16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-06

Исследование особенностей влияния семьи на самооценку детей старшего дошкольного возраста: практические результаты

Aннотация

Введение. В дошкольные годы одним из основных центров формирования самооценки ребенка является семья. Социально-психологические факторы семьи могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к негативным явлениям в формировании их самооценки. Тем не менее достаточно часто при анализе причин формирования низкой самооценки ребенка фактор семейного окружения недооценивается. Цель работы: выявить уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста и уточнить зависимость ее формирования от семейных условий. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 40 родителей (женщины – матери дошкольников) и 40 детей в возрасте от 5 до 7 лет, воспитанников дошкольных учреждений Подмосковья, Краснодарского края и Сахалинской области. Были использованы методики: беседа «Расскажи о себе» (А.М. Щетинина) и опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программного обеспечения Statistica 26.0. Результаты. Установлено, что у детей старшего дошкольного возраста анализируемой выборки сформирован средний уровень самооценки с вариативным показателем как в сторону завышенного показателя самооценки у большей доли детей, так и в сторону заниженного уровня самооценки у наименьшей части дошкольников анализируемой выборки. Отмечен более высокий уровень самооценки и ее более конкретная характеристика среди мальчиков старшего дошкольного возраста в сравнении с девочками той же возрастной группы. Формирование самооценки напрямую зависит от состава семьи и детско-родительских отношений. Заниженный уровень самооценки коррелирует с проживанием в неполной семье с родительским отношением в виде стиля «маленький неудачник» и авторитарной гиперсоциализацией. Формированию завышенного либо адекватного уровня самооценки в старшем дошкольном возрасте способствуют полная семья с принятием ребенка, кооперацией, или симбиозом (в меньшей степени) в качестве родительского отношения к дошкольнику. Заключение. Результаты исследования показали, что полная семья, кооперация и принятие ребенка являются значимым предиктором формирования завышенной/адекватной детской самооценки.


Введение (Introduction). Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема формирования адекватной самооценки ребенка старшего дошкольного возраста имеет высокую социально-психологическую значимость.
Проблеме самооценки как одной из важнейших в направлении психологии личности уделяли внимание значительное количество как зарубежных, так и российских авторов (Мухина, 2018; Неустроева, 2020; Cvencek еt al., 2016). Исследователи изучали самооценку: как первичную эмоцию (В. Столин, В Джеймс, Р. Бернс и др.); как процесс усвоения личностью внешних оценок, социальное сравнение по типу «лучше-хуже» и «похож-непохож» и самоатрибуцию (Л. Божович, А. Захарова, А. Шорохова и др.); как образование самосознания (Н. Лисина, А. Липкина и др.).
Специалистами исследованы различные аспекты проблемы самооценки личности: теоретические подходы к самосознанию как ядру личности (Б. Ананьев, Л. Выготский, С. Рубинштейн, С. Пантилеев и др.); идеи относительно особенностей проявления самосознания на этапе дошкольного детства (М. Лисина, А. Силвестру, С. Якобсон и др.); положение о специфике развития самооценки в раннем онтогенезе (Р. Шакурова и др.); теоретические и практические аспекты развития самооценки дошкольников в общении и разных видах деятельности (М. Лисина, А. Липкина, И. Димитров, Б. Волкова и др.).
В современных экспериментальных исследованиях акцент делается на различных аспектах проблемы самооценки дошкольника: на особенностях влияния взаимоотношений с взрослыми и сверстниками на самооценку старшего дошкольника (И. Мельник); на динамике изменений структурных элементов самооценки в дошкольном возрасте (Ж. Гордеева); на психологических условиях развития самооценки и создании внешних условий ее оптимизации в старшем дошкольном возрасте; на регулятивной функции компонентов самосознания дошкольников в процессе саморегуляции; на развитии самосознания и ее компонентов у одаренных старших дошкольников в совместной со сверстниками деятельности; воспитании ценностного отношения к себе у старших дошкольников средствами народной педагогики (С. Светличная).
