16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-4-48-52

ДИАГНОСТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИ-КАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Aннотация

Раскрываются особенности национальной самоидентификации в подростковом возрасте у обучающихся организаций дополнительного образования детей. Анализируются и характеризуются особенности и основные составляющие национальной самоидентификации. Показана роль влияния различных сфер жизни общества (национально-исторической, политико-культурной) на процессы самоидентификации. Установлено, что в содержание национальной идентичности входят национальные традиции, особенности национальной культуры, обычаи и нравственные императивы. Полученные данные могут быть использованы педагогами при разработке авторских рабочих программ в организациях дополнительного образования детей, при проведении промежуточной или итоговой аттестации по программам туристско-краеведческой направленности.

Самоидентификация является одним из ключевых элементов развития личности подростков. Основой формирования идентичности выступает нравственность, патриотизм и патриотическое воспитание в организациях общего и дополнительного образования. Педагогам необходимо сформировать  позитивную самоидентификацию у обучающихся средствами туристско-краеведческой работы.

Введение. Проблема нравственно-патриотического воспитания в нашей стране решается на государственном уровне, за последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].

На гребне социального перелома, сопровождающегося духовно-нравственным, социально-экономическим, демографическим кризисом, деструктивными тенденциями в обществе (резкая социальная поляризация, национализм, религиозный экстремизм и др.) особую роль в принятии подростком нравственно-патриотических ценностей призваны сыграть организации дополнительного образования детей.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнута значимость дополнительного образования как вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [12].

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательного пространства в социокультурную среду самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ (неформальных объединений), дети, подростки и юноши получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности, более того в разнообразных формах туристско-краеведческой деятельности – самодеятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности [5].

Основная часть. Подростковый и юношеский возраст – период осознанного взросления, который в настоящее время активно исследуется с точки зрения кризиса идентичности, становления и развития различных видов идентичности [10, с.55]. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение [7, с.68]. В этом возрастном периоде происходят важнейшие психосоматические изменения, личность становится более восприимчива к педагогическим воздействиям внешней среды, поэтому у педагогов и родителей есть возможность заложить основы нравственности и духовности, патриотизма на основе ярких эмоциональных сопереживаний в процессе включения в активную детальность как формы патриотического воспитания, и, осознания содержания значений терминов «патриот», «Отечество», «Родина», «честь». При этом важно учитывать персонифицированность процесса самоидентификации у каждого подростка. Под самоидентификацией может пониматься процесс формирования человеком представления о себе самом как о самотождественной, цельной и уникальной личности [2, с.38].

Национальная самоидентичность может быть сформирована в системе дополнительного образования за счет использования средств туристско-краеведческой деятельности: походов, поисковых экспедиций, экскурсий, краеведческих олимпиад, конкурсов и пр.

         В тоже время национальную самоидентичность невозможно рассматривать без гражданской (российской) идентичности – свободного отожествления человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации [6, с.45].

Цель исследования – определить основные структурные компоненты  национальной самоидентификации обучающихся организации дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.

Объекты и методы исследования. В исследовании принимали участие 50 обучающихся ГАУ ДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» в возрасте от 13 до 17 лет. В качестве диагностической процедуры была использована авторская диагностика, состоящая из 15 вопросов, направленных на выявление национальной самоидентификации обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анкетирования подросткам были даны варианты трактовки термина «нация» и им следовало определить: из чего состоит эта «исторически сложившаяся часть человечества». Респонденты могли выбрать несколько вариантов или добавить свой. По результатам обработки анкет, было установлено, что 88% опрошенных считают, что в основе объединения нации лежит, прежде всего, культура, на втором месте – языковая принадлежность, также респонденты указали общность территории и экономической жизни. Нельзя не согласиться с их мнением, ведь, по сути, нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика [8].

В Стратегии национальной безопасности России определяется государственная позиция на то, что в нашей стране возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности и происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм [11]. Наиболее ярким проявлением национальных особенностей являются национальные праздники и семейные традиции. По результатам проведенного нами исследования установлено, что самыми важными праздниками обучающиеся объединений туристско-краеведческой направленности считают Рождество Христово (68%), День России (60%), Новый год (28%), День семьи, любви и верности (24%), Масленицу (24%). Так же белгородские подростки выделяют такие праздники как День рождения, день освобождения города Белгорода, Пасха, День народного единства, день Победы, день Святого Валентина, день защитника Отечества и день защиты детей.

