16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-7

Особенности взаимодействия молодых супругов с разной степенью сепарации от родительской семьи

Aннотация

Введение. Сепарация повзрослевшего ребенка от родителей, подразумевает процесс изменения отношений с родителями в сторону большего равенства, паритета и равных отношений между родителями и детьми. Эффективное завершение сепарации означает достижение молодыми людьми личностной автономии. Нарушенный или не завершенный процесс сепарации оборачивается трудностями при построении собственных супружеских и детско-родительских отношений, наличием тревоги и неуверенности в браке, не возможности выстроить искренние, основанные на взаимном доверии отношения. Цель исследования: изучение особенностей взаимодействия молодых супругов с разной степенью сепарации от родительской семьи. Материалы и методы: в исследовании приняли участие 100 человек, мужчины (N=50) и женщины (N=50), в возрасте от 25 до 45 лет со стажем супружеской жизни от 1 года то 5 лет. Были использованы методики: опросник «ПЭА»− понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность (автор А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой); опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана); тест на определение психологической и энергетической сепарации от родителей (Т.А. Бондаренко).Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием не параметрического математического метода Крускалла-Уоллиса, с применением программы статистического анализа SSPS. Результаты: у супругов во взаимоотношениях преобладает понимание, эмоциональная привлекательность и авторитетность (уважение). Конфликты в супружеских парах чаще всего связаны с ревностью, расхождением в отношении к деньгам, нарушением ролевых ожиданий. В конфликтной ситуации большинство супругов чаще всего используют положительно активный тип реакции, примерно треть супругов – ведут себя пассивно, несколько меньше трети – проявляют негативную активность. Большинство супругов имеют средний уровень сепарации, треть выборки − высокий, также около трети − низкий. Во взаимоотношениях супругов с высоким уровнем сепарации от родительской семьи чаще наблюдаются: понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность. Для супругов с низким уровнем сепарации от родительской семьи характерны проблемы и конфликты по поводу отношений с родственниками и друзьями, разногласия в вопросах воспитания детей, стремление к автономии, нарушение ролевых ожиданий, рассогласование в представлениях о нормах поведения. Супруги, имеющие низкий уровень сепарации от родителей, часто сталкиваются с трудностями в построении гармоничных семейных отношений, не способны уважать мнение друг друга. Заключение. Подтверждено, что характеристики взаимодействия в супружеской паре различаются у супругов с разной степенью сепарации от родительской семьи.

Введение (Introduction). Современная реальность такова, что молодые люди часто проявляют несоответствие психологического и паспортного возрастов. Об этом часто говорят педагоги и родители, да и сами подростки и представители юношеского возраста соглашаются с этими замечаниями. Еще одна тенденция связана с нежеланием взрослеть, то есть принимать решения относительно выбора собственного жизненного пути, принятия ответственности за выбор профессии, создание семьи, при решении других важных задач. Психологи ищут причины, которые могут обусловливать данные явления. Многие ученые (А.С. Буреломова (2013), А.А. Галеева (2011), А.Г. Журавлева (2006), М. Золотухина (2014), А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых (1990, 2011), В.С. Собкин (1997), Н.