16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-8

Смысловая регуляция поведения интернет-активных пользователей

Aннотация

Введение. На современном этапе развития цифрового пространства, особенности виртуальной сети обеспечивают определенный уровень анонимности пользователей, что расширяет возможности для формирования и развития личностных смыслов по отношению к деятельности в виртуальном пространстве. Несмотря на существование достаточного количества исследований особенностей смысловой сферы и смысловой регуляции поведения личности в реальном пространстве, на сегодняшний день практически нет исследований, изучающих особенности смысловой регуляции поведения пользователей Сети. Целью работы выступает исследование особенностей смысловой регуляции поведения интернет-активных пользователей, включающее в себя рассмотрение ценностных и смысловых образований, формирующихся в результате взаимодействия личности с интернет-пространством. Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Академии предпрофессионального образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова. В нем приняли участие подростки в возрасте 14-15 лет (438 человек). В качестве эмпирических методов исследования использовались: анкетирование, психодиагностический набор методик для изучения особенностей смысловой регуляции поведения интернет-активных пользователей. В результате выделены типы поведения интернет-активных пользователей в соответствии со спецификой их смысловой сферы и направленности в интернет-пространстве. Выделенные типы были разделены на группы в зависимости от нормативности поведения в интернет-пространстве. Эмпирически выявлены различия в сформированности нравственных ориентаций у интернет-активных пользователей. Вывод. Интернет-пространство накладывает отпечаток на формирование смысловой сферы личности и определяет особенности регуляции поведения с учетом индивидуальных смысловых особенностей личности. 


Введение (Introduction). Цифровая эпоха диктует свои законы и меняет привычное течение жизни не только за счет расширения значимого пространства личности, но и новых личностных механизмов, определяющих взаимодействие личности с цифровой средой. Наиболее интересными и приспособленными для «жизни» оказались социальные сети и мессенджеры, которые изначально были предназначены для общения людей. Именно в этом пространстве была создана первая среда обитания интернет-пользователей, взаимодействующих друг с другом посредством информационно-коммуникативных технологий и своих виртуальных образов.
Взаимодействие акторов в виртуальной среде обитания может привести к социальной стратификации и возникновению ситуаций фрустрации, если смысловые поля коммуникантов будут конфликтными (Жихарева, Лучинкина, Лучинкина, 2022).
В связи со сказанным на первый план выходит смысловая регуляция поведения личности в цифровой среде и ее особенности в зависимости от специфики взаимодействия личности с этой средой.
Следует отметить, что анонимность, бестелесность, доступность, свобода выражение себя в интернет-среде обуславливают стихийное рождение и распад виртуальных сообществ.
Интернет-активность как интегральная характеристика личности определяется особенностями взаимодействия индивида с интернет-средой, а именно: временем, проведенным в Сети, различными направлениями деятельности в Сети, насыщенностью виртуальной жизни (Лучинкина, 2019). Однако, такое определение интернет-активности является несколько устаревшим и требует введения дополнительных параметров – количества активных подписчиков, количество лайков к опубликованным постам, то есть тех маркеров, которые определяют активность виртуального образа пользователя. Более того, интернет-активность приобретает первостепенную роль в качестве основного личностного механизма освоения нового пространства. Распределение пользователей Интернета по уровню интернет-активности, в первую очередь, определяет степень их вовлеченности в интернет-пространство. Мы согласны уже с ранее предложенным распределением: пассивные, ситуативные, активные и чрезмерно активные пользователи (Лучинкина, 2022). Однако, за последние 10 лет изменились сущностные характеристики каждого уровня. Анализ контента страниц интернет-пользователей позволил расширить представление об уровнях интернет-активности личности.
Так, к интернет-пользователям с низким уровнем интернет-активности (пассивные) относятся пользователи, которые: проводят в Сети менее 2-х часов в сутки; выходят в Сеть по необходимости или просто посмотреть, что делают другие; имеют от 2-х до 20-ти подписчиков и/или друзей, проявляющих низкую активность на стене пользователя; малочисленные посты либо не имеют вовсе, либо имеют небольшое количество лайков.
