16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-3-36-41

ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Aннотация

В статье анализируются результаты исследований проблемы подростковой алкоголизации в её психологическом аспекте. Раскрыта роль отношений личности как ключевых составляющих образа мира в детерминации алкогольного поведения подростков при формировании алкогольной зависимости. Показано, что нарушения отношений личности приводят к возрастанию психоэмоционального напряжения в различных жизненных ситуациях, что выступает предпосылкой употребления алкоголя подростками. При формировании алкогольной зависимости происходит искажение социального научения и адаптации, при этом усиливается негативное отношение к себе и окружающим, система личностных отношений приобретает конфликтный характер, формируется искажённый образ мира. Представлено обоснование содержания мер первичной психопрофилактики алкоголизма.

Психологическим  и  социальным  факторам  отводится  ведущая  роль  на  начальных  этапах  формирования  алкогольной  зависимости.  Особое  значение  эти факторы  имеют  в  период  становления  системы  отношений  личности  –  у  подростков  [1].  Подростковый период,  являясь  критическим,  сопряжен  с изменением структуры взаимоотношений и общения. Это проявляется в частности изменением характера взаимоотношений с родителями (реакцией эмансипации, возрастанием  противоречий,  снижением  авторитетности  родителей  для  подростка),  обусловленным  внутренним  конфликтом  подростка  между  потребностью  в  родительской  опеке  и  потребностью  в  самостоятельности,  равноправных  отношениях.  Несмотря  на  возрастающую роль  сверстников  и  референтной  группы,  взаимоотношения  с  родителями  продолжают  оказывать  существенное влияние на формирование личности подростка,  его  поведение,  процесс  протекания  возрастного кризиса  [9].  Известно,  что  нарушения  взаимоотношений с родителями повышают вероятность аддиктивного поведения у подростков [6], однако то, каков характер этих нарушений, и каков их вклад в становление алкогольной  зависимости  девушек  и  юношей,  требует уточнения  для  обоснования  программ  целенаправленной психопрофилактики.

В качестве предпосылок употребления алкоголя выступают сочетание факторов: семейное воспитание, взаимоотношения со сверстниками, индивидуально-личностные характеристики, условия социальной среды, физиологические изменения, сопровождающие подростковый возраст [10].

Значимая роль в приобщении подростков к алкоголю отводится психосоциальным факторам, таким как употребление алкоголя родителями, семейные дисфунции, негативное влияние сверстников, слабый родительский контроль, эмоциональные переживания [11, 12, 13].

Таким образом, цель  исследования:  определить  особенности образа родителей у подростков, склонных к алкоголизации (в связи с задачами психопрофилактики).

На основании  данных  о  частоте  употребления  алкоголя  и наличия  /  отсутствия  признаков  алкогольной  зависимости  было сформировано три группы. Группа 1: 60 подростков,  не  имеющих  опыта употребления алкогольных напитков. Группа 2: 64 подростка,  употребляющих  алкоголь  эпизодически,  ситуационно,  без признаков зависимости.  Группа  3:  60  подростков с донозологическими формами алкоголизма  –  употребляющих  алкоголь  регулярно,  с  формирующимися признаками алкогольной зависимости (не перешедшими в  клинически  значимое  расстройство). 

Методики психологической диагностики: оценка семейных условий - опросник «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.) [2]; методика анализа личностных отношений - «Незаконченные предложения» (Sachs J.M., Levy S.); методика «Рисунок семьи»; методика «Патохарактерологический диагностический опросник» (Иванов Н.Я., Личко А.Е.). Достоверность различий между группами устанавливалась при уровне значимости нулевой гипотезы по критерию Манна-Уитни (р≤0,05).

При  сравнительном анализе были выявлены различия в образе родителей  среди подростков. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Характеристика детско-родительских отношений

в семьях подростков

Table 1.

Characteristics of parent-child relationships

in families of adolescents

Шкалы

группа 1  (M±σ)

группа 2 (M±σ)

группа 3 (M±σ)

1 и 2 группы (p)

1 и 3 группы (p)

2 и 3 группы (p)

подростки о матери

позитивного интереса

3,29±1,14

3,23±1,20

2,60±1,09

0,89

0,003

0,004

директивности

2,65±1,19

3,23±0,93

3,07±1,04

0,008

0,045

0,72

враждебности

3,00±1,11

3,41±1,01

3,91±0,99

0,039

0,000

0,004

автономности

3,02±1,15

3,39±1,00

3,05±0,98

0,04

0,61

0,058

непоследовательности

3,33±0,69

3,84±0,89

3,64±0,87

0,003

0,016

0,33

подростки об отце

позитивного интереса

3,31±1,00

3,32±0,99

2,66±0,94

0,91

0,004

0,003

директивности

3,29±1,36

3,66±0,79

3,43±0,83

0,26

0,80

0,21

враждебности

3,36±1,07

3,44±1,01

4,41±0,72

0,69

0,000

0,000

автономности

3,26±0,73

3,24±1,04

2,89±0,80

0,92

0,019

0,07

непоследовательности

3,33±0,84

4,10±0,67

3,76±0,54

0,000

0,013

0,015

        