Самоощущение ребенка, вероятно, во многом определяется широким спектром социальных взаимодействий и жизненного опыта, а также когнитивными процессами, посредством которых этот опыт интерпретируется. Тем не менее, сторонники развития долгое время отдавали предпочтение роли семьи в формировании детской личности, и именно семейные отношения получили наибольшее внимание как возможные корреляты ранних представлений о себе. Семья, безусловно, играет решающую роль в развитии личности ребенка и ее самосознания, оказывая гораздо больше влияние, чем другие воспитательные мероприятия. В жизни каждого ребенка родители играют значительную и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения (Поляков и соавт., 2017).
Семья как малая психосоциальная группа является наилучшей воспитательной средой для личности. Воспитание является сложной конструкцией, включающей несколько многогранных переменных и определено как нормальная вариация в попытках родителей контролировать своих детей и заставить их социализироваться; социализирующий стиль, помогающий стиль. Стили воспитания и детско-родительские отношения охватывают поведение и отношение родителей, а также эмоциональную среду, в которой они воспитывают своих детей (Bailey, Jakicic, 2020).
У каждого родителя свой подход к тому, как взаимодействовать и направлять своих детей. Родительская работа представляет собой сложную и тяжелую возможность поддерживать и способствовать росту и развитию ребенка. В этом отношении родительская компетентность состоит из поведенческих, аффективных и когнитивных элементов, при этом родительская самоэффективность является ключевым компонентом (Беляева, 2021). Воспитание включает в себя множество конкретных установок, которые работают индивидуально и в совокупности, чтобы влиять на поведение ребенка. Мораль, принципы и поведение ребенка обычно устанавливаются через эту связь. При этом существует тесная связь между типом родительского отношения и поведением детей. Разные типы восприятия ребенка могут привести к разным результатам в его развитии (Голованова, 2020).
Некоторые социально-психологические факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или неправильными позициями родителей, могут вызвать снижение ее воспитательной способности. Родительская дезадаптация является довольно распространенным симптомом дисфункции в современной семье, при этом увеличение случаев жестокого обращения с детьми, чрезмерной защиты и противоречивого воспитания считаются подлинными индикаторами дезадаптации стиля родительства (Usnatdinova, 2022). Любое отклонение в семейных отношениях негативно сказывается на формировании личности ребенка, характера, самооценки и других психологических качеств (Квашина, 2021).
Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период начинает активно развиваться самосознание, формироваться самооценка, имеющая решающее влияние на развитие ребенка в следующие возрастные периоды.
Социально-психологические факторы семьи могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к негативным явлениям в формировании их самооценки. У таких детей могут быть различные проблемы: беспокойство, трудности в воспитании и обучении и тому подобное (Деркунская, Ермолик, 2018). В связи с чем создание гармоничных отношений, психологически комфортного климата в семье должно быть главной задачей родителей, ведь без него невозможно сформировать здоровую полноценную личность ребенка (Комарова, Рассказова, 2022).
Изучением вопросов влияния семейного воспитания на развитие самооценки ребенка дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Так, Т. Мишина, А. Добрович выделили неблагополучные формы родительско-детских отношений; А. Захаров описал типы неправильного воспитания; Г. Крайг предложил классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения параметров родительского контроля и теплоты и т.п. Согласно теории социального взаимодействия Л.С. Выготского, социальное взаимодействие между сознанием ребенка и опекуном является жизненно важным ключом к когнитивному развитию ребенка. Каждый родитель желает своим детям всего наилучшего, особенно когда речь идет об их интеллектуальных способностях, самооценке, моральных ценностях и развитии характера (Wiggins, 2012; Wilson, Conyers, 2013).
Многие родители, с другой стороны, не осознают, что воспитание и забота о своих детях в чрезмерно ограниченной или чрезмерно снисходительной манере может привести к тому, что они потеряют уверенность в себе и стремление к успеху. По мнению ряда исследователей, семейная среда, особенно поведение родителей, влияет на межличностную компетентность и изменения в развитии ребенка (Florez, 2011; Papadopoulos, 2020). Однако вопросы развития адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте исследованы недостаточно. В научной литературе отсутствует единое мнение относительно сущности адекватной самооценки и семейных факторов ее развития у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, недостаточная разработанность исследуемой проблемы и необходимость преодоления противоречия между потребностью в уточнении особенностей влияния семьи на формирование адекватной самооценки у старших дошкольников и отсутствием всесторонней разработанности этой проблемы в дошкольной педагогике обусловили выбор цели настоящего исследования.