К ситуативным относятся пользователи, которые: проводят в Сети от 2-х до 4-х часов в сутки; выходят в Интернет не каждый день; имеют от 20-х до 50-ти подписчиков и/или друзей, проявляющих низкую активность на стене пользователя; малочисленные посты имеют небольшое количество лайков. Стена страницы в ВК, как правило, пуста.
К активным интернет-пользователям относятся те пользователи, которые: проводят в Сети от 4-х до 6-х часов в сутки; выходят в Интернет каждый день; имеют более 100 активных подписчиков и/или друзей; посты имеют большое количество лайков.
К чрезмерно активным интернет-пользователям относятся те пользователи, которые: проводят в Сети более 6-ти часов в сутки; выходят в Интернет каждый день; имеют более 100 активных подписчиков и/или друзей; посты имеют большое количество лайков.
Уровень интернет-активности является цифровым аналогом темперамента личности и позволяет определить некоторые общие характеристики интернет-пользователи с одинаковым уровнем этой величины – подвижность, импульсивность, вовлеченность (Лучинкина, Андреев, Коршак, 2024).
Однако, среди пользователей с высоким уровнем агрессивности не всегда оказываются респонденты только с высоким уровнем интернет-активности. Также и ситуативная интернет-активность не всегда является показателем ригидности личности. Мы предполагаем, что причиной таких различий является смысловая регуляция поведения личности.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Современные исследователи отмечают возрастающий уровень доверия информации, размещенной в сети интернет, что способствует вовлеченности молодого поколения в Сеть (Бланк, Даттон, 2012). Личность использует интернет-пространство не только с целью поиска информации, но и также как способ избегания негативных эмоций, проживающих в реальном пространстве, что может способствовать развитию негативных смыслов по отношению к Интернету и формировать деструктивное поведение в Сети (Берналь-Руис, 2021). Проведенное исследование, целью которого было изучение представлений личности ребенка об Интернете, демонстрирует важность изучения влияния виртуальной сети на смысловую сферу подростка (Энеско, Себастьян-Энеско, 2022).
В трудах А.Н. Леонтьева (Леонтьев 1979), Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1988), А.Г. Асмолова (Асмолов, 1980), И.В. Абакумовой активно рассматривается и изучается проблема ценностно-смысловой сферы личности в реальном пространстве. Большой пласт исследований посвящен изучению стратегий смыслобразования (Абакумова, Годунов, 2019), смысловой регуляции поведения в командной деятельности (Проненко, 2019; Бакуняева, 2014). При этом смысловая регуляция поведения личности в интернет-пространстве не была предметом исследования ученых, но проведенные исследования создают основу и предпосылки для изучения данной темы.
Наиболее близкими для нашего исследования являются работы А.Е. Войскунского, Г.У. Солдатовой, Е.И. Рассказова, А.И. Лучинкиной, Н.А. Ивановой, И.С. Лучинкиной, Р.И. Зекерьяева. Эти исследователи акцентируют внимание на инаковости мотивов деятельности личности в интернет-пространстве. Более того, в работах этих ученых впервые формулируется понятие интернет-активность.
А.Е. Войскунский отмечает важность исследований в области киберпсихологии, так как Интернет присутствует во всех разделах психологической науки, а особенности поведения личности в виртуальном пространстве должны изучаться с позиции мультидисциплинарного подхода (Войскунский, 2013).
Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова выделяют группы подростков в зависимости от развития их цифровой компетентности. Авторы отмечают, что подростки с низким уровнем развития цифровой компетентности в большей степени подвержены возникающим онлайн-угрозам. От уровня цифровой компетентности, по мнению авторов, зависит какие именно виды онлайн деятельности выбирают пользователи (Солдатова, Рассказова, 2016).