В тоже время при организации нравственно-патриотического воспитания необходимо учитывать, что на ребенка значимое влияние оказывает социокультурная среда его семьи и те традиции, которые в ней существуют. Нашим исследованием установлено что, к сожалению, у 8% опрошенных подростков семейные традиции отсутствуют. Большинство подростков - респондентов выделили празднование Нового года и традицию наряжать елку (48%), по их мнению, это прекрасная возможность собрать за одним столом всю семью. Подросткам нравятся совместные выходы в кино и походы на природу, а также традиция готовить блины на Масленицу. Важность таких традиций как совместное участие с родителями в патриотических праздниках, возложении цветов к обелискам и памятникам отметили только 8% опрошенных.

На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотами России?» практически все воспитанники (90%) ответили «да»,  нет – 6%, не совсем – 4%.

По мнению респондентов, патриот – это человек, который любит свою родину, страну, край, семью и гордится ими (72%). Также подростки считают, чтобы быть патриотом нужно любить народ, «быть проникнутым патриотизмом», быть верным своей стране, чтить память о героях, заботится об историческом наследии и памятниках, любить и знать историю своей страны, а, по мнению двух подростков, патриот – это тот, кто готов отдать жизнь за свою страну. При этом 8% школьников не смогли дать ответ на вопрос «Кто такой патриот?».

Патриотическая направленность в организациях дополнительного образования детей должна выражаться в положительном отношении личности к духовно-нравственным ценностям гражданского общества и идеалам, а также в  самосознании себя как субъекта активной деятельности по реализации интересов, желаний и убеждений на благо России [9, с.3]. Такая активная деятельность может быть реализована через участие в различных патриотических мероприятиях и акциях. На вопрос: «В каких патриотических мероприятиях Вы принимали участие?». 32% респондентов  - школьников, ответили что, принимали участие в акции «Бессмертный полк», остальные участвовали в единичных акциях, таких как возложение цветов в честь дня Победы, митингах, благотворительных акциях. К сожалению, так как эти акции носили эпизодический характер, 20% респондентов отметили что, в таких мероприятиях не принимали участия, хотя считают себя патриотами, но не испытывают желания и необходимости в активной деятельности патриотической направленности.

Как истинные патриоты 76% респондентов ответили что, не хотят уезжать на постоянное место жительство в другую страну, при этом отдыхать предпочитают в разных странах мира. Подростки констатировали что, не хотят уезжать из России, так как им нравится «моя страна» и не хочется покидать «семью и родной дом». Однако, 24% подростков испытывают желание уехать на постоянное жительство из родной страны, они обосновывают это тем, что в других странах «выше зарплата», «там дёшево», «любят путешествовать», «для занятий спортом», «хочется новенького». 

С 2014 года в Российской Федерации реализуется Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», одним из конечных результатов которой намечено повышение уровня толерантного отношения к представителям другой национальности [3]. В ходе нашего исследования респондентам было предложено ответить на вопрос: «Как вы относитесь к представителям других наций?». 12% опрошенных подростков высказались что, относятся нейтрально к представителям других наций, 88% - «хорошо». Подростки подчеркивали в своих ответах, что «все люди одинаковые», «я отношусь к ним так же, как и к представителям своей национальности», «адекватно», «я не испытываю к ним чувств отвращения», «толерантно и уважительно». Такой позитивный настрой, по нашему мнению, связан, прежде всего, с тем, что Белгородская область является приграничным регионом России. Всего в 80 километрах от Белгорода находится город Харьков и многие белгородцы имеют друзей и родственников на Украине. Это подтверждается и результатами проведенного анкетирования. На вопрос: «Оказывает ли влияние на культуру и национальные традиции близость Белгородчины к Украине? В чем это выражается?». 32% подростков ответили, что никакого влияния не происходит, они аргументируют это тем, что «наши традиции не сгубить», «Украина была нам близкой страной». В то время, как большинство опрашиваемых отметили, что «Белгородчину и Украину связывает одна история на двоих», происходит «слияние культурных традиций», «от Украины нам досталась манера и особенности вышивки и другой творческой деятельности», так же подростки не отрицают «схожесть языка», которая проявляется в особенностях речи («мы говорим «гэ» и «шо», слово «тремпель», «неправильно ставим ударения» и др.).

