ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
Aннотация
В статье анализируются результаты исследований проблемы подростковой алкоголизации в её психологическом аспекте. Раскрыта роль отношений личности как ключевых составляющих образа мира в детерминации алкогольного поведения подростков при формировании алкогольной зависимости. Показано, что нарушения отношений личности приводят к возрастанию психоэмоционального напряжения в различных жизненных ситуациях, что выступает предпосылкой употребления алкоголя подростками. При формировании алкогольной зависимости происходит искажение социального научения и адаптации, при этом усиливается негативное отношение к себе и окружающим, система личностных отношений приобретает конфликтный характер, формируется искажённый образ мира. Представлено обоснование содержания мер первичной психопрофилактики алкоголизма.Ключевые слова: Подросток, образ мира, отношения личности, алкогольное поведение, факторы алкогольной зависимости, семейные отношения, психопрофилактика
Психологическим и социальным факторам отводится ведущая роль на начальных этапах формирования алкогольной зависимости. Особое значение эти факторы имеют в период становления системы отношений личности – у подростков [1]. Подростковый период, являясь критическим, сопряжен с изменением структуры взаимоотношений и общения. Это проявляется в частности изменением характера взаимоотношений с родителями (реакцией эмансипации, возрастанием противоречий, снижением авторитетности родителей для подростка), обусловленным внутренним конфликтом подростка между потребностью в родительской опеке и потребностью в самостоятельности, равноправных отношениях. Несмотря на возрастающую роль сверстников и референтной группы, взаимоотношения с родителями продолжают оказывать существенное влияние на формирование личности подростка, его поведение, процесс протекания возрастного кризиса [9]. Известно, что нарушения взаимоотношений с родителями повышают вероятность аддиктивного поведения у подростков [6], однако то, каков характер этих нарушений, и каков их вклад в становление алкогольной зависимости девушек и юношей, требует уточнения для обоснования программ целенаправленной психопрофилактики.
В качестве предпосылок употребления алкоголя выступают сочетание факторов: семейное воспитание, взаимоотношения со сверстниками, индивидуально-личностные характеристики, условия социальной среды, физиологические изменения, сопровождающие подростковый возраст [10].
Значимая роль в приобщении подростков к алкоголю отводится психосоциальным факторам, таким как употребление алкоголя родителями, семейные дисфунции, негативное влияние сверстников, слабый родительский контроль, эмоциональные переживания [11, 12, 13].
Таким образом, цель исследования: определить особенности образа родителей у подростков, склонных к алкоголизации (в связи с задачами психопрофилактики).
На основании данных о частоте употребления алкоголя и наличия / отсутствия признаков алкогольной зависимости было сформировано три группы. Группа 1: 60 подростков, не имеющих опыта употребления алкогольных напитков. Группа 2: 64 подростка, употребляющих алкоголь эпизодически, ситуационно, без признаков зависимости. Группа 3: 60 подростков с донозологическими формами алкоголизма – употребляющих алкоголь регулярно, с формирующимися признаками алкогольной зависимости (не перешедшими в клинически значимое расстройство).
Методики психологической диагностики: оценка семейных условий - опросник «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.) [2]; методика анализа личностных отношений - «Незаконченные предложения» (Sachs J.M., Levy S.); методика «Рисунок семьи»; методика «Патохарактерологический диагностический опросник» (Иванов Н.Я., Личко А.Е.). Достоверность различий между группами устанавливалась при уровне значимости нулевой гипотезы по критерию Манна-Уитни (р≤0,05).
При сравнительном анализе были выявлены различия в образе родителей среди подростков. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика детско-родительских отношений
в семьях подростков
Table 1.