И.С. Лучинкина отмечает, что через деятельность в интернет-пространстве личность способна удовлетворить свои коммуникативные и познавательно-поисковые потребности, а также проявляет социально-психологические особенности. По нашему мнению, в интернет-пространстве личность формирует уникальные смыслы, которые определяют смысловую регуляцию поведения в Сети.
Так, в работах А.И. Лучинкиной впервые выделены мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве – мотив личного пространства, мотив репликации, мотив воплощения в роль, мотив обозначенного присутствия, мотив взносах (Лучинкина, 2014).
В работах Р.И. Зекерьяева выделено несколько групп ценностей, присущих пользователям с разным уровнем интернет-активности: ценности-убеждения (убеждения относительно безопасности интернет-пространства, убеждения о свободе творчества в Сети, убеждения об ответственности в интернет-среде, убеждения о нормах и правилах поведения в виртуальном пространстве, убеждения об Интернете как информационном пространстве) и ценности-действия (ценность иной жизни, ценность легкого успеха, ценность географической толерантности, ценность информационной доступности, ценность развлечений) (Зекерьяев, 2021). Однако влияние новых смыслов на поведение личности в интернет-пространстве не рассматривалось.
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение особенностей смысловой сферы, в том числе у интернет-пользователей, проблема смысловой регуляции поведения интернет-активной личности изучалась лишь частично. В тоже время игнорирование нравственной надстройки ценностно-смысловой сферы личности в регуляции ее поведения в интернет-пространстве может привести к переносу асоциального поведения из виртуального в реальное пространство.
Проведенный теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования позволил представить смысловую регуляцию поведения интернет-пользователя через развертывание смысловых и ценностных ориентаций при вовлечении личности в виртуальное пространство с учетом уровня ее интернет-активности и личностных особенностей.
Цель исследования – определить психологические особенности смысловой регуляции поведения интернет-активных пользователей.
Методология и методы (Methodology and methods). В качестве эмпирических методов исследования использовались: анкетирование для выявления уровня интернет-активности,  «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев) – для исследования мотивационного компонента смысловой сферы личности; анкетирование, авторский исследовательский опросник «Нравственные ориентации личности в интернет-пространстве» – для исследования нравственного компонента смысловой сферы (опросник позволяет изучить особенности формирования нравственных ценностей в интернет-пространстве и направлен на исследование моральных, конвенциональных и персональных нравственных ценностей), методика «Пятифакторный опросник личности» (Хийджиро Тcуйи, в адаптации А.Б. Хромова) – для исследования личностного компонента смысловой сферы личности, метод фокус-групп – для выявления новых смыслов вовлечения в интернет-пространство. Для статистической обработки данных использовался метод кластерного анализа для всего массива полученных данных.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 438 подростков 14-15 лет, обучающиеся на базе Академии предпрофессионального образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.
Результаты исследования и их обсуждение (Research Results and Discussion). Проведенная процедура кластеризации позволила выделить 6 групп респондентов с характерными особенностями поведения в интернет-пространстве. К нормативным отнесены первые три группы. Основным критерием нормативности пользователя выступал уровень направленности личности в интернет-пространстве.
Гости (первая группа) – ситуативные пользователи. Эта группа пользователей входит в Интернет по необходимости – поиск учебного материала, необходимость срочного общения. Эмоционально устойчивы. Чаще всего проверяют найденную информацию, используя проверенные источники. Не склонны перекладывать ответственность за свои поступки на других, поэтому тщательно отслеживают произведенный контент. Интернет для них – это пространство для целенаправленной детальности, но предпочтительным остается все же реальное пространство.
Контролеры (вторая группа) – активные и ситуативные пользователи. Эта группа пользователей входит в Интернет для осуществления различных направлений деятельности, включающих общение, поиск информации, при этом они свободно ощущают себя в виртуальном пространстве. Эмоционально устойчивы, но склонны перекладывать ответственность за свои поступки на других, как следствие доверяют информации без проверки ее достоверности.
С учетом того, что данная группа контролирует свою жизнь, они распространяют контроль и на виртуальное пространство, контролируя деятельность других участников. Склонны комментировать посты знакомых и незнакомых людей, высказывая свое мнение.