Н. Толстых (2015), J. Arnett (2000), J. Arnett, R. Žukauskienė, K. Sugimura (2014), J. Arnett, M. Kloep, L. B. Hendry, J. Tanner (2011), N. Galambos, M. Loreto Martinez (2007), D. Ludwig (2010); R. Marantz Henig (2010), C. M. Mehta, J. J. Arnett, C. G. Palmer & L. J. Nelson (2020), M. Syed (2017), N. Sylvia, A. Reifman (2022)) исследуют и описывают феномен позднего взросления молодежи, который связан с увеличением времени периода детства, избеганием процесса изучения и осмысления своего внутреннего мира, своих потребностей и интересов, ценностей и смыслов, отсутствием мотивации к успеху и достижениям, прокрастинацией, переносом ответственности за собственную жизнь на других, что затрудняет процесс саморазвития. Молодых людей, обладающих подобными характеристиками, некоторые психологи, вслед за Питером Мартином, который в 1985 ввел это понятие, называют «взрослыми детьми». Питер Мартин использовал термин – «кидалт» (на основе сочетания английских слов «kid» – ребенок и «adult» − взрослый), который применим для характеристики людей, которым присуща детскость (непосредственность) в поведении, наличие увлечений не свойственных взрослым, уход от реальности в мир иллюзий и фантазий. В контексте данной проблемы американский психолог Дэн Кайли в 1983 году написал книгу «Синдром Питера Пэна: мужчины, которые не выросли», в которой описал архетип, названный «Синдромом Питера Пэна» (в переводе с латинского языка означает «вечный мальчик»), используемый для обозначения инфантилизма молодых людей, старше 20 лет, психологические черты которых не соответствуют нормативным характеристикам данного возраста. К.Г. Юнг и К. Кереньи (1941), изучая мифологию, описали архетип Puer Aeternu (с лат. – «вечный мальчик»), называемый «комплекс Пуэра», которым характеризовали обаятельных, но социально не зрелых мужчин, покоряющих своим мальчишеским очарованием. У мужского архетипа «Пуэр» имеется и женский вариант Puella aeternus «Пуэлла аэтэрнус», или «вечная девушка» (термин Хельтона Годвина Бэйнеса (1949)), но он мало исследован, сам Юнг его не упоминал и его исследованием занимался П. Гарвей. Эти и многие другие исследования позволяют выделить часто встречаемый в период юношества и молодости поведенческий стереотип, характеризующийся игривостью, демонстрацией протестной атрибутики, избеганием и отрицанием ответственности из-за навязанных социумом и культурой нарциссических и потребительских установок. Одной из причин инфантилизации молодого поколения является отсутствие или нарушение процесса психологической сепарации от родительской семьи.
Зрелость, автономность или дифференцированность личности, которая наступает вследствие успешной сепарации, необходима для психологического и социального развития личности, профессионального и личностного самоопределения.
Сепарация повзрослевшего ребенка от родителей, подразумевает процесс изменения отношений с родителями в сторону большего равенства, паритета и равных отношений между родителями и детьми. Это процесс влечет за собой перестройку ролей и функций всех членов семьи. Эффективное завершение сепарации означает достижение личностной автономии молодыми людьми в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
Нарушенный или не завершенный процесс сепарации для молодых людей оборачивается трудностями при построении собственных супружеских и детско-родительских отношений, наличием тревоги и неуверенности в браке, не возможности выстроить искренние, основанные на взаимном доверии отношения.
Значение родительской позиции в формировании личности и жизненных установок и ценностей детей подчеркивали в своих трудах педагоги и общественные деятели Я. Корчак (1919), А.П. Нечаев (1929), Н.И. Пирогов (1952), Д.Ф. Писарев (1894), В.А. Сухомлинский (1979), К.Д. Ушинский (1979) и многие другие.
Проблемы детско-родительских отношений исследовали такие выдающиеся психологии как Л.И. Божович (1968), Л.С. Выготский (1984), И.В. Дубровина (2008), М.И. Лисина (1985), А.Н. Леонтьев (1983), В.С. Мухина (2011), Г.Т. Хоментаускас (2003), Д.Б. Эльконин (1999).
Феномен сепарации от родителей и его влияние на развитие личности детей, а также факторы, которые влияют на процесс сепарации изучали Дж. Боулби (2006), Д. Берлингейм (2017), А. И. Захаров (1986), М. Земска (1986), М. Кляйн (2012), Й. Лангмейер (1984), М.И. Лисина (1985), М. Лифшитц (1988), М. Малер (2011), З. Матейчек (1992), А.М. Прихожан (2000), Н.Н. Толстых (2016), Г. Фигдор (2006), З. Фрейд (2022), А. Фрейд (2024), М. Эйнсворт (2005) и другие.