Цель работы – выявить уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста и уточнить зависимость особенностей ее формирования от семейных условий.
Материалы и методы исследования (Methodology and methods). В рамках исследования был проведен констатирующий педагогический эксперимент, задачами кого были:
- охарактеризовать уровни развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности детско-родительских отношений;
- определить влияние на развитие самооценки дошкольников детско-родительских отношений и состава семьи.
В соответствии с поставленными задачами методика констатирующего эксперимента реализовывалась в экспериментальной работе в двух направлениях: с дошкольниками 5-7 лет и с родителями. В ходе проведения констатирующего эксперимента мы исходили из понимания, что самооценка личности является интегративным образованием, имеет компонентную структуру и подвергается развивающим воздействиям.
В исследовании приняли участие 40 родителей (женщины – матери дошкольников в возрасте от 25 до 37 лет, средний возраст выборки женщин составил 31 год) и 40 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым участником. Для того, чтобы возможно было сделать максимально эффективный сравнительный анализ данных, полученных в процессе диагностической деятельности, всех детей, принимавших участие в исследовании, мы объединили их в несколько групп по возрастным и половым признакам. Данные представлены в табл. 1.
Таким образом, в исследовании приняли участие 17 детей (42,5%) от 5 до 6 лет и 23 ребенка (57,5%) в возрасте от 6 до 7 лет. Из общего количества детей, которые приняли участие в исследовании 19 мальчиков (47,5%) и 21 девочка (52,5%) из них 14 ((35%) детей проживают в неполных семьях и 26 (65%) в полных.
В исследовании были использованы методики: беседа «Расскажи о себе» (А.М. Щетинина) и опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программного обеспечения Statistica 26.0. Значимые отличия между группами оценивали с помощью критерия Манна-Уитни. Достоверность отличий оценивалась на уровне р <0,05. Для изучения взаимосвязи между переменными был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). С целью получения информации о системе знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о самооценке как важном качестве их личности, была использована методика-беседа «Расскажи о себе» (А.М. Щетинина). Результаты, выявленные с помощью методики «Расскажи о себе» можно анализировать по основным признакам: по уровню самооценки ((высокий, средний, низкий) и по характеру самооценки (общий, конкретный).
Общие данные об уровне самооценки у детей, принявших участие в исследовании, представлены на рис. 1.
Несмотря на то, что в дошкольном детстве у детей соответственно к возрастной норме преобладает неадекватно завышенный уровень самооценки, только 24 (60%) детей, принимавших участие в исследовании, имеют высокий уровень самооценки, из них в полной семье воспитывается – 22 (70,97%), в неполной семье – 2 (22,22%) детей; средний уровень самооценки выявлен у 11 (27,5%) детей, из них в полной семье проживает 8 (25,81%), в неполной – 3 (33,33%); у остальных 5 (12,5%) детей выявлен заниженный уровень самооценки, из них в неполной семье воспитываются 4 (44,44%) ребенка, а в полной семье лишь 1 (3,23%) ребенок (табл. 2).
Мы выдвигаем предположение, что заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте основана не только на критическом отношении к себе, на неуверенности в собственных силах, но также зависит от условий воспитания в полных и неполных семьях. В свою очередь, неуверенность в собственных силах может быть результатом завышенных требований к детям со стороны родителей в неполной семье, использование ими только отрицательных оценок, без учета индивидуальных возможностей и особенностей ребенка.
Данные о характере самооценки и ее связи с половой принадлежностью ребенка представлены в табл. 3.