Как следует из данных таблицы 1, подростки 2 группы оценивают отношение матери как более директивное, непоследовательное по сравнению с контрольной группой. Взаимоотношения с отцом в оценке таких подростков также воспринимаются как непоследовательные по сравнению с контрольной группой. Директивность матери видят в жестком контроле, строгости, навязывании им своего мнения, чувства вины по отношению к ней, считают, что мать берет на себя ответственность за действия подростка и за его жизнь в целом. Мы видим, что процессу употребления алкоголя способствует нарушение эмоционального отношения с матерью, в частности стремление матери к жесткому мелочному контролю, ориентация на «эталонное» воспитание без учета личностных особенностей подростка. Однако по мере алкоголизации подростков мы наблюдаем снижение показателя директивности (3 группа). Предположительно, это обусловлено тем, что с началом систематического употребления спиртного очень быстро наступает утрата эмоциональных отношений с матерью, подростки стремятся к отстаиванию своего мнения, самоутверждению, даже деструктивными методами, мать перестает выступать авторитетным лицом. Отношения с матерью становятся или нейтральными, или остроконфликтными. Непоследовательность матери, наблюдаемая в семьях подростков, склонных к нерегулярному употреблению алкоголя, оценивается ими как чередование власти, подозрительности и доминирования матери со стремлением к покорности, деликатности и альтруизму. Следует отметить, что отношения с отцом, по мнению подростков данной группы, также характеризуются большей непоследовательностью по сравнению с контрольной группой. Можно предположить, на начальных этапах употребления алкоголя, непоследовательность семейных отношений, воспитательных мероприятий может выступать фактором риска дальнейшей алкоголизации. Непоследовательность воспитательной позиции отца в этих семьях проявляется в непредсказуемости реакций на поведение детей. Подростки не могут прогнозировать поведение отца, одинаковые поступки могут вызывать различные и даже противоположные поведенческие реакции.

Детско-родительский стиль отношений в 3 группе характеризуется ещё большей дисфункциональностью. В семьях таких подростков отмечается уже враждебный стиль (как со стороны матери, так и в отношении отца), взаимоотношения с родителями ещё в меньшей степени наделяются позитивным интересом. Детско-родительские отношения подростками 3 группы воспринимаются как эмоционально неблагополучные, недружеские, враждебные, конфликтные. Отмечают отсутствие позитивного интереса со стороны матери к ним, недостаточно дружеский способ общения, в меньшей степени склонны принимать мнение матери, соглашаться с ней. Враждебный стиль матери воспринимается с преобладанием агрессивности и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Для матери, по мнению подростка, характерна ориентировка на себя, излишнее самоутверждение, исключают принятие ребенка. В меньшей степени подростки 3 группы наделяют отношения с отцом позитивными характеристиками. Следует отметить, что 36,7% подростков 3 группы воспитываются в неполных семьях, 13,3% - вновь созданная семья. В связи с этим можно предположить, что у подростков отсутствует опыт взаимодействия с отцом, образ отца негативно окрашен. Позитивный интерес рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к власти в общении с подростком. В семьях подростков отцы не стремятся к установлению доверительных, дружеских отношений, не выступают для подростков в качестве авторитета, а в некоторых ситуациях даже не поддерживают общение. Подростки стиль отношения с отцом наделяют также характеристиками враждебности. Отцы в таких семьях склонны соглашаться с общепризнанным мнением, ориентируются на нормы и правила общества, представления об идеальном ребенке, проявляют сверхтребовательность.

При утяжелении формы алкоголизации выявляются признаки большей дисфункциональности детско-родительских отношений (сравнительный анализ психодиагностических данных 2 и 3 групп). В семьях подростков 3 группы отмечается более враждебный стиль (как со стороны матери, так и в отношении отца), взаимоотношения с родителями также в меньшей степени наделяются позитивным интересом.

В таблице 2 представлены результаты формализованной оценки отношений подростков к родителям, семье, оцененных по окончаниям предложений по методике «Незаконченные предложения».

Таблица 2.

Сравнительный анализ личностных отношений подростков

к родителям

Table 2.