Разные аспекты супружеских взаимоотношений исследовали Ю.Е. Алешина (2004), Б.С. Волков (2017), В.Н. Дружинин (2006), А.Я. Варга (2001), Л.Я Гозман (1987), С. Минухин (2006), Г.А. Навайтис (1999), Н.Н. Обозов (2007), В. Сатир (2014), Л.Б. Шнейдер (2000), Э.Г. Эйдемиллер (2008), В.В. Юстицкис (1990).
Существует множество работ, посвященных раскрытию механизмов функционирования семейных отношений, тем не менее, взаимоотношения супругов с разным уровнем сепарации от родителей, не изучены в полной мере.
Так, ряд терминов: «сепарация», «автономия» и «дифференциация Я», имеющих схожее содержание некоторые авторы рассматривают как идентичные, другие находят в них значимые различия. Дж. Хоффман и М. Боуэн отождествляют указанные понятия между собой (Хоффман, 1984; Боуэн, 2008). Важными являются вопросы психологической сепарации, которые рассматриваются в контексте теорий автономии, субъектности и независимости личности (Брушлинский, 2003; Нартова-Бочавер, 2014).
Термин «сепарация» впервые появился в работах М. Малер и Ф. Пайн, где речь шла о разделении ребенка и матери и формировании отношений с окружающим миром (Малер и Пайн, 2011).
М. Малер считала, что «сепарация – это способность объединять разочаровывающие и приятные аспекты взаимодействия с другим человеком, которые и приводят к устойчивому ощущению себя, возможности контролировать свое эмоциональное состояние при общении, а неспособность интегрировать эти аспекты вела к психопатологии» (Малер, 211).
Представители психоаналитической теории рассматривают процесс сепарации как психологическое отделение ребёнка от семьи и, в частности, от матери. «Сепарация включает в себя не только физическое отделение от родителей, но и достижение эмоциональной независимости, что выражается в способности человека искать новые объекты любви», считает П. Блос, который характеризует процесс сепарации не только с точки зрения субъективный психологии, но и через межличностные отношения (Блос, 2010).
На основе анализа исследований отечественных и зарубежных психологов к пониманию феномена сепарации Н.Е. Харламенкова, Е.В. Кумыкова, А.К. Рубченко создали свою модель психологической сепарации. Авторы означили внешний («разрыв отношений и принятие своей самостоятельности») и внутренний («сепарация Я от внутренних объектов и отделение образа я от прошлого и будущего») процессы, описывая механизм сепарации (Харламенкова, Кумыкова, Рубченко, 2015).
Психолог Т. Сытько рассматривает семейную сепарацию как «многосторонний процесс перестройки межличностных отношений между всеми членами семьи в связи с фактом взросления детей, предполагающий последовательное осознание взрослеющим человеком и его родителями «отделенности» друг от друга, эмоциональное переживание и принятие этого факта, формирование чувства независимости, преобразование поведения с учетом уникальной личностной идентичности каждого из членов семьи» (Сытько, 2014).По мнению Т. Сытько «критериями успешности сепарации считаются внешний (возможность автономного существования и успешная адаптация к различным социальным ситуациям), а также внутренний (субъективное переживание комфорта/дискомфорта в отношениях со значимым «другим»)» (Сытько, 2014).
Понимая сепарацию как обретение независимости от родителей, С. Гаваззи и другие авторы выделили три составляющих сепарации: финансовую (необходимость финансовой поддержки), функциональную (необходимость чувства заботы и общения с родителями), психологическую (степень лояльности и обязательств перед родителями).
Таким образом, анализ теоретических источников, выявление пробелов в науке позволили сформулировать цели и гипотезу нашего исследования.
Цель исследования заключается в изучении особенностей взаимодействия молодых супругов с разной степенью сепарации от родительской семьи.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что характеристики взаимодействия в супружеской паре различаются у супругов с разной степенью сепарации от родительской семьи: супруги с высоким уровнем сепарации от родительской семьи чаще проявляют в своих отношениях взаимопонимание, эмоциональное притяжение, авторитетность; у супругов с низким уровнем сепарации от родительской семьи часто возникают конфликты, связанные с отношениями с родственниками и друзьями, воспитанием детей, в связи со стремлением к автономии, нарушением ролевых ожиданий и рассогласованием норм поведения.
