16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-1

Исследование мотивации выпускников в получении и продолжении педагогического образования

Aннотация

Введение. Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником (Максим Горький). Обучение – процесс, который продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности педагога и является неотъемлемым элементом роста и развития его как специалиста. Вопрос мотивации в получении и продолжении педагогического образования связан с самой спецификой работы педагога как транслятора стимулов к познанию действительности. Целью работы стало изучение мотивов в получении и продолжении педагогического образования. Материалы и методы. В статье представлен анализ результатов опроса выпускников педагогических специальностей разных уровней образования: СПО, бакалавриат, магистратура (176 человек). В рамках анкетирования были рассмотрены следующие аспекты, раскрывающие учебную мотивацию: вероятность продолжения образования, планируемый уровень образования и направления подготовки, оптимальная форма обучения, мотивы выбора специальности, оценка уровня качества освоения образовательной программы, оценка процесса обучения в вузе, оценка ситуации с работой на момент обучения и перспектив на рынке труда, оценка профессиональной подготовки, оценка и рекомендации по совершенствованию структуры и содержания образовательной программы. Результаты. Большинство опрошенных выпускников всех уровней образования (69%) имеют ясное представление о своих перспективах в системе непрерывного педагогического образования. Учащиеся среднего профессионального уровня образования наиболее мотивированы в продолжении обучения, учащиеся магистратуры более мотивированы в реализации себя в трудовой деятельности по выбранной специальности. На уровне бакалавриата возникают серьезные сложности в поддержании мотивации к продолжению педагогического образования. Выпускники всех уровней образования, при выборе дальнейшего направления обучения, все чаще выбирают иные направления. Как свидетельствуют результаты ответов на вопросы о значимых аспектах профессиональной подготовки, участие в практической деятельности играет огромную мотивационную роль. При этом учащиеся отмечают нехватку такого вида деятельности, в том числе и всех видов практик. Заключение. Полученные нами данные о мотивах получения и продолжения педагогического образования необходимо учесть при реализации принципов непрерывного образования.