Comparative analysis of personal attitudes of teenagers

to their parents

Шкалы

группа 1 (средние значения)

группа 2 (средние значения)

группа 3 (средние значения)

1 и 2 группы (p)

1 и 3 группы (p)

2 и 3 группы (p)

отношение к матери

0,17

0,38

0,82

0,003

0,000

0,010

отношение к отцу

0,32

0,94

1,83

0,000

0,000

0,000

отношение к семье

0,10

0,19

0,90

0,442

0,000

0,000

По результатам исследования определили общие тенденции, характерные для подростков употребляющих алкоголь (2 и 3 группы), выступающие детерминантами алкоголизации в подростковом возрасте. У подростков, употребляющих алкоголь, отмечается напряжённость отношений в родительской системе. Анализ результатов продемонстрировал наличия внутреннего напряжения во взаимоотношениях с матерью. Детальный анализ показывает отсутствие доверительных эмоционально теплых отношений у подростков с матерью. Еще более проблемной сферой для подростков группы-риска является сфера взаимоотношений с отцом. Образ отца наделяется отрицательными эмоциями. В большинстве случаев подростки, употребляющие алкоголь, из неполных семей, в анамнезе имеют опыт переживания психологической травмы, связанный с разводом родителей, и негативно окрашенное эмоционально-оценочное отношение к родителю, покинувшему семью, что является фактором риска формирования зависимого поведения. При утяжелении формы алкоголизации, (сравнительный анализ психодиагностических данных 1 и 3 групп) выявляются признаки усугубления выявленных противоречий в формирующейся системе личностных отношений: противоречия охватывают  такие сферы отношений, как отношения с отцом и матерью в семье. Семейные отношения у подростков 3 группы вызывают эмоциональное напряжение, семья теряет свою ценность. Подростки отмечают недостаточную эмоциональную близость членов семьи, семейная жизнь воспринимается в мрачных тонах. В подростковом возрасте происходит активный поиск объекта идентификации (поиск значимого другого), происходит полоролевая идентификация. Именно в этот период формируются системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующие представления человека о себе как о носителе определенных социальных ролей. Подростки, склонные к употреблению алкоголя, в большинстве случае воспитываются в недружелюбной атмосфере, в отсутствие эмоционально-теплых отношений, что приводит к сложностям полоролевой идентификации. В итоге социальные роли усваиваются ими стихийно, без сознательной проработки, формируются деструктивные поведенческие стереотипы поведения. Воспитание подростков в негармоничной семье способствует тому, что ребенок не овладевает достаточными социальными навыками, необходимыми для успешной адаптации в дальнейшем.

Характерно, что отношение к родителям и семье усугубляется вместе с утяжелением формы алкоголизации.

В литературных источниках находим подтверждение о специфических нарушениях детско-родительских отношений при различных видах девиантного поведения. Так  в группе с бытовым пьянством выявлена  общая неудовлетворенность отношениями с обоими родителями. Выделяют четыре типа  семейных отношений при девиантном поведении: 1) отчуждение (утрата психологического контакта, отказ от близких отношений); 2) тревожная неудовлетворенность (постоянное беспокойство  членов семьи друг за друга, недоверие, недовольство друг другом); 3) симбиотическое слияние (делегирование другому члену семьи   ряда личных функций); 4) подозрительная враждебность (доминирование агрессии, защитно-агрессивная оппозиция) [3].

По результатам методики «Патохарактерологический диагностический опросник» определили, что для подростков, склонных к употреблению алкоголя (2 и 3 группы), в большей степени характерно явление эмансипации. Демонстрируя независимость, самостоятельность, стремление избежать реальной ответственности велика вероятность выбора деструктивных путей самоутверждения. Статистически значимые различия обнаружены среди подростков 1 и 3 групп (φ*=2,08, p<0,05), 2 и 3 групп (φ*=1,73, p<0,05) по показателю «очень сильная реакция эмансипации» (шкала выраженности реакций по Иванову Н.Я., Личко А.Е.). Подростки 3 группы характеризуются более выраженным явлением эмансипации по сравнению как с контрольной группой, так и с группой подростков, которые нерегулярно употребляют алкоголь. Важно отметить, что показатель выраженной эмансипации возрастает при переходе от 1 группы к 3 группе.

Подтверждение находим в литературных источниках. По мере перехода от употребления ПАВ к зависимости происходит искажение реакции эмансипации за счет усиления инфантильных составляющих эмансипаторного процесса, который замедляется, что создает повышенную напряженность реакции эмансипации [5]. Подростки признавали, что испытывают сложности во взаимоотношениях с родителями.