Материалы и методы исследования (Methodology and methods). Исследование было начато в рамках выполнения выпускной квалификационной работы «Особенности взаимодействия молодых супругов с разной степенью сепарации от родительской семьи (на примере семей военнослужащих)» А.С. Латышевой под научным руководством Е.А. Овсяниковой в 2022 году и было продолжено до 2023 года с участием М.Ю. Худаевой на расширенной выборке респондентов (Латышева, 2023). Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Опросник ПЭА – понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность (Автор Волкова А.Н., модификация Слепковой В.И.). 
2. Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана).
3. Тест на определение психологической и энергетической сепарации от родителей (Автор теста: Бондаренко Т.А.).
В исследовании приняли участие 100 человек, мужчины (N=50) и женщины (N=50), в возрасте от 25 до 45 лет со стажем супружеской жизни от 1 года то 5 лет.
Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы статистического анализа SSPS, а также с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
Для выбора математического метода выборка была проверена на нормальность распределения. Так как статистика асимметрии по изучаемым показателям («Вопросы, связанные с воспитанием детей» (As=387), «Проявление стремления к автономии» (As=572), «Расхождения в отношении к деньгам» (As=563) превышает ее стандартную ошибку (0,241), то распределение является не нормальным, следовательно, мы использовали не параметрические математические методы (Крускалла-Уоллиса, Мана-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Мы изучили характеристики взаимоотношений в супружеских парах, принявших участие в исследовании. Опросник «ПЭА» - понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность, под авторством Волковой А.Н., в модификации Слепковой В.И. позволил определить степень выраженности взаимного понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке. Результаты указанных характеристик взаимоотношений в паре представлены на рис. 1.

 

Среди выделенных характеристик наиболее развито понимание (Мх=16,9; Mmax=30), благодаря которому супруги имеют склонность к сотрудничеству, компромиссу при решении проблем, гибкость в общении, а доброту, мягкость, отзывчивость. Понимание способствует познанию индивидуальных особенностей своего партнера, адекватной интерпретации его желаний, мыслей и поведения. Тем не менее, иногда не исключены ситуации, связанные с неспособностью понимать своего/свою супруга/супругу, искаженное восприятие настроения партнера. Чуть менее выражено эмоциональное притяжение (Мх=16,4; Mmax=30), что свидетельствует об интересе партнеров друг к другу, способности идти на контакт, открытости в общении. Тем не менее, иногда супруги могут чувствовать усталость в партнерстве и нежелание включаться в общение. Наименее выражена в отношениях супругов нашей выборки авторитетность (Мх=15,8; Mmax=30), которая связана с принятием друг друга, чем меньше сформирована авторитетность, тем чаще проявляется пренебрежение чувствами и желаниями партнера.
Мы рассмотрели гендерные различия, в сформированности всех трех показателей (понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность или уважение) у мужчин и женщин, но существенных различий не обнаружили.
Далее мы изучили характеристики отношений супругов в ситуациях возникновения противоречий в паре. Для решения этой задачи мы применили опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана. Полученные данные отражены на рис. 2.
Полученные данные свидетельствуют о том, что конфликты в супружеских парах чаще всего возникают на почве ревности (Мх=1,8; Mmax=2), проявление которой обнаруживается в чувстве беспокойства, злости, слабом волевом контроле собственного поведения в конфликтных ситуациях. Также часто супружеские конфликты связаны с расхождением в отношении к деньгам (Мх=1,8; Mmax=2), такие разногласия основываются на разном понимании принципов ведения бюджета и могут приводить к утаиванию доходов и расходов, необоснованному транжирству, сокрытию долгов, либо к чрезмерной экономии и финансовому насилию, шантажу. Достаточно часто конфликтные ситуации и недопонимание спровоцированы нарушением ролевых ожиданий (Мх=1,4; Mmax=2), то есть завышенными ожиданиями по отношению друг к другу или несовпадением этих ожиданий с реальностью. Несколько реже супружеские конфликты обусловлены проблемами отношений с родственниками и друзьями (Мх=0,8; Mmax=2). Такого рода конфликты между супругами могут возникать на основе негативного отношения или восприятия одного или обоих супругов родителей или прародителей «второй половины»; непринятия или неодобрения друзей или родственников супруга/ги. Именно этот вид конфликтов чаще всего связан с отсутствием или не завершенным процессом сепарации от родительской семьи. Значительно реже конфликты возникают при рассогласовании норм поведения (Мх=0,6; Mmax=2), так как эти вопросы можно урегулировать договоренностями. Наименее значимыми темами для супружеских конфликтов являются проявление доминирования одним из супругов (Мх=0,5; Mmax=2), проявление стремления к автономии (Мх=0,3; Mmax=2) и вопросы, связанные с воспитанием детей (Мх=0,1; Mmax=2).