Введение (Introduction). Обучение на протяжении всей жизни становится частью профессионального развития любого специалиста в современном мире. «Если изначально непрерывное образование – лишь принцип, который лежит в основе функционирования образовательной системы, то впоследствии оно превращается в сложно структурированное взаимодействие институтов и субъектов с разнообразными функциями, постоянно расширяющееся, целостное в своем многообразии образовательное пространство, где создаются возможности удовлетворения социальных и личных потребностей, увеличиваются возможности выбора не только программ, но и видов, типов и содержания обучения», – считают исследователи из Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (Лобанов, Титова, Юдин, 2018: 20).
Суть проблемы мотивации в непрерывном образовании, на наш взгляд, кроется в способности образовательной системы реализовать все многообразие образовательных путей, сохраняя высокий уровень удовлетворенности социальных и личных потребностей обучающегося. Зависимость системы образования от внешних экономических, социальных факторов делают эту задачу невероятно сложной. Специфика же педагогического образования состоит, в том числе, и в том, что обучающиеся уже были непосредственными участниками образовательных отношений, уже знакомы с будущей сферой деятельности, уже сформировали свои представления, сквозь призму которых воспринимают новое знание. Так, образовательная система должна не только учитывать, но и трансформировать при необходимости эти представления в процессе обучения педагогов.
Из-за большого количества различных теоретических подходов к структуре мотивации обучения проблематично сформулировать универсальное определение. Мотивация в обучении – процесс комплексный и динамический, включающий в себя индивидуальные мотивы, на основе которых обучение начинается, формируется на всем протяжении и, благодаря которым, создается дальнейшая долгосрочная мотивация.
Мотивы в обучении могут быть внешними, то есть управляемыми извне (запросы рынка труда, получение квалификации, достижение определённого уровня обучения и получение диплома об обучении и др.) и внутренними (развитие собственных компетенций, присвоение нового знания и др.).
Мотивацию к обучению можно рассматривать и как результат процесса, который варьируется в зависимости от ситуации. Ситуационная мотивация к обучению обуславливается взаимосвязанными факторами внутренних мотивов учащихся и внешних стимулов. При этом внутренняя мотивация к обучению означает, что обучение само по себе является источником мотивации, то есть воспринимается положительно и приносит удовлетворение. Разграничение этих двух проявлений мотивации к обучению носит скорее аналитический характер.
Отечественные и зарубежные исследователи проблемы (О.Н. Арестова, А.С. Афанасьева, Е.В. Карпова, J. Künsting, F. Lipowsky) сходятся во мнении, что учебная внутренняя мотивация является относительно устойчивым конструктом, сохраняясь на протяжении всего образовательного пути, но безусловно меня свою многоуровневую конфигурацию (Карпова, Афанасьева, 2021; Арестова и др., 2002; Künsting, Lipowsky, 2011). Проблеме мотивации учебной деятельности посвящены работы В.Г. Асеева (Асеев, 1976), Л.И. Божович (Божович, 1972), А.А. Вербицкого (Вербицкий, Бакшаева, 2000), О.С. Гребенюка (Гребенюк, 1985), В.Г. Леонтьева (Леонтьев, 2002), Д.А. Леонтьева (Арестова и др., 2002), П.М. Якобсона (Якобсон, 1969) и других ученых. Ведущий американский эксперт в области экономики образования, доктор Генри М. Левин в своих исследованиях приходит к выводам, что хорошее здоровье, достаток и чувство удовлетворенности жизнью во взрослом возрасте зависят от количества лет, посвященных учебе, а нет от академических результатов (Levin, McEwan, 2002).
Современные исследователи, исследуя проблему мотивации в контексте развития ИКТ, отмечают, что мобильные устройства «позволяют усилить обучающий эффект, повысить мотивацию и интерес к изучаемому предмету и в будущем станут большим прорывом…» (Семенова, Воробьева, 2022: 63).
В изучении факторов и барьеров саморазвития аспирантов в контексте непрерывного педагогического образования С.Б. Серякова подчеркивает, что в «аспирантской подготовке не менее важным фактором является внутренняя мотивация аспиранта, его способность к самообучению и саморазвитию, к рефлексии результатов своего продвижения в научно-исследовательской и образовательной деятельности» (Серякова, 2022: 73). Л.Ф. Красинская и А.С. Климова приводят такие данные о мотивации поступления в аспирантуру: «ведущим мотивом явилась подготовка и защита диссертации – 40,0%, получение учёной степени, стремление заниматься научной деятельностью – 39,5% аспирантов» (Красинская, Климова, 2020: 28).