Завышенный уровень самооценки выявлен у 14 (73,68%) мальчиков и 10 (47,62%) девочек; средний уровень самооценки выявлен у 3 (15,79%) мальчиков и 8 (38,10%) девочек; у 2 (10,53%) мальчиков и 3 (14,29%) девочек выявлен заниженный уровень самооценки. Исходя из полученных данных, можно увидеть, что для 14 (66,67%) девочек и 8 (42,11%) мальчиков характерен общий характер самооценки, в то время, как у 11 (57,89%) мальчиков и у 7 (33,33%) девочек самооценка имеет конкретный характер. Дети с общим характером самооценки имеют более высокий ее уровень, чем дети с конкретным уровнем самооценки. Соответственно, дети с общим характером самооценки чувствуют себя более социально уверенными, чем дети, у которых самооценка по характеру конкретна.
В настоящем исследовании рассматриваются корреляты детских представлений о себе в первую очередь через призму семейных систем. Перспектива семейных систем фокусирует внимание на уникальной роли каждого отдельного члена семьи и семейных отношений (мать-ребенок, отец-ребенок, триада мать-отец-ребенок) в развитии самооценки подчеркивает роль семьи, а также собственных характеристик детей в развитии самооценки.
Для выявления родительского отношения мы воспользовались «Опросником родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина. Результаты анализа родительского отношения к детям в зависимости от их пола и состава семьи представлены в табл. 4 и 5.
Согласно результатам исследования видно, что у большинства семей (32,5%) доминирует тип «принятие» (из них 12 (38,71%) полных и 1 (11,11%) неполная семья, что означает эмоциональное отношение родителей к ребенку. При этом в семьях, где воспитывают мальчиков, принятие характерно в большей степени.
У 20% семей преобладает тип «кооперация» (из них 7 (22,58%) полных и 1 (11,11%) неполная семья), что говорит о социально-желательном типе семейных отношений. Такие родители заинтересованы в планах ребенка, стараются помочь, сочувствуют ему.
Родители доверяют ребенку, стараются встать на его сторону по любым вопросам.
И дети видят в родителях опору, поддержку, могут открыться и обратиться за помощью. При этом в семьях, где воспитывают мальчиков, кооперация характерна в большей степени.
У 20% изучаемых родителей выявлен тип «симбиоз» (из них 6 (19,35%) полных и 2 (22%) неполные семьи). При этом в семьях, где воспитывают девочек, симбиоз характерен в большей степени.
В 20% семей определен тип родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» (из них 4 (12,9%) полных и 4 (44%) неполные семьи), что говорит о наличии высокого контроля за поведением ребенка, соблюдением строгой дисциплины, послушания.
Лишь 7,5% родителей соответствуют типу родительского отношения «маленький неудачник» (из них 2 (6,45%) полных и 1 (11%) неполная семья).
В рамках данного исследования мы также изучили влияние родительского отношения и состава семьи на развитие самооценки детей с учетом их пола. Для изучения взаимосвязи между переменными был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (табл. 6).
Так, выявлены тесные связи между полом ребенка и завышенным уровнем самооценки (r=,644), ее конкретным характером (r=,571) – самооценка в большей степени завышена и имеет конкретный характер среди мальчиков. Для девочек в большей степени характерным является общий характер самооценки (r=,511) без влияния женского пола на уровень самооценки.
Выявлена значительная зависимость самооценки ребенка старшего дошкольного возраста от полного/неполного состава семьи. Завышенному уровню самооценки способствует полный состав семьи (r=,541), тогда как неполная семья способствует формированию заниженного уровня самооценки (r=,644). Таким образом, дети старшего дошкольного возраста с заниженной самооценкой чаще вырастают в неполных или неблагополучных семьях.
При этом авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация ребенка способствуют развитию низкой самооценки (r=,841 и r=,512).
В семьях со здоровым психологическим климатом в отношениях между родителями и детьми воспитываются дети с адекватной либо завышенной самооценкой. При этом принятие ребенка (r=,799), кооперация (r=,632) и симбиоз (r=,632) способствуют развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста и отрицательно коррелируют с формированием заниженного уровня самооценки.