Замкнутые (третья группа), куда вошли активные и чрезмерно активные пользователи. Эти респонденты обладают высоким самоконтролем и способны предвидеть последствия принятых ими решений. Они проводят много времени в Сети, но предпочитают оставаться необнаруженными. Чаще всего закрывают свои профили в социальных сетях, обеспечивая доступ к ним только проверенным людям. Эмоционально устойчивы, несут ответственность за свои поступки, совершенные в сети. Интернет для них – это пространство для самореализации и построения собственной траектории жизни с оценкой собственных ценностей.
К дезадаптивным группам были отнесены следующие три группы пользователей, склонных к проявлению асоциального или/и антисоциального поведения в Сети (буллинг, хаккинг и др.).
Неосознанные дезадаптанты (четвертая группа) – активные и чрезмерно активные пользователи. Эти пользователи много времени проводят в Интернете, реализуя различные направления деятельности, но при этом они не несут ответственность за свои поступки, совершаемые в Сети и не следят за тем какой контент потребляют и производят. Эмоционально неустойчивы. Данная группа действует в согласии с тем сообществом, к которому она принадлежит, легко перенимает
виртуальные модели поведения, не формируя свою собственную. Интернет для них – это пространство с возможностью реализации неконтролируемой деятельности, ответственность за которую можно перенести на других.
Осторожные нарушители (пятая группа) – активные и чрезмерно активные пользователи. Уровень развития локуса контроля – жизнь – средний, но данная группа проявляет отрицательную направленность поведения, так как Интернет для них – это пространство для самовыражения, в том числе деструктивной направленности, а ответственность за данное поведение можно перенести на виртуальный образ.
Интернет-хулиганы (шестая группа) – активные пользователи. Эта группа старается как можно больше времени провести в Сети, реализуя деятельность в различных направлениях – общение, развлечения, поиск информации, создание контента. Эмоционально устойчивы. Не склонны проверять найденную информацию, используют недостоверные источники. Склонны перекладывать ответственность за свои поступки на других, как следствие, не контролируют произведённый личный контент в Сети. Интернет для них – это свободное пространство, без контроля и правил.
Исследование, проведенное с помощью фокус-групп, позволило выделить новые ценности и смыслы, возникающие в процессе взаимодействии личности с интернет-средой (таблица).
В первой группе (гости) можно выделить личностные смыслы, возникающие в результате деятельности в Сети: «общение без границ» проявляется в одновременном общении с несколькими людьми, использованием различных online-платформ, быстрое переключение между ними; «информационный серфинг», характеризуется тем, что пользователи проявляют интернет-активность, направленную на поиск неизвестной ранее информации и посещение различных информационных ресурсов.
На уровне персональных нравственных ценностей выделяются такие новые ценности, как «недоверие анонимным пользователям» (пользователи этой группы не склонны доверять пользователям с анонимными страничками, не добавляют их в круг знакомств и стараются не вступать с ними во взаимодействие) и «виртуальная деятельность контролируется кем-то извне» (интернет-пользователи считают, что виртуальная деятельность может контролироваться кем-то извне, поэтому необходимо сохранять осторожность при взаимодействии с кем либо в интернет-среде). Формирование этих норм обуславливается, низким уровнем включенности в виртуальное пространство и недостаточной осведомлённостью личности об особенностях данной среды.
Для второй группы (контролеры), характерно формирование нового смысла «виртуальный вуайеризм», который формируется в результате виртуальной деятельности, направленной на анонимное (скрытое) наблюдение за другими пользователями Сети. На уровне нравственных ценностей, новообразованиями являются ценности: «доверие online-ресурсам» (проявляется в убежденности в том, что в виртуальном пространстве большинство пользователей транслируют достоверную информацию), «свободное высказывание своего мнения в Сети» (пользователи не боятся высказывать свою точку зрения в комментариях и открыто выражать позицию по обсуждаемым вопросам). Формирование, именно таких, нравственных норм в данной группе обуславливается особенностями взаимодействия личности и виртуальной среды (высокая адаптивность в виртуальном пространстве, восприятие Сети, как свободного пространства для деятельности).