Несмотря на широкий спектр представленных теоретических и эмпирических исследований, пока остаются неосвещёнными составляющие учебной мотивации будущего педагога в условиях реализации непрерывного педагогического образования (на уровнях СПО/вуза), которые учитывают все возможные образовательные траектории (формальное/информальное образование, ДПО, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров).
Целью исследования стало изучение мотивов в получении и продолжении педагогического образования.
Материалы и методы (Methodology and methods). В рамках исследования была разработана методика анкетирования («Анкета выпускника СПО/вуза»), проведен опрос 176 выпускников, из которых 155 человек – женского пола, 21 – мужского, проанализированы ответы 116 выпускников бакалавриата, 39 выпускников магистратуры и 21 выпускника среднего профессионального уровня педагогического образования. Большинство опрашиваемых находились в возрастной группе от 20 до 28 лет, шестеро участников опроса – в возрастной группе от 33 до 55 лет. Выбранные направления анализа, такие как: «Перспективы продолжения образования», «Планируемое направление подготовки», «Оптимальная форма обучения», «Мотивы выбора специальности», «Оценка уровня качества освоения образовательных программ и процесса обучения в вузе», «Перспективы на рынке труда», «Оценка профессиональной подготовки и образовательных программ» позволили раскрыть проблему мотивации учащихся на каждом из образовательных уровней. Были обобщены результаты проведенных опросов выпускников, на основе анализа сделаны выводы об уровне мотивации выпускников к продолжению обучения в системе непрерывного педагогического образования.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Перспективы продолжения образования
Как показали результаты проведенного исследования, большинство опрошенных выпускников (69%) планируют продолжать свое образование, в том числе и после магистратуры. Ожидаемо, что больше всего настроены на дальнейшее обучение выпускники колледжа, меньше всего – выпускники магистратуры. В магистратуру после бакалавриата предполагают поступать 68% выпускников, а каждый второй в магистратуре высказал желание продолжать обучение. Затруднились с ответом на вопрос о продолжении обучения 31% выпускников магистратуры и 24% выпускников бакалавриата (рис. 1).
Выпускники колледжа практически единогласно видят для себя перспективы в получении высшего образования и лишь 5% выбрали вариант продолжения обучения в системе неформального образования. 73% выпускников бакалавриата выразили желание продолжить свое обучение в системе формального образования, практически поровну оставшиеся опрашиваемые разделились на желающих получать дальше дополнительное образование и неформальное/информальное образование.
38% выпускников магистратуры планируют продолжить обучение в аспирантуре, но преимущественно, а именно – 43% склоняются к получению дополнительного профессионального образования в дальнейшем. Неформальное/информальное образование на уровнях бакалавриата и магистратуры выбрало по 15% учащихся соответственно (рис. 2).
Неформальное/информальное образование в качестве перспективного вида образования отмечали в основном учащиеся, которые затруднялись с ответом о продолжении обучения в принципе.
Планируемое направление подготовки
Выпускники колледжа более ясно представляют свой будущий путь в образовании, больше половины из них выбрали педагогическое и психолого-педагогическое направление. На втором месте в списке предпочтений психологическое направление (29%), на третьем – специальное (дефектологическое) (рис. 3).
Выпускники бакалавриата показали высокий процент не определившихся с направлением дальнейшего обучения. Всего 26% респондентов выбрали педагогическое и психолого-педагогическое направление, тогда как психологическому направлению отдали свое предпочтение 31% учащихся. Филологическое, специальное (дефектологическое) и другие направления (такие как философия, лингвистика, менеджмент, информационные системы и технологии, социальная работа, государственное и муниципальное управление) отметили как возможное для себя 13% опрошенных выпускников бакалавриата.
36% выпускников магистратуры не определились с дальнейшим направлением образования, такой же процент опрошенных склоняется к выбору педагогического и психолого-педагогического направления. Снова велик процент выбравших психологичное направление (23%). Всего 5% окончивших магистратуру обратили свое внимание на другие направления.