Анализ гендерных различий показал, что практически по всем характеристикам взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях, мужчины и женщины имеют идентичные показатели, кроме шкалы «Проявление доминирования одним из супругов» (Мх1=0,4; Мх2=0,5; Mmax=2), где несть не существенная разница, которая не является статистически значимой. У мужчин этот показатель менее выражен, чем у женщин, то есть мужчины более спокойно воспринимают возможность лидерства супруги, в то время как женщины не готовы принимать доминирование партнера. Таким образом статистически значимых различий в характеристиках супружеского взаимодействия у мужчин и женщин не обнаружено.
Кроме того, используемый опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, позволил изучить общий уровень конфликтности в паре (рис. 3).
Примерно половина выборки супругов (43%) в конфликтной ситуации чаще всего используют положительно активный тип реакции. Доминирование у супругов такого типа реакции в конфликтах способствует созданию благоприятного психологического климата в семье, так как данный тип реакции в конфликте способствует разрешению противоречий, поиску взаимовыгодного решения, сопровождается самоконтролем и стремлением наладить отношения. Примерно треть супругов (31%), участвовавших в нашем исследовании проявляет пассивную реакцию в конфликтных ситуациях. Данная реакция выражается в склонности к уступкам, избегании открытого обсуждения противоречивых позиций, поиска решений, непоследовательности суждений. Несколько меньше трети выборки супругов (26%) обнаружили негативно активную реакцию в конфликте. Такая реакция ведет к нагнетанию и обострению конфликта, уводит его в не конструктивное русло, характеризуется недоверием друг к другу, нарушением этических норм общения. Таким образом, большинство супругов (57%) не обладают конструктивными типами поведения в конфликтных ситуациях, что подчеркивает актуальность нашего исследования, направленного на поиск причин дисгармонии в супружеских отношениях и способов их профилактики и устранения.
В рамках решения следующей задачи нашего исследования была изучена степень сепарации супругов от своих родителей. Для этого мы использовали «Тест на определение психологической и энергетической сепарации от родителей» Т.А. Бондаренко. Полученные данные представлены на рис. 4.

Большинство супругов (42%), принявших участие в нашем исследовании, имеют средний уровень сепарации. Для них характерна отделенность от родительской семьи, при этом сохранение отношений, основанных на любви и привязанности, они иногда нуждаются в поддержке родителей и могут проявлять некоторую несамостоятельность. Внутри среднего уровня сепарации от родительской семьи есть ступени. Находясь на ступени, приближенной к высокому уровню сепарации, человек успешно выстраивает одновременно отношения с родителями и свои супружеские отношения. Ступень, граничащая с низким уровнем сепарации, свидетельствуют о том, что человек часто нуждается в психологической поддержке и помощи со стороны родителей. Треть выборки нашего исследования (30%) обладают высоким уровнем сепарации, то есть процесс их дифференциации от родительской семьи успешно завершен. Также около трети супругов (28%), обнаружили низкий уровень сепарации, что свидетельствует о том, что этот процесс для них не завершен. Они в высокой степени зависимы от мнения родителей, имеют размытые личные границы, не способны самостоятельно принимать решения. Для супругов с низким уровнем сепарации от родителей характерно стремление доказывать свою «независимость» в супружеских отношениях, или наоборот, искать «авторитарную фигуру» в лице партнера, с целью дальнейшей опоры на его мнение и перекладывания на него ответственности за все, происходящее в семье.