Characteristics of parent-child relationships
in families of adolescents
Шкалы | группа 1 (M±σ) | группа 2 (M±σ) | группа 3 (M±σ) | 1 и 2 группы (p) | 1 и 3 группы (p) | 2 и 3 группы (p) | |
подростки о матери | |||||||
позитивного интереса | 3,29±1,14 | 3,23±1,20 | 2,60±1,09 | 0,89 | 0,003 | 0,004 | |
директивности | 2,65±1,19 | 3,23±0,93 | 3,07±1,04 | 0,008 | 0,045 | 0,72 | |
враждебности | 3,00±1,11 | 3,41±1,01 | 3,91±0,99 | 0,039 | 0,000 | 0,004 | |
автономности | 3,02±1,15 | 3,39±1,00 | 3,05±0,98 | 0,04 | 0,61 | 0,058 | |
непоследовательности | 3,33±0,69 | 3,84±0,89 | 3,64±0,87 | 0,003 | 0,016 | 0,33 | |
подростки об отце | |||||||
позитивного интереса | 3,31±1,00 | 3,32±0,99 | 2,66±0,94 | 0,91 | 0,004 | 0,003 | |
директивности | 3,29±1,36 | 3,66±0,79 | 3,43±0,83 | 0,26 | 0,80 | 0,21 | |
враждебности | 3,36±1,07 | 3,44±1,01 | 4,41±0,72 | 0,69 | 0,000 | 0,000 | |
автономности | 3,26±0,73 | 3,24±1,04 | 2,89±0,80 | 0,92 | 0,019 | 0,07 | |
непоследовательности | 3,33±0,84 | 4,10±0,67 | 3,76±0,54 | 0,000 | 0,013 | 0,015 | |
Как следует из данных таблицы 1, подростки 2 группы оценивают отношение матери как более директивное, непоследовательное по сравнению с контрольной группой. Взаимоотношения с отцом в оценке таких подростков также воспринимаются как непоследовательные по сравнению с контрольной группой. Директивность матери видят в жестком контроле, строгости, навязывании им своего мнения, чувства вины по отношению к ней, считают, что мать берет на себя ответственность за действия подростка и за его жизнь в целом. Мы видим, что процессу употребления алкоголя способствует нарушение эмоционального отношения с матерью, в частности стремление матери к жесткому мелочному контролю, ориентация на «эталонное» воспитание без учета личностных особенностей подростка. Однако по мере алкоголизации подростков мы наблюдаем снижение показателя директивности (3 группа). Предположительно, это обусловлено тем, что с началом систематического употребления спиртного очень быстро наступает утрата эмоциональных отношений с матерью, подростки стремятся к отстаиванию своего мнения, самоутверждению, даже деструктивными методами, мать перестает выступать авторитетным лицом. Отношения с матерью становятся или нейтральными, или остроконфликтными. Непоследовательность матери, наблюдаемая в семьях подростков, склонных к нерегулярному употреблению алкоголя, оценивается ими как чередование власти, подозрительности и доминирования матери со стремлением к покорности, деликатности и альтруизму. Следует отметить, что отношения с отцом, по мнению подростков данной группы, также характеризуются большей непоследовательностью по сравнению с контрольной группой. Можно предположить, на начальных этапах употребления алкоголя, непоследовательность семейных отношений, воспитательных мероприятий может выступать фактором риска дальнейшей алкоголизации. Непоследовательность воспитательной позиции отца в этих семьях проявляется в непредсказуемости реакций на поведение детей. Подростки не могут прогнозировать поведение отца, одинаковые поступки могут вызывать различные и даже противоположные поведенческие реакции.
Детско-родительский стиль отношений в 3 группе характеризуется ещё большей дисфункциональностью. В семьях таких подростков отмечается уже враждебный стиль (как со стороны матери, так и в отношении отца), взаимоотношения с родителями ещё в меньшей степени наделяются позитивным интересом. Детско-родительские отношения подростками 3 группы воспринимаются как эмоционально неблагополучные, недружеские, враждебные, конфликтные. Отмечают отсутствие позитивного интереса со стороны матери к ним, недостаточно дружеский способ общения, в меньшей степени склонны принимать мнение матери, соглашаться с ней. Враждебный стиль матери воспринимается с преобладанием агрессивности и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Для матери, по мнению подростка, характерна ориентировка на себя, излишнее самоутверждение, исключают принятие ребенка. В меньшей степени подростки 3 группы наделяют отношения с отцом позитивными характеристиками. Следует отметить, что 36,7% подростков 3 группы воспитываются в неполных семьях, 13,3% - вновь созданная семья. В связи с этим можно предположить, что у подростков отсутствует опыт взаимодействия с отцом, образ отца негативно окрашен. Позитивный интерес рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к власти в общении с подростком. В семьях подростков отцы не стремятся к установлению доверительных, дружеских отношений, не выступают для подростков в качестве авторитета, а в некоторых ситуациях даже не поддерживают общение. Подростки стиль отношения с отцом наделяют также характеристиками враждебности. Отцы в таких семьях склонны соглашаться с общепризнанным мнением, ориентируются на нормы и правила общества, представления об идеальном ребенке, проявляют сверхтребовательность.