Среди подростков, употребляющих алкоголь (2 и 3 группы), наблюдаются общие тенденции в изображении рисунков семьи. Подростки чаще изображают членов семьи маленького размера и реже крупных размеров, чаще склонны недооценивать значимость семьи. Подростки реже первым рисуют себя и чаще изображают первой мать. Изображение первой фигуры матери можно интерпретировать, как значимость матери, эмоциональную близость для детей. Испытуемые этих групп реже изображали членов семьи в реалистичной форме и чаще в метафоричной форме, что указывает на сложности идентификации членов семьи. В данном случае проблемный момент заключается в том, что подростковый возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, характеризуется активным процессом самоопределения. Подростки становятся наиболее сенситивными к асоциальным способам нахождения идентичности.

Проведенный анализ продемонстрировал трудности в процессе идентификации членов семьи у подростков 2 группы, недостаточную эмоциональную близость. Для рисунков подростков 3 группы характерны сложности в дифференциации как своего эмоционального состояния, так и эмоциональных проявлений других членов семьи, эмоциональная холодность в отношениях. Наиболее распространенными проявлениями, определяющими эмоциональное неблагополучие подростка в семье, являются: чувство невключенности, отчужденности ребенка в семье или конфликтное отношение к кому-либо в семье, отсутствие в семье человека, с которым подросток состоял бы в близких эмоциональных отношениях.

Нарушение характера воспитания в семьях подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, отмечают многие исследователи. К числу особенностей семейного воспитания подростков с аддиктивным поведением С.А. Кулаков относит: жесткий контроль, недоверие к подростку, противоречивое отношение к его самостоятельности, требование уважать родителей и отказ в уважении к нему [4]. Согласно Г.А. Милушевой, Н.Г. Найденовой, повышенный риск развития зависимости отмечается в асоциальных семьях, при воспитании по типу гипоопеки и эмоционального отвержения. В то же время среди подростков с доклиническими формами употребления алкоголя и токсических веществ наиболее часто встречалось воспитание по типу гиперопеки [7]. Согласно теории психологических отношений личности В.Н. Мясищева, физиологическими и психологическими источниками предболезненного состояния являются трудности или нарушения во взаимоотношениях человека с людьми, социальной действительностью и задачами, стоящими перед ним [8].

Таким образом, алкоголизация  подростков  сопряжена  с  нарушением  взаимоотношений  с  родителями. Фактором риска алкоголизации подростков является наличие дисфункциональных семейных отношений и дисфункционального семейного воспитания, преимущественно в форме эмоциональной холодности со стороны матери и недостаточной вовлеченность отца в процесс воспитания. Отношение подростка к семье характеризуется как непоследовательное, эмоционально напряженное. По мере усугубления алкоголизации детско-родительские отношения воспринимаются, как эмоционально неблагополучные, враждебные, конфликтные. Отсутствие эмоционально близких отношений с членами семьи выступает распространенным проявлением семейного неблагополучия подростка. В ходе проведения психопрофилактической работы с подростками, употребляющими алкоголь, необходим дифференцированный подход с учетом клинико-психологических особенностей, содержания внутриличностного конфликта, характера и степени нарушения отношений личности.

Список литературы

  1. Алёхин А.Н., Дубинина Е.А., Локтева А.В. Образ родителей у подростков, склонных к алкоголизации // Тюменский медицинский журнал. Тюмень, 2014. № 1. С. 28-30.
  2. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. 2-е изд. М.: Фолиум, 1995. 56 с.
  3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб: Питер, 2012. 352 с.
  4. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб.: Речь, 2004. 464 с.
  5. Куликова С.А. Реакция эмансипации у подростков с наркозависимостью: автореферат. дис… канд. психологических наук. СПб, 2010. 22 с.
  6. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1991. 304 с.
  7. Милушева Г.А., Найденова Н.Г. О роли микросоциальных факторов в возникновении девиантного поведения у подростков с ранними формами злоупотребления токсикоманическими веществами и алкоголем // Вопросы наркологии. 1992. № 3-4. С. 138-143.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. 400 с.
  9. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006. 320 с.
  10. Cooper M.L. Motivations for alcohol use among adolescents: development and validation of a four-factor model // Psychological Assessment. 1994. Vol. 6. P. 117–128.
  11. Eiden R.D., Leonard K.E. Paternal alcohol use and the mother-infant relationship // Development and Psychopathology. 1996. Vol. 8. Pp. 307-323.
  12. Hussong A.M., Curran P.J., Chassin L. Pathways of risk for accelerated heavy alcohol use among adolescent children of alcoholic parents // Journal of Abnormal Child Psychology. 1998. Vol. 26. Pp. 453–466.
  13. Windle M. Parental, sibling, and peer influences on adolescent substance use and alcohol problems // Applied Developmental Science. 2000. Vol. 4. Pp. 98–110.