Российская идентичность – это свободное отожествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации [1, с. 24]. Ними установлено, что для современных подростков Белгородчины важна их национальность (88% - респондентов). Но в тоже время они не до конца осознают сущность значение терминов «национальность» и «гражданство». Так, 36% опрошенных подростков считают эти термины одним и тем же понятием, по их мнению «национальность более привычное нам понятие».

Важными символами национальной самоидентификации, по мнению респондентов, являются флаг - «полотнище с главными цветами страны», ведь «он красивый и его все видят»; гимн - потому что это «хвалебная и главная песня России», «он величественно звучит», «при его звучании чувствуешь гордость за страну»; а так же герб -  «потому что это знак мужества и он символизирует прошлое нашей страны».

Сохранение национальной самоидентичности невозможно без памяти о прошлом. Подростки считают значимыми событиями нашей истории, которые не следует забывать: это мировые войны, в частности события Великой Отечественной войны.

Самыми сложными для подростков были ответы на вопросы, связанные с термином «национальная самоидентичность». Так, на вопрос «Что Вы понимаете под национальной идентичностью?». 38% респондентов не смогли ответить на вопрос, 24% - считают национальность, 22% - принадлежность к определенной нации, 10% - гражданство. В тоже время для подростков национальная самоидентичность - это «любовь и уважение к своей культуре и осознание её особенностей»; «знание и соблюдение традиций и обычаев», а также «внешняя схожесть».

Трудности у 44% подростков вызвало и определение составляющих понятия национальной самоидентичности. По мнению респондентов, национальная самоидентичность состоит из национальной культуры, обычаев, верований, нравственных законов, языка, культуры, традиций и мифов. Из этого следует - подростки не до конца понимают структуру национальной идентичности, не осознают ее сущностную основу.

Заключение. Таким образом, мы пришли к выводу о том что, диагностика, апробированная в ГАУ ДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», позволила нам выявить структурные компоненты  национальной самоидентификации обучающихся и показала основные сложности формирования знаниевой составляющей данного термина у обучающихся подросткового возраста. Были выявлены важные личностно значимые для обучающихся, национальные праздники и семейные традиции. Подростки попытались раскрыть содержательное значение терминов «нация», «национальность», «национальная самоидентичность». Установлено что, обучающиеся на этапе становления личности (подростковый возраст) считают себя патриотами, но в тоже время у них не сформирована активная жизненной позиции, отсутствует или имеется, но не значительный опыт (проявления личного отношения) участия в мероприятиях патриотической направленности. Подростки испытывают сложности в формулировании содержания терминов «гражданство» и «национальность». Полученные данные необходимо учитывать при разработке модифицированных и авторских программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Педагоги могут использовать полученные результаты для диагностики знаний обучающихся в организациях дополнительного образования, во внеклассной деятельности и на классных часах, а так же разрабатывать на ее основе свой диагностический блок для проведения промежуточной или итоговой аттестации по программам туристско-краеведческой направленности.

 

Список литературы

  1. Григорьев Д.В. Формирование российской идентичности школьников: потенциал воспитательного пространства // Воспитательная работа в школе. 2015.№9. С. 24-29.
  2. Лысак И.В. Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. C. 37–42.
  3. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.05.2016)" О федеральной целевой программе «Укрепление единства  российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=199358#0 (дата обращения: 10.09.2016).
  4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=192149#0 (дата обращения 09.10.2016).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=168200&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2399682360088926#0 (дата обращения 09.10.2016).
  6. Регинская Л. Идентичность как результат гражданско-патриотического воспитания: условия и способы достижения // Воспитательная работа в школе. 2016. № 2-3. С. 45-48.
  7. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста // Научный результат. 2015. № 1. С. 67-74.
  8. Толковый словарь Ожегова. URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=17956&sl=oj (дата обращения 09.10.2016).
  9. Сяба М.В. Формирование патриотической направленности подростков средствами туристско-краеведческой работы в системе дополнительного образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2012. 24 с.
  10. Шакурова М.В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. 2014. № 1. С.44-58.
  11. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683
    «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191669#0] (дата обращения 09.10.2016).
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201339#0 (дата обращения 09.10.2016).