Факторы мотивации педагогов к организации исследовательской деятельности учащихся по основам безопасности жизнедеятельности
Широкомасштабное внедрение в педагогическую практику исследовательских методов обучения, наряду с организацией целостного процесса исследовательской (проектной) деятельности учащихся как обязательного элемента освоения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования определяет необходимость новых подходов к профессиональной подготовке будущих учителей. Цель исследования – изучить мотивирующие и демотивирующие факторы, влияющие на организацию исследовательской деятельности учащихся по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и на основе полученных данных сформулировать предложения по усовершенствованию профессионально-педагогической подготовки будущих учителей ОБЖ в направлении формирования готовности к проектированию исследовательской деятельности школьников по предмету на уроке и во внеурочной деятельности как обязательного элемента Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Одним из главных факторов, влияющих на готовность педагога к имплементации исследовательского обучения, является его мотивация как базовый компонент в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности. Для изучения мотивирующих факторов и причин, препятствующих эффективной организации исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, был проведён анализ психолого-педагогической литературы, интервьюирование педагогов-практиков, разработана анкета. В ходе анкетирования двух независимых групп респондентов (группа 1 – педагоги, имеющие успешный опыт организации исследовательской деятельности учащихся; группа 2 – учителя основ безопасности жизнедеятельности без опыта применения исследовательского подхода), был выявлен ряд общих барьеров, мешающих использовать исследовательскую деятельность как образовательную технологию. В числе наиболее важных были выделены недостаток времени и отсутствие материальных и методических ресурсов, обеспечивающих эффективность процесса обучения с применением исследовательских методов. Также определены мотивирующие учителей факторы, которые выступают в качестве своеобразных точек опоры в процессе реализации исследовательского обучения. Приведены