Оптимальная форма обучения

Для среднего профессионального уровня образования наименее привлекательными оказались очная (5%) и смешанные формы обучения (4%). Скорее всего это связано с возможностью выйти на желаемую работу сразу после получения среднего профессионального уровня образования. Более 72% учащихся предпочли бы заочную и очно-заочную форму, дистанционная форма получила 19% голосов опрошенных выпускников (рис. 4).
Среди выпускников бакалавриата лидирует традиционная очная форма обучения (34%), 28% респондентов из бакалавриата хотели бы учиться дистанционно, 17% выпускников отдали предпочтение смешанной форме. Заочная и очно-заочная формы набрали 22% голосов опрошенных выпускников бакалавриата.
Выбор выпускников магистратуры существенно отличается от выбора выпускников других уровней образования. Дистанционный и смешанный формат кажется им наиболее приемлемым (72%), заочная и очно-заочная формы набрали в сумме 10%, а очная – 18%.
Мотивы выбора специальности
На вопрос о мотивах выбора специальности можно было дать несколько вариантов ответов. Более 52% опрошенных воспользовались правом выбрать несколько вариантов ответа, что говорит о сложной структуре мотивационной основы образования.
Превалирующее количество выпускников всех уровней образования называют главным мотивом выбора своей специальности то, что им нравится эта специальность. Востребованность выбранной специальности стала вторым ведущим мотивом, остальные мотивы разделились неравномерно в каждом из уровней образования.
Предложенные другие варианты ответов, такие как «не знал куда себя деть после школы», «желание работать с детьми», «новое направление», «так получилось», «интересовали литература и МХК» были объединены в графу «Другое», которая набрала минимальное количество голосов.
Продолжение семейной традиции как мотив чаще встречался в ответах выпускников колледжа (19%), для бакалавров на третьем месте оказались такие мотивы как «рекомендация родителей/друзей» (19%) и «не прошел по баллам на другое направление подготовки» (19%). Для магистрантов существенным оказался мотив «рассчитываю на/имею конкретное место работы» (рис. 5).
Оценка уровня качества освоения образовательной программы и процесса обучения в вузе
Одним из факторов, который в наибольшей степени влияет на учебные результаты и мотивацию в обучении является оценка своих способностей. Адекватная, положительная самооценка уровня – лучшая мотивация. Учащиеся, которые показывают высокие результаты успеваемости более мотивированы и наоборот.
В целом, большинство учащихся оценивают уровень качества освоения образовательной программы как «высокий» и «выше среднего».
Выпускники магистратуры и колледжа очень схожи в своих оценках, а выпускники бакалавриата показали самый низкий процент опрошенных, которые высоко оценивают уровень качества освоения образовательной программы, преимущественно отвечая «средний» (38%) и «выше среднего» (41%). Среди выпускников бакалавриата обнаружены даже минимальные оценки «ниже среднего» (2%) и «низкий» (1%), которые отсутствовали на других уровнях (рис. 6).
Выпускники магистратуры почти в 80% случаев довольны процессом обучения в вузе, благодаря оправдавшимся карьерным ожиданиям и профессионально-личностному развитию. 18% опрошенных магистрантов затруднились с ответом на вопрос и всего 2% респондентов из магистратуры не увидели какого-либо положительного влияния обучения на личностный рост и свои карьерные перспективы.
Выпускники бакалавриата снова сошлись в своих оценках с выпускниками среднего профессионального уровня образования и более 63% голосов на каждом из уровней позитивно оценивают процесс обучения, отрицательные оценки дали более 17% респондентов, затруднились ответить более 18% опрошенных (рис. 7).
Перспективы на рынке труда
Больше всего работающих по специальности учащихся на момент обучения оказалось на уровне среднего профессионального образования – 71%, чуть меньше 67% – в магистратуре и 31% опрошенных работает по специальности, обучаясь в бакалавриате (рис. 8).
Ожидаемо наиболее трудоустроены выпускники магистратуры (95%), немного отстают выпускники колледжа (86%),
на третьем месте выпускники бакалавриата (63%).
Большое количество (37%) нетрудоустроенных – обучавшихся в бакалавриате, более чем в два раза меньше таких на среднем профессиональном образовательном уровне (14%) и всего 5% в магистратуре.
Оценка своих перспектив на рынке труда вызвала затруднения более чем у 27% опрошенных. Выпускники магистратуры преимущественно высоко оценивают свои карьерные шансы (67%), несколько скромнее о перспективах рассуждают выпускники бакалавриата (47%) и среднего профессионального уровня образования (52%). Не очень высоко свои шансы на рынке труда оценивает лишь 3% выпускников магистратуры (рис. 9).