При утяжелении формы алкоголизации выявляются признаки большей дисфункциональности детско-родительских отношений (сравнительный анализ психодиагностических данных 2 и 3 групп). В семьях подростков 3 группы отмечается более враждебный стиль (как со стороны матери, так и в отношении отца), взаимоотношения с родителями также в меньшей степени наделяются позитивным интересом.
В таблице 2 представлены результаты формализованной оценки отношений подростков к родителям, семье, оцененных по окончаниям предложений по методике «Незаконченные предложения».
Таблица 2.
Сравнительный анализ личностных отношений подростков
к родителям
Table 2.
Comparative analysis of personal attitudes of teenagers
to their parents
Шкалы | группа 1 (средние значения) | группа 2 (средние значения) | группа 3 (средние значения) | 1 и 2 группы (p) | 1 и 3 группы (p) | 2 и 3 группы (p) |
отношение к матери | 0,17 | 0,38 | 0,82 | 0,003 | 0,000 | 0,010 |
отношение к отцу | 0,32 | 0,94 | 1,83 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
отношение к семье | 0,10 | 0,19 | 0,90 | 0,442 | 0,000 | 0,000 |
По результатам исследования определили общие тенденции, характерные для подростков употребляющих алкоголь (2 и 3 группы), выступающие детерминантами алкоголизации в подростковом возрасте. У подростков, употребляющих алкоголь, отмечается напряжённость отношений в родительской системе. Анализ результатов продемонстрировал наличия внутреннего напряжения во взаимоотношениях с матерью. Детальный анализ показывает отсутствие доверительных эмоционально теплых отношений у подростков с матерью. Еще более проблемной сферой для подростков группы-риска является сфера взаимоотношений с отцом. Образ отца наделяется отрицательными эмоциями. В большинстве случаев подростки, употребляющие алкоголь, из неполных семей, в анамнезе имеют опыт переживания психологической травмы, связанный с разводом родителей, и негативно окрашенное эмоционально-оценочное отношение к родителю, покинувшему семью, что является фактором риска формирования зависимого поведения. При утяжелении формы алкоголизации, (сравнительный анализ психодиагностических данных 1 и 3 групп) выявляются признаки усугубления выявленных противоречий в формирующейся системе личностных отношений: противоречия охватывают такие сферы отношений, как отношения с отцом и матерью в семье. Семейные отношения у подростков 3 группы вызывают эмоциональное напряжение, семья теряет свою ценность. Подростки отмечают недостаточную эмоциональную близость членов семьи, семейная жизнь воспринимается в мрачных тонах. В подростковом возрасте происходит активный поиск объекта идентификации (поиск значимого другого), происходит полоролевая идентификация. Именно в этот период формируются системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующие представления человека о себе как о носителе определенных социальных ролей. Подростки, склонные к употреблению алкоголя, в большинстве случае воспитываются в недружелюбной атмосфере, в отсутствие эмоционально-теплых отношений, что приводит к сложностям полоролевой идентификации. В итоге социальные роли усваиваются ими стихийно, без сознательной проработки, формируются деструктивные поведенческие стереотипы поведения. Воспитание подростков в негармоничной семье способствует тому, что ребенок не овладевает достаточными социальными навыками, необходимыми для успешной адаптации в дальнейшем.
Характерно, что отношение к родителям и семье усугубляется вместе с утяжелением формы алкоголизации.
В литературных источниках находим подтверждение о специфических нарушениях детско-родительских отношений при различных видах девиантного поведения. Так в группе с бытовым пьянством выявлена общая неудовлетворенность отношениями с обоими родителями. Выделяют четыре типа семейных отношений при девиантном поведении: 1) отчуждение (утрата психологического контакта, отказ от близких отношений); 2) тревожная неудовлетворенность (постоянное беспокойство членов семьи друг за друга, недоверие, недовольство друг другом); 3) симбиотическое слияние (делегирование другому члену семьи ряда личных функций); 4) подозрительная враждебность (доминирование агрессии, защитно-агрессивная оппозиция) [3].