Далее мы изучили особенности взаимодействия супругов в зависимости от уровня сепарации от родительской семьи. С целью выявления статистически значимых различий в показателях взаимодействия супругов, имеющих разный уровень сепарации от родителей, использовался непараметрический математический критерий Крускалла-Уоллиса (таблица).
В результате математико-статистической обработки данных, обнаружены статистически значимые различия по следующим показателям: «Понимание» (Нэмп=0,000), «Эмоциональное притяжение» (Нэмп=0,000), «Авторитетность» (Нэмп=0,000),«Вопросы, связанные с воспитанием детей» (Нэмп=0,002),«Проявление стремления к автономии» (Нэмп=0,001)на достоверном уровне статистической значимости р≤0,01 и статистические различия по показателям «Проблемы отношений с родственниками и друзьями» (Нэмп=0,019), «Нарушение ролевых ожиданий» (Нэмп=0,050), «Рассогласование норм поведения» (Нэмп=0,013) на достоверном уровне статистической значимости р≤0,05. Соответственно, мы можем сделать следующий вывод: во взаимоотношениях супругов с высоким уровнем сепарации от родительской семьи чаще наблюдаются такие характеристики как понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность. То есть, сепарированные от родителей супруги способны воспринимать мнение друг друга, как авторитетное, в важных вопросах советоваться и решать проблемы в рамках нуклеарной семьи (друг с другом). Кроме того, будучи личностно зрелыми, они грамотно строят надежные, не зависимые от родительских семей отношения, которые удовлетворяют обоих партнеров. Для супругов с низким уровнем сепарации от родительской семьи характерны проблемы и конфликты по поводу отношений с родственниками и друзьями, разногласия в вопросах воспитания детей, стремление к автономии, нарушение ролевых ожиданий, рассогласование в представлениях о нормах поведения. Супруги, имеющие низкий уровень сепарации от родителей, часто сталкиваются с трудностями в построении гармоничных семейных отношений, не способны уважать мнение своего супруга/супруги. Родительские функции в таких семьях также становятся предметом конфликтов, на почве разногласий в выборе методов воспитания детей. Отсутствие четких границ личности супругов и их молодой семьи, наличие экономической, психологической и других видов зависимости от родителей негативно сказывается на формировании и развитии новой семьи, на распределении ролей и функций, подрывает доверие между супругами.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают утверждение многих психологов (Ю.Е. Алешиной, М. Боуэна, А.Я. Варги, В.Н. Држинина, С. Минухина, В. Сатир, З. Фрейда и др.) о том, что успешная сепарация от родительской семьи способствует построению гармоничных отношений взрослых людей со своими родителями и в своей собственной семье, в рамках супружеских и детско-родительских отношений. Кроме того, результаты, полученные на основе нашего исследования, расширили научные представления о характеристиках взаимоотношений в собственной семье у молодых людей с разной степенью сепарации от родительской семьи.
Заключение (Conclusions). Теоретический анализ разных подходы к пониманию процесса психологической сепарации, можно условно разделить на два обобщенных направления: традиционный и современный. Традиционный взгляд на феномен сепарации рассматривает её как отказ от детской привязанности к родителям. Современное понимание процесса сепарации не подразумевает разрыв отношений с родителями и полную изоляцию от них, скорее это признак желания продемонстрировать процесс отделения от родителей без реальной дифференциации. В то же время, действительная успешная сепарация характеризуется сохранением близких отношений с родителями, при наличии способности принимать решения и действовать самостоятельно, без родительского одобрения и поддержки. Затруднение процесса сепарации негативно сказывается на процессе социализации и формирования личности повзрослевшего ребенка. Психологическая незавершенность данного процесса (даже при наличии материальной и территориальной независимости) приводит к продолжению детских сценариев поведения во взрослой жизни.