В третьей группе (замкнутые) выделены новые личностные смыслы, выражающие закрытость и отстранённость личности по отношению к виртуальной-среде, а именно «возможность сохранения дистанции и собственной анонимности». Выделены новые нравственные ценности: «недоверие всем пользователям Сети, кроме близких друзей» (данные пользователи стараются не вступать во взаимодействие с подписчиками не входящие в число близких друзей, они считают их враждебно настроенными) «проверка поступающей информации» - склонны проверять поступающую информацию в нескольких источниках, сопоставлять ее с уже имеющимся опытом, полученным ранее. Формирование данных нравственных ценностей и смыслов определено тем, что пользователи этой группы проводят много времени в Сети, но при этом стараются оставаться в тени и быть незамеченными для сохранения своей конфиденциальности.
Для группы неосознанных дезадаптантов характерно формирование новых смыслов, связанных со свободой деятельности в виртуальном мире и возможностью перевоплощения в виртуальные образы: «серфинг по сообществам» (одновременное нахождение и взаимодействие в нескольких online-сообществах), «магический оборот» (перевоплощение в виртуальный образ, приписывание себе несуществующих черт). Представители данной группы не могут выработать собственную модель поведения в Сети, в следствии чего, у них формируется модель поведения, выражающаяся в формировании нравственных ценностей подражания виртуальным образам.
Для группы осторожных нарушителей новыми смыслами являются смыслы, связанные с возможностью совершать асоциальную деятельность с сохранением анонимности – «Осторожные риски». Эта группа проявляет асоциальную направленность поведения в Сети, при этом пытаясь сохранить иллюзию правомерности, в следствии чего, у них формируются новые нравственные ценности проявляющиеся в переносе ответственности за деятельность на виртуальный образ.
В группе интернет-хулиганов процесс взаимодействия с виртуальной средой воспринимается как свободный и бесконтрольный, поэтому для них характерно формирование смыслов и ценностей, выражающихся в возможности совершать асоциальную деятельность с сохранением анонимности и безнаказанности («бои без правил»), в блоке ценностных образований – «Интернет- это свободное пространство без контроля и правил», убеждённость в том, что интернет-среда является свободной и открытой и они могут реализовать деятельность, невозможную в реальном пространстве.
Проведенное исследование позволяет расшить представление о роли ценностно-смысловой сферы в регуляции поведения личности, рассмотренной в работах
А.Н. Леонтьева (Леонтьев 1979), Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1988), А.Г. Асмолова (Асмолов, 1980), И.В. Абакумовой, М.В. Годунова (Абакумова, Годунов, 2019), так как в данной работе представлен новый взгляд на структуру ценностно-смысловой сферы, выделяются новые ценности (нравственные ценности) и смыслы (смысловые образования). Так же проведенное исследование позволяет расширить преставление о роли интернет-пространства в формировании ценностно-смысловой сферы личности, рассмотренной в работах И.С. Лучинкиной (Лучинкина, 2018) и Р.И. Зекерьяева (Зекерьяев, 2017). Анализ результатов исследования подтверждает ранее выдвинутый тезис о том, что интернет-пространство оказывает влияние на формирование новых ценностей и смыслов внутри ценностно-смысловой сферы.
Заключение (Conclusions). Полученные результаты проведенного исследования позволили выделить шесть типов поведения интернет-пользователей в соответствии со спецификой их смысловой сферы и направленности в интернет-пространстве: нормативные типы – гости, контролеры, замкнутые; дезадаптивные типы – неосознанные дезадаптанты, осторожные нарушители, интернет-хулиганы. Основным критерием нормативности является направленность поведения личности в Сети. Для выделенных групп характеры индивидуальные особенности поведения в Сети связанные, как с их личностными особенностями (эмоциональная устойчивость (неустойчивость)), так и с особенностями их смысловой сферы (ценностно-смысловые ориентации).