По результатам методики «Патохарактерологический диагностический опросник» определили, что для подростков, склонных к употреблению алкоголя (2 и 3 группы), в большей степени характерно явление эмансипации. Демонстрируя независимость, самостоятельность, стремление избежать реальной ответственности велика вероятность выбора деструктивных путей самоутверждения. Статистически значимые различия обнаружены среди подростков 1 и 3 групп (φ*=2,08, p<0,05), 2 и 3 групп (φ*=1,73, p<0,05) по показателю «очень сильная реакция эмансипации» (шкала выраженности реакций по Иванову Н.Я., Личко А.Е.). Подростки 3 группы характеризуются более выраженным явлением эмансипации по сравнению как с контрольной группой, так и с группой подростков, которые нерегулярно употребляют алкоголь. Важно отметить, что показатель выраженной эмансипации возрастает при переходе от 1 группы к 3 группе.
Подтверждение находим в литературных источниках. По мере перехода от употребления ПАВ к зависимости происходит искажение реакции эмансипации за счет усиления инфантильных составляющих эмансипаторного процесса, который замедляется, что создает повышенную напряженность реакции эмансипации [5]. Подростки признавали, что испытывают сложности во взаимоотношениях с родителями.
Среди подростков, употребляющих алкоголь (2 и 3 группы), наблюдаются общие тенденции в изображении рисунков семьи. Подростки чаще изображают членов семьи маленького размера и реже крупных размеров, чаще склонны недооценивать значимость семьи. Подростки реже первым рисуют себя и чаще изображают первой мать. Изображение первой фигуры матери можно интерпретировать, как значимость матери, эмоциональную близость для детей. Испытуемые этих групп реже изображали членов семьи в реалистичной форме и чаще в метафоричной форме, что указывает на сложности идентификации членов семьи. В данном случае проблемный момент заключается в том, что подростковый возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, характеризуется активным процессом самоопределения. Подростки становятся наиболее сенситивными к асоциальным способам нахождения идентичности.
Проведенный анализ продемонстрировал трудности в процессе идентификации членов семьи у подростков 2 группы, недостаточную эмоциональную близость. Для рисунков подростков 3 группы характерны сложности в дифференциации как своего эмоционального состояния, так и эмоциональных проявлений других членов семьи, эмоциональная холодность в отношениях. Наиболее распространенными проявлениями, определяющими эмоциональное неблагополучие подростка в семье, являются: чувство невключенности, отчужденности ребенка в семье или конфликтное отношение к кому-либо в семье, отсутствие в семье человека, с которым подросток состоял бы в близких эмоциональных отношениях.
Нарушение характера воспитания в семьях подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, отмечают многие исследователи. К числу особенностей семейного воспитания подростков с аддиктивным поведением С.А. Кулаков относит: жесткий контроль, недоверие к подростку, противоречивое отношение к его самостоятельности, требование уважать родителей и отказ в уважении к нему [4]. Согласно Г.А. Милушевой, Н.Г. Найденовой, повышенный риск развития зависимости отмечается в асоциальных семьях, при воспитании по типу гипоопеки и эмоционального отвержения. В то же время среди подростков с доклиническими формами употребления алкоголя и токсических веществ наиболее часто встречалось воспитание по типу гиперопеки [7]. Согласно теории психологических отношений личности В.Н. Мясищева, физиологическими и психологическими источниками предболезненного состояния являются трудности или нарушения во взаимоотношениях человека с людьми, социальной действительностью и задачами, стоящими перед ним [8].
Таким образом, алкоголизация подростков сопряжена с нарушением взаимоотношений с родителями. Фактором риска алкоголизации подростков является наличие дисфункциональных семейных отношений и дисфункционального семейного воспитания, преимущественно в форме эмоциональной холодности со стороны матери и недостаточной вовлеченность отца в процесс воспитания. Отношение подростка к семье характеризуется как непоследовательное, эмоционально напряженное. По мере усугубления алкоголизации детско-родительские отношения воспринимаются, как эмоционально неблагополучные, враждебные, конфликтные. Отсутствие эмоционально близких отношений с членами семьи выступает распространенным проявлением семейного неблагополучия подростка. В ходе проведения психопрофилактической работы с подростками, употребляющими алкоголь, необходим дифференцированный подход с учетом клинико-психологических особенностей, содержания внутриличностного конфликта, характера и степени нарушения отношений личности.
Список литературы