Можно констатировать, что выпускники бакалавриата и колледжа распределили свои голоса практически идентично. Больше половины опрошенных затрудняются ответить или не очень высоко оценивают свои перспективы на рынке труда. Больше 47% респондентов все-таки позитивно видят свои карьерные перспективы.
Более 43% опрошенных планирует работать по специальности, проценты неуверенных в ответе распределились по уровням образования практически идентично и составляют более 18% всех респондентов.
В магистратуре меньше всего выпускников, которые планируют работать не по специальности, что было ожидаемо, учитывая долгий пройденный образовательный путь.
Выпускники бакалавриата и среднего профессионального уровня образования практически идентично ответили на вопрос о планах работы по специальности. Более 63% выпускников планирует работать по специальности, более 17% опрошенных бакалавров планирует выбрать другой карьерный путь, более 18% затруднились с ответом.
Оценка профессиональной подготовки и образовательной программы
На вопрос о наиболее важных аспектах подготовки по специальности можно было выбрать несколько вариантов ответов.
Наиболее значимым аспектом при оценке профессиональной подготовки стала – личность преподавателя; лишь немного уступил ответ «практика»; на третьем месте, с небольшим отрывом, лекционно-практические занятия; научно-исследовательская работа и внеучебная деятельность замыкают список значимых аспектов (рис. 10).
Для выпускников магистратуры наиболее существенными оказались такие аспекты в следующей последовательности: личность преподавателя, лекционно-практические занятия и научно-исследовательская работа. Выпускники бакалавриата выбрали как приоритетные в профессиональной подготовке: личность преподавателя, практику и лекционно-практические занятия. Для выпускников колледжа наиболее значимыми стали: практика, личность преподавателя и лекционно-практические занятия.
Большинство выпускников (более 85% выпускников магистратуры, 71% выпускников среднего профессионального уровня образования и 65% выпускников бакалавриата) позитивно оценивают набор включенных в образовательную программу дисциплин и практик, последовательность их изучения и объем (рис. 11).
Более 9% выпускников на каждом из уровней давали негативную оценку образовательной программы. Воздержались от ответа 24% выпускников среднего профессионального уровня образования, 12% выпускников бакалавриата и 2% выпускников магистратуры.
Охотнее других давали рекомендации для преобразования образовательной программы бакалавры (29%), на втором месте – магистранты (18%), и всего 5% – выпускники колледжа.
Рекомендации по совершенствованию структуры и содержания образовательной программы
Пункт анкеты для выпускников о рекомендациях по совершенствованию структуры и содержания образовательной программы не содержал вариантов ответа, предлагалось самим сформулировать предложения.
Больше половины выпускников магистратуры (51%) не предложили никаких рекомендаций, 33% выпускников бакалавриата и 43% выпускников колледжа также воздержались от рекомендаций.
Самой частой рекомендацией на всех уровнях образования стало увеличение количества практической деятельности: более 31% выпускников магистратуры, 41% выпускников бакалавриата, 43% выпускников колледжа.
Учащиеся среднего профессионального уровня образования высказали пожелания увеличения доли дисциплин и информации, касающейся самой образовательной программы (5%), ее актуализации, адаптирования содержания дисциплин под современные реалии (5%), предложения реализации обучения в смешанном формате (5%).
Опрошенные студенты бакалавриата давали самые разнообразные рекомендации.
9% выступили за увеличения доли дисциплин и информации, касающейся самой образовательной программы, 5% – за актуализацию программ и содержания дисциплин согласно современным реалиям, 3% – за предложения реализации обучения в смешанном формате. В пункт «Другое» (11%) попали все остальные рекомендации, такие как: «обновление состава преподавателей», «добавление в программы дисциплины «Робототехника», прочие организационные рекомендации.
Студенты магистратуры также обратили внимание на желание увеличения доли дисциплин и информации, касающейся самой образовательной программы (10%), 5% опрошенных высказали разнообразные рекомендации, попавшие в пункт «Другое», минимальное число опрошенных назвали в качестве предложений увеличение доли научно-исследовательской деятельности и актуализацию программы и содержания дисциплин под современные реалии.
Полученные данные соотносятся с результатами смежных исследований в области учебной мотивации последних лет в следующих аспектах:

- зафиксирована преимущественно позитивная мотивация к продолжению педагогического образования (Колесова, 2023);

- обнаружена взаимосвязь рефлексии и ее развития с составляющими учебной мотивации (Тихомирова, Кочетков, 2017);

- «адекватность учебной мотивации магистрантов выше, чем у студентов бакалавриата» (Тихомирова, Кочетков, 2017);

- в рамках непрерывного педагогического образования возможно и необходимо корректировать изначально низкую учебную мотивацию (Шевченко 2022).

Заключение (Conclusions). Большинство опрошенных выпускников всех уровней образования ясно представляют свои перспективы по продолжению обучения. Получившие среднее профессиональное образование студенты колледжа, несмотря на большой процент уже работающих по специальности молодых преподавателей, практически единогласно высказали желание получать в дальнейшем высшее образование. В целом выпускники колледжа выглядели более определившимися со своим будущим образовательным путем.
Выпускник педагогического колледжа видится нам человеком, который продолжает семейную традицию, работает по педагогической специальности, планирует совмещать будущую учебу в высшем учебном заведении и работу.
В результате проведенного исследования было выявлено, что наименее мотивировано в процессе обучения выглядят выпускники бакалавриата. Они менее удовлетворены качеством освоения образовательной программы, среди них чаще встречаются ответы о случайном выборе специальности. Они же предлагают самый разнообразный перечень рекомендаций по совершенствованию образовательной программы.
Выпускники бакалавриата преимущественно предполагают продолжить свое образование, однако чаще уже по другой специальности. Кроме того, более 26% опрошенных бакалавров высказались о выборе в дальнейшем неформального/информального или дополнительного профессионального образования. Нами был зафиксирован самый большой разброс по предполагаемым направлениям дальнейшего обучения от самого востребованного психологического направления до таких направлений как менеджмент, информационные системы и технологии, социальная работа, государственное и муниципальное управление и других. Среди опрошенных бакалавров также самый большой процент неопределившихся с будущим направлением образования.
У бакалавров самые низкие показатели по дальнейшим планам, связанным с работой по специальности и ниже других они оценивают свои шансы на рынке труда. Низкие показатели трудоустройства по специальности на момент обучения возможно связаны с преимущественно очной формой занятий в бакалавриате, однако по-прежнему очный формат обучения не уступил в их ответах ни дистанционному, ни смешанному.
Также негативнее других выпускников они оценивают содержание и структуру образовательной программы, при этом наиболее значимым в их профессиональной подготовке стала личность преподавателя.
Серьёзную озабоченность вызывает то, что выпускники всех уровней при выборе дальнейшего направления обучения оставляют педагогические специальности и выбирают психологическое направление. Психологическое образование приоритетно у выпускников бакалавриата, выпускникам колледжа и магистратуры оно также представляется одним из самых перспективных.
Спрос на формальное образование по-прежнему превышает таковой на неформальное/информальное образование. Дополнительное профессиональное образование представляется выпускникам магистратуры как самый лучший вариант для продолжения своего обучения.
Оптимальная форма обучения выбирается скорее всего современными учащимися исходя из дополнительных условий нахождения на определённом уровне образования: очная форма для бакалавров, дистанционная и смешанная для магистрантов и заочная и очно-заочная для студентов колледжа.
В вопросе выбора специальности учащиеся руководствовались «сердцем и разумом»: большинству нравилась специальность, которая еще и была, по их мнению, востребована. Такое сочетание мотивов безусловно лучший стимул для дальнейшей успешной учебной деятельности.
Расчёт на конкретное место работы был зафиксирован у выпускников колледжа и магистратуры, бакалавры также совершали свой выбор по рекомендации родителей и друзей, а студенты колледжа – часто продолжатели семейной традиции.
Учащиеся чаще всего адекватно оценивают результаты своего обучения, могут довольно точно определять свой уровень подготовки. Так, большинство выпускников всех уровней образования достаточно высоко оценивают уровень качества освоения ими образовательной программы, подтверждается это и их преимущественно положительной оценкой самого процесса обучения, состава и содержания образовательной программы.
У большинства студентов оправдались карьерные ожидания, увидели они и профессионально-личностное развитие в процессе обучения. Сопоставимыми по степени влияния на профессиональную подготовку аспектами на всех уровнях образования стали: личность преподавателя, практика и лекционно-практические занятия.