Исходя из полученных результатов было проведено дополнительное исследование с помощью метода фокус-групп, которое позволило выделить новые смыслы и нравственные нормы характерные для интернет-среды, а именно:
- личностные смыслы по отношению к интернет-среде: общение без границ, информационный серфинг, виртуальный вуайеризм, возможность сохранения дистанции и собственной анонимности, серфинг по сообществам, магический оборот, осторожные риски, бои без правил;
- персональные нравственные нормы: недоверие анонимным пользователям, виртуальная деятельность контролируется кем-то извне, доверие online-ресурсам, свободное высказывание своего мнения в Сети, недоверие всем пользователям Сети, кроме близких друзей, проверка поступающей информации, подражание виртуальным образам, перенос ответственности за деятельность на виртуальный образ, Интернет - это свободное пространство без контроля и правил.
Таким образом, результаты описанного исследования подтверждают тезис о том, что поведение личности в Сети регулируется посредствам смысловой сферы (включающей смысловые и ценностные образования).
 

 

Список литературы

Абакумова И.В., Годунов М.В. Смыслообразующие стратегии: обзор отечественных исследований // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. 2019. №1. С. 57-65.
Асмолов А.Г. Диспозиционная структура регуляции социального поведения личности6 от гипотезы к концепции // Вопросы психологии. 1980. №3. С. 178-181.
Бакуняева Д.С. Влияние смысложизненных ориентаций на профессиональную успешность представителей разных видов спорта высших достижений // Вестник ГУУ. 2014. №17. С. 265-269.
Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №4. С. 88-90.
Зекерьяев Р.И., Психологические особенности ценностно-смысловой сферы личности интернет-пользователей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург. 2021. 27 с.
Кибербуллинг как форма девиантного поведения личности в интернет-пространстве / Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Лучинкина А.И. // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №4. С. 115-126. DOI 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-9.
Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. №3. 1979. С. 11-16.
Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа // Вестник Московского университета. 1988. №2. 1988. С. 3-14.
Лучинкина А.И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. №1. С. 59-69.
Лучинкина И.С. Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. №3. С. 56-70.
Лучинкина А.И. Специфика мотивации интернет-пользователей // Перспективы науки и образования. 2014. №6 (12). С. 105-109.
Лучинкина А.И., Андреев А.С., Коршак А.А. Интегральная индивидуальность в контексте постнеклассической парадигмы: психодинамический аспект // Человеческий капитал. 2024. № 1(181). С. 174-180. DOI 10.25629/HC.2024.01.18.
Особенности сетевой агрессии интернет-активной молодёжи /Лучинкина А.И., Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Юдеева Т.В., Зекерьяев Р.И., Давидюк Н.М. // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2022. №3. С. 21-35.
Проненко Е.А. Психологические особенности смыслообразования и формирования межличностных смыслов в ситуации командного взаимодействия: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 2019. 22 с.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. 2016. №2 (22). С. 50-60.
Bernal- Ruiz C, Rosa-Alcazar A., Rosa-Alcazar A-I. Uso problemático de internet e impacto negativo de WhatsApp en universitarios españoles: las emociones negativas como factor de riesgo // Behavioral Psychology/Psicología Conductual. 2021. Vol. 29 (2). P. 297-311) DOI 10.51668/bp.8321205s.
Blank G., Dutton W.H. Age and Trust in the Internet: The Centrality of Experience and Attitudes Toward Technology in Britain. // Social Science Computer Review. 2012. Vol. 30(2). P. 135-151. DOI 10.1177/0894439310396186.
Enesco I., Sebastian-Enesco C., Guerrero S., Varea E. and Barrios P. A digital generation in scrutiny. Children’s ideas about the internet and the online information (Explorando una generación digital. Las ideas de los niños sobre internet y la información online) // Journal for the Study of Education and Development. 2022. Vol. 45(4). P. 842-869. DOI 10.1080/02103702.2022.2096294.