Полученные результаты подтверждают более ранние имеющиеся в литературе исследования (Долгова и соавт., 2015; Казначеева, 2021 и др.). Авторы также отмечают, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. Тогда как корреляционный анализ, выполненный Т.Н. Кочетковой (2020) для обнаружения связи самооценки дошкольников с ошибочными стилями родительского воспитания, не выявил значимых корреляционных связей. Качественный анализ данных по всей детской выборке показал, что у детей из разных по составу семей могут встречаться все виды самооценки. Достоверные различия установлены только по заниженной самооценке, преобладающей у старших дошкольников из неполных семей. В связи с этим нуждается в дополнительном изучении выявление условий, способствующих гармоничному развитию старшего дошкольника в семье с одним родителем.
Заключение (Conclusions). Представлены результаты констатирующего педагогического эксперимента по выявлению особенностей самооценки, проведенного с детьми старшего дошкольного возраста. Отражено разделение детей старшего дошкольного возраста в зависимости от уровня и характера самооценки и факторов межличностного взаимодействия в семье (состав семьи, детско-родительские отношения, стиль воспитания), оказывающих влияние на особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте.
Согласно настоящему исследованию, данные, связанные с выявлением особенностей самооценки посредством корреляций с семейными особенностями в виде состава семьи и детско-родительских отношений, показали, что полные семьи с кооперацией являются важным предиктором самооценки. Кроме того, принятие ребенка является важным предиктором его развития и это говорит о том, что самооценка значительно выше у тех дошкольников, чьи родители придерживаются кооперации, принятия и симбиоза.
Уровень самооценки является одной из важнейших структурных единиц социальной уверенности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе формирования собственного социального образа «Я». Низкая самооценка в старшем дошкольном возрасте является препятствием для формирования позитивного образа «Я» ребенка младшего школьного возраста и самостоятельности ребенка подросткового возраста и требует, на наш взгляд, дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Список литературы

Беляева С.О. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Актуальные проблемы дошкольного образования, Челябинск, 30 апреля 2021 года. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. С. 62-65.
Голованова Н. Ф. Воспитание: теория для практиков. Москва: Русайнс, 2020. 214 с.
Деркунская В.А., Ермолик О.В. Новые форматы взаимодействия педагогов и родителей дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2018. № 5-6. С. 98-103.
Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Смирнова О.А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 116-120.
Казначеева В.А. Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста // Научные труды Московского гуманитарного университета. №. 5. 2021. С. 38-43.
Квашина Н.Н. Родительское отношение к ребенку как предмет исследования в психологии // Постулат. 2021.
Комарова О.Н., Рассказова, А.Л. Родительское отношение как фактор развития личности ребенка // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 1. С. 75-84.
Кочеткова Т.Н. Самооценка дошкольника как индикатор благополучия семейных отношений // Общество: социология, психология, педагогика. №. 5. 2020. С. 94-101.
Мухина Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания // Вопросы науки и образования. 2018. №3 (15). С. 203-206.
Неустроева Т.Н. Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой // Инновационная наука. 2020. № 5. С. 160-162.
Поляков Д.В., Дорофеева С.Г., Конопля Е.Н. Семья и ее роль в формировании самооценки у ребенка // Семья в современном мире. 2017. № 12-1. С. 108-112.
Cvencek D., Greenwald A.G., Meltzoff A.N. Implicit measures for preschool children confirm self-esteem's role in maintaining a balanced identity // Journal of Experimental Social Psychology. 2016. № 62. Р. 50-57.
Florez I.R. Developing young children’s self-regulation through everyday experiences. Young Children. 2011. № 66. Р. 46-51.
Papadopoulos D. Psychological foundations of cognitive and socio-emotional development of gifted children: A. Review of research literature and conclusions // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2020. № 8(1). Р. 305-323.
Usnatdinova J.Sh. Characteristics of individual approach to the development of self-assessment ability in preschool adult children // European research: innovation in science, education and technology: Collection of scientific articles LXXVII International correspondence scientific and practical conference, London, United Kingdom: Problems of science. 2022. Р. 65-67.
Wiggins G. Feedback for learning: Seven keys to effective feedback. Educational Leadership, 2012, №7 (1), Р. 10-16.