РАС упражнения «Бросок и ловля мяча» оптимальный уровень развития движения выявлен у 4 (14,8%) детей; 11 (40,7%) детей – допустимый уровень и 12 (44,5%) детей – недостаточный уровень.
Дети с оптимальным уровнем развития умения подбрасывать и ловить мяч правильно принимали начальную позицию и исполняли движения с учетом требований к технике (подбрасывали снизу-вверх двумя руками, ловили двумя руками, не прижимая к туловищу, контролировали глазами траекторию движения мяча в пространстве и пр.). Помощь взрослого при выполнении теста не понадобились.
Дошкольники с РАС, освоившие действие с мячом на допустимом уровне, подбрасывали и ловили мяч несколько раз (2-4 раза). Однако возникали трудности с качеством отдельных элементов (ловля) (прижимали руки к телу, кисти рук не принимали позицию «готовности» к ловле мяча, теряли траекторию движения мяча в пространстве). После потери мяча интерес к физическим упражнениям снижался. Речевые указания не стимулировали ребенка.
Дети с РАС, имеющие недостаточный уровень развития умения подбрасывать и ловить мяч, выполняли только отдельное действие – «подбросить мяч» или действие с мячом без учета инструкции взрослого. Речевые указания, жестовые, физические и стимульные подсказки взрослого не улучшали качество его выполнения. Дети постоянно теряли мяч, интереса к возобновлению действий не было.
При выполнении бега в умеренном темпе более половины детей (55,6%) справились с ним самостоятельно. Остальных детей (44,4%) педагогу приходилось брать за руку и стимулировать, чтобы они начали выполнять задание, бежать вместе с детьми, задавая темп и ритм движения. В беге у этих детей наблюдались стереотипные движения руками (взмахи), импульсивность и нарушения ритма.
Таким образом, наблюдается неоднородность и специфика качества и синхронности выполнения двигательных действий детьми с РАС.
Сопоставление показателей двигательного развития детей 5-7 лет с РАС и в норме, а также установление достоверности отличий с помощью φ-критерия Фишера показало, что на высоком уровне статистической значимости обнаружены отличия по оптимальному и недостаточному уровню двигательного развития (уровень значимости р<0,01). Достоверность отличий по допустимому уровню не выявлена.
Полученные нами данные подтверждают закономерности в нарушении двигательной сферы у детей дошкольного возраста с РАС, обозначенные в работах Э.В. Плаксуновой (Плаксунова, 2014), А.И. Репиной и др. (Репина, 2021), М.В. Соловьевой (Соловьева, 2020). А именно, нарушения сформированности двигательно-координационных способностей, регуляции мышечной деятельности, техники двигательных действий, выраженность стереотипных движений, их импульсивность.
На основании анализа показателей двигательного развития, были разработаны методические рекомендации, отражающие особые образовательные потребности детей с РАС, педагогический поиск различных методов, приемов, форм и средств обучения и воспитания. При организации двигательно-игровой деятельности с детьми с РАС педагогам рекомендуется уделять внимание налаживанию социального взаимодействия, которое позволяет установить эмоциональный контакт с ребенком; преодолеть негативизм в общении со взрослыми и сверстниками; смягчить эмоциональный дискомфорт; нейтрализовать страхи; поднять общий эмоциональный тонус.
При проектировании двигательно-игровой деятельности для детей с РАС необходимо ориентироваться и учитывать следующие психолого-педагогические условия и приемы работы:
- создание благоприятного психологического климата и комфортной психологической атмосферы на физкультурном
занятии;
- сохранение постоянства в пространственной организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
- четкость и краткость временных инструкций.
- использование символов для развития умения ориентироваться самостоятельно в действиях.
- оказание физической помощи в организации действия. В связи с трудностью подражания, переноса на себя схемы действий или просто моторных трудностей у ребенка с РАС большое значение в обучении приобретает метод пассивных движений. Этот метод заключается в непосредственной физической помощи ребенку с РАС в организации действия;
- снятие статического напряжения у детей с РАС с помощью физических упражнений и смены видов деятельности;
- определённый объем нагрузки: следует чередовать виды и интенсивность физических нагрузок и двигательной активности.
Эти методические рекомендации были учтены при разработке адаптивной программы физического воспитания «Играйте на здоровье» и игровой технологии ее реализации (Волошина, 2019).
Цель программы – стимулирование физического развития на основе использования игровых технологий, обогащение двигательного опыта, повышение жизнестойкости и адаптивных возможностей детей дошкольного возраста с РАС.
Достижение данной цели обеспечивается за счет решения ряда задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с РАС, в том числе обеспечение их эмоционального благополучия; содействие развитию двигательных качеств; обучение технике выполнения элементов спортивных игр;
- создание условий психомоторного развития детей с РАС с учетом возрастных, индивидуальных и особых образовательных потребностей; формирование общей культуры личности детей с РАС; формирование устойчивого интереса к совместным играм с элементами спорта, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- развитие инициативности и самостоятельности в двигательно-игровой деятельности.
Особая ценность использования игровых технологий в обучении детей с РАС технике выполнения физических упражнений заключается в возможности одновременного воздействия на их моторную, психическую, коммуникативную и социальные сферы.
Реализация программы начинается с диагностико-проектировочного этапа, на котором для проектирования групповых и индивидуальных стратегий используется диагностическая модель оценки двигательного развития дошкольников с РАС и дается оценка техники выполнения физических упражнений, самостоятельности выполнения двигательных действий, понимания речевых инструкций.
Заключение. (Conclusions). В результате проведенного исследования обоснована необходимость новых подходов в разработке критериев и показателей оценки двигательного развития детей с РАС. Научно обоснованные критерии и показатели оценки двигательного развития, использовались на диагностико-проектировочном этапе для выявления индивидуальных проявлений, возможностей и дефицитов двигательного развития детей 5-7 лет с РАС с целью проектирования индивидуальных маршрутов физического воспитания с использованием игровых программ и технологий.
Исследования двигательного развития детей 5-7 лет с РАС с использованием разработанных критериев и показателей позволили дополнить представления о нарушениях двигательного развития: импульсивный бег с неравномерным темпом, не согласованность движений руками при броске и ловле мяча, одноопорное отталкивание при прыжке в длину с места. Анализ результатов исследования подтверждает наличие у детей с РАС проблем, связанных с развитием функции равновесия (51,85%), нарушением регуляции мышечной деятельности, трудностей становления целенаправленности в выполнении движений (44,44%), нарушения координации движений (55,85%).
Проведенное исследование подтверждает актуальность и значимость поиска новых подходов, обеспечивающих групповые и индивидуальные стратегии двигательного развития детей с РАС, а также необходимость изучения влияния двигательно-игровой деятельности на результативность двигательного развития, корреляции личностного, социального и двигательного развития у детей с РАС.
Список литературы