Огромную мотивационную роль играет участие в практической деятельности, об этом свидетельствуют результаты ответа на вопрос о значимых аспектах профессиональной подготовки учащихся. Острая нехватка именно практической деятельности, в том числе и всех видов практик, была зафиксирована при анализе рекомендаций на всех уровнях образования.
Большинство выпускников магистратуры планируют либо завершить обучение на данном этапе, либо продолжить его уже в рамках дополнительного профессионального образования, 38% из опрошенных планируют поступать в аспирантуру. При этом магистранты чаще других соотносят свое будущее образование с педагогическими направлениями. Они наиболее трудоустроены и выше других оценивают свои шансы на рынке труда.
Магистранты наиболее позитивно оценивают как свой уровень качества освоения образовательной программы, так и структуру и содержание ОП, дают меньше всего рекомендаций к ее изменению. Выпускники магистратуры чаще других планируют работать по специальности и, в целом, более мотивированы оставаться строить карьеру по выбранной специальности.
В заключении можно сформулировать, что учащиеся среднего профессионального уровня образования наиболее мотивированы в продолжении обучения, учащиеся магистратуры более мотивированы в реализации себя в трудовой деятельности по выбранной профессии. Сложности в поддержании мотивации в продолжении педагогического образования в контексте непрерывного образования возникают прежде всего на уровне бакалавриата. Связано это со многими факторами, которые определяют векторы дальнейших исследований данной проблемы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что особое внимание стоит уделить организации и реализации практической подготовки в обучении будущих педагогов, максимально приближенной к их будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: «Мысль», 1976. 158 с.
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352с.
Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидакт. аспект / О.С. Гребенюк; под ред. М.И. Махмутова. М.: Педагогика, 1985. 151с.
Колесова С.В. Позитивная мотивация студентов к продолжению педагогического образования // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 324-329.
Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №3. С. 24-36. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36.
Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат. 2002. 261 с.
Мотивация студентов в дистанционном обучении: монография / Е.В. Карпова, А.С. Афанасьева. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. 359 с.
Непрерывное образование: методология, технологии, управление: коллективная монография / под ред. Н.А. Лобанова, Л.Г. Титовой, В.В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 298 с.
Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева; М-во образования Рос. Федерации. Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (технол. ун-та), каф. психолого-пед. и соц.-филос. проблем образования. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. 200 с.
Семенова Г.В., Воробьева Н.В. Мобильное обучение как инструмент формирования мотивации студентов к изучению иностранного языка в вузе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №4. С. 55-65. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-5.
Серякова С.Б. Факторы и барьеры саморазвития аспирантов в контексте непрерывного педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 70-83. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2205.07.
Современная психология мотивации / Арестова О.Н. и др.; под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 342 с.
Тихомирова Т.С., Кочетков Н.В. Мотивация к обучению и личностная рефлексия: особенности и взаимосвязь у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2017. № 3 (22). С. 53-62.
Шевченко Н.Н. Мотивы выбора профессии будущими учителями как фактор становления их профессонально-субъективной позиции // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 410-413.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 316 с.
Cost-effectiveness and Educational Policy (Yearbook of the American Education Finance Association) / H.M. Levin, P.J. McEwan. Hardcover, Eye On Education. 2002. 203 s.
Künsting J., Lipowsky F. Studienwahlmotivation und Persönlichkeitseigenschaften als Prädiktoren für Zufriedenheit und Strategienutzung im Lehramtsstudium // Zeitschrift für Pädagogische Psychologie. 2011. 25(2). S. 105-114.

Благодарности

Работа выполнена в рамках темы № 122061400040-2 «Сравнительный анализ различных стратегий реализации непрерывного педагогического образования» государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.