Статус, мотивация и удовлетворенность преподавателя высшей школы: размышления по результатам исследования
Под эгидой Лиги преподавателей высшей школы в марте-апреле 2020 г. поводилось исследование, охватившее 45 регионов России. Цель исследования – выявление социального статуса и роли преподавателей отечественной высшей школы в развитии гражданского общества. В статье рассматривается взаимосвязь мотивации, удовлетворенности и общественной значимости трудовой деятельности преподавателей высшей школы. Авторами анализируются те аспекты трудовой мотивации и удовлетворенности трудом преподавателей высшей школы, которые непосредственно влияют на уровень престижа данной профессии. Исследование показало, что наиболее негативно влияют на удовлетворенность трудом и, соответственно, осознание собственной значимости преподавателями такие факторы, как «отношение администрации к нуждам работников» и «возможность карьерного роста». Отмечена негативная тенденция в изменении удовлетворенности трудом респондентов за последний год. Установлено, что реальный статус, мотивация и удовлетворенность преподавателей высшей школы остаются на уровне, явно недостаточном для решения сложных задач и вызовов, стоящих перед современным российским обществом. Для преодоления выявленных проблем предлагается проведение в вузах регулярного мониторинга удовлетворенности трудом и формирование корпоративной культуры, в основе которой лежит признание ценности труда преподавателя высшей школы.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателя вуза в условиях реформирования системы высшего образования в России // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. № 4 (12). С. 80-87.
Грудистова Е.Г. Развитие методов исследования организационной культуры и их использование в кадровом менеджменте. Автореферат дисс. … канд. экон. наук. Байкальский государственный университет экономики и права. Иркутск. 2009. 23 с.
Гуцу Е.Г., Няголова М.Д., Рунова Т.А. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза. Вестник Мининского университета. 2018. № 3(24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivatsii-trudovoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza/viewer (дата обращения: 08.06.2020).
Дадаева Т.М., Фадеева И.М. Реформа высшей школы: парадоксы и тупики институциональных изменений // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5 (92-93). С. 28-35.
Красинская Л.Ф. Профессиональная мотивация преподавателя как фактор, влияющий на инновационные преобразования в высшей школе // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. № 6-1. С. 153-159.
Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.
Поварич И.П., Слинкова О.К. Методика и опыт социологического исследования удовлетворенности трудом // Ползуновский вестник. 2006. № 3-1. С. 221-224.
Пряжников Н.С. Морально-психологическое самочувствие работников высшей школы в условиях «стабильного» реформирования системы образования // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 1. С. 56-64.
Резник С.Д., Вдовина О.А. Кто становится преподавателем: мотивы выбора педагогической деятельности в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 3 (97). С. 112-118.
Русинов Р.К. О некоторых путях выхода из ситуации деформации социального института «Высшее образование» // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. №4. С. 7-12.
Слинков А.М. Раскрытие информационно-аналитического содержания мониторинга в системе управления организацией на основе методологического и управленческого подходов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 1. С. 43-49.
Слинков А.М. Труд – потребность – инновация: управленческий и мотивационный аспект // Социально-гуманитарные знания. 2014. №8. С. 318-327.
Слинкова О. К., Пастухова Д.А. 2014. Национально-психологические особенности персонала российских организаций // Научный результат. Серия: Технологии бизнеса и сервиса. 2014. Т. 1. № 2(2). С. 85-91.
Совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию 6 февраля 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62744 (дата обращения: 08.06.2020).
Фадеева И.М., Федосеева М.В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 153-163.