Несмотря на наличие различных исследований по данной проблематике, недостаточно изучена связь степени сепарации личности от родителей и характеристик собственных супружеских взаимоотношений.
Поэтому целью нашего исследования стало изучение особенностей взаимодействия молодых супругов с разной степенью сепарации от родительской семьи.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы.
У супругов в структуре таких характеристик их взаимоотношений как понимание, эмоциональная привлекательность и уважение партнеров в браке наиболее развито понимание, благодаря которому супруги имеют склонность к сотрудничеству, компромиссу при решении проблем, гибкость в общении, а доброту, мягкость, отзывчивость. Чуть менее выражено эмоциональное притяжение, что свидетельствует об интересе партнеров друг к другу, способности идти на контакт, открытости в общении. Наименее выражена в отношениях супругов авторитетность, которая связана с принятием друг друга, чем меньше сформирована авторитетность, тем чаще проявляется пренебрежение чувствами и желаниями партнера.
Конфликты в супружеских парах чаще всего возникают на почве ревности, проявление которой обнаруживается в чувстве беспокойства, злости, слабом волевом контроле собственного поведения в конфликтных ситуациях. Также часто супружеские конфликты связаны с расхождением в отношении к деньгам, такие разногласия основываются на разном понимании принципов ведения бюджета и могут приводить к утаиванию доходов и расходов, необоснованному транжирству, сокрытию долгов, либо к чрезмерной экономии и финансовому насилию, шантажу. Достаточно часто конфликтные ситуации и недопонимание спровоцированы нарушением ролевых ожиданий, то есть завышенными ожиданиями по отношению друг к другу или несовпадением этих ожиданий с реальностью. Несколько реже супружеские конфликты обусловлены проблемами отношений с родственниками и друзьями. Такого рода конфликты между супругами могут возникать на основе негативного отношения или восприятия одного или обоих супругов родителей или прародителей «второй половины»; непринятия или неодобрения друзей или родственников супруга/супруги. Именно этот вид конфликтов чаще всего связан с отсутствием или не завершенным процессом сепарации от родительской семьи. Значительно реже конфликты возникают при рассогласовании представлений о нормах поведения, так как эти вопросы можно урегулировать договоренностями. Наименее значимыми темами для супружеских конфликтов являются проявление доминирования одним из супругов, проявление стремления к автономии и вопросы, связанные с воспитанием детей.
Гендерных различий в характеристиках супружеских взаимоотношений нее обнаружено.
Большая часть супругов в конфликтной ситуации чаще всего используют положительно активный тип реакции. Доминирование у супругов такого типа реакции в конфликтах способствует созданию благоприятного психологического климата в семье, так как данный тип реакции в конфликте способствует разрешению противоречий, поиску взаимовыгодного решения, сопровождается самоконтролем и стремлением наладить отношения. Примерно треть супругов проявляет пассивную реакцию в конфликтных ситуациях. Данная реакция выражается в склонности к уступкам, избегании открытого обсуждения противоречивых позиций, поиска решений, непоследовательности суждений. Несколько меньше трети выборки супругов проявляют негативно активную реакцию в конфликте. Такая реакция ведет к нагнетанию и обострению конфликта, уводит его в не конструктивное русло, характеризуется недоверием друг к другу, нарушением этических норм общения.
Большинство супругов, принявших участие в нашем исследовании, имеют средний уровень сепарации. Для них характерна отделенность от родительской семьи, при этом сохранение отношений, основанных на любви и привязанности. Треть выборки нашего исследования обладают высоким уровнем сепарации, то есть процесс их дифференциации от родительской семьи успешно завершен. Также около трети супругов, обнаружили низкий уровень сепарации, что свидетельствует о том, что этот процесс для них не завершен. Они в высокой степени зависимы от мнения родителей, имеют размытые личные границы, не способны самостоятельно принимать решения. Для супругов с низким уровнем сепарации от родителей характерно стремление доказывать свою «независимость» в супружеских отношениях, или наоборот, искать «авторитарную фигуру» в лице партнера, с целью дальнейшей опоры на его мнение и перекладывания на него ответственности за все, происходящее в семье.
Во взаимоотношениях супругов с высоким уровнем сепарации от родительской семьи чаще наблюдаются такие характеристики как понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность. Т.е. сепарированные от родителей супруги способны воспринимать мнение друг друга, как авторитетное, в важных вопросах советоваться и решать проблемы в рамках нуклеарной семьи (друг с другом). Кроме того, будучи личностно зрелыми, они грамотно строят надежные, независимые от родительских семей отношения, которые удовлетворяют обоих партнеров.
Для супругов с низким уровнем сепарации от родительской семьи характерны проблемы и конфликты по поводу отношений с родственниками и друзьями, разногласия в вопросах воспитания детей, стремление к автономии, нарушение ролевых ожиданий, рассогласование в представлениях о нормах поведения. Супруги, имеющие низкий уровень сепарации от родителей, часто сталкиваются с трудностями в построении гармоничных семейных отношений, не способны уважать мнение своего супруга/супруги. Родительские функции в таких семьях также становятся предметом конфликтов, на почве разногласий в выборе методов воспитания детей. Отсутствие четких границ личности супругов и их молодой семьи, наличие экономической, психологической и других видов зависимости от родителей негативно сказывается на формировании и развитии новой семьи, на распределении ролей и функций, подрывает доверие между супругами.
Наше исследование, позволила подтвердить и несколько расширить имеющиеся представления о влиянии процесса сепарации от родителей на характеристики взаимоотношений в собственной семье.
Данное исследование в перспективе может быть продолжено с целью расширения представлений о том, на какие характеристики личности и отношений личности с собой, другими и с окружающей реальностью влияет и каким образом процесс сепарации от родителей.
 

 

Список литературы

Блос П. Психоанализ подросткового возраста. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. 272 с.
Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 268с.
Латышева А.С. Особенности взаимодействия молодых супругов с разной степенью сепарации от родительской семьи (на примере семей военнослужащих): выпускная квалификационная работа. Белгород: НИУ «БелГУ». 2023. 100 с.
Малер, М., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуализация. М.: Когито-Центр, 2011. 413 с.
Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность и особенности межличностного общения // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 3. С. 42-50.
Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя. М.: Смысл. 2017. 200 с.
Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К.А., Бочавер С.Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис, 2011. 320 с.
Сытько Т.И. Неконгруентность родительского отношения в период семейной сепарации // Актуальные вопросы современной психологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.): Два комсомольца. 2011. С. 108-111.
Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2014. 26 с.
Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги; [пер. с англ. под общ. ред. В. И. Белопольского, пер.: А. Боковиков и др.]. 2-е изд., стер. Москва: Когито-Центр. 2008. 494 с.
Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2015. 367с.
Шнейдер Л.Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях. М.: Московский психолого-социальный ин-т. 2008. 416 с.
Brown-Baatjies O., Fouché P., Greeff A. The development and relevance of the resiliency model of family stress, adjustment and adaptation // Acta Acad. 2008. № 40(1). P. 78-126.
Lavee Y., McCubbin H.I., Olson D.H. The effect of stressful life events and transitions on family functioning and wellbeing // J MarriageFam. 1987. № 49(4). P. 857-873.
Heathers G. Acquiring Dependence and Independence: a Theoretical Orientation // Journal of Genetic Psychology. 1955. Vol. 87. P. 277-291.
Hoffman J. The Hoffman Process. A Path to Personal Freedom and Love. Hoffman institute foundation. San Rafael. California. USA. 1984. 30 р.
Hoffman L., Marquis J., Poston D., Summers J.A., Turnbull A. Assessing family outcomes: Psychometric evaluation of the Beach Center Family Quality of Life Scale // J Marriage Fam. 2006. № 68. P. 1069-1083.
García-MoyaI., Moreno C., Jiménez-Iglesias A. Understanding the joint effects of family and other developmental contexts on the sense of coherence (SOC): A person-focused analysis using the Classification Tree // Journal of Adolescence. 2013. Vol. 36.№ 5. P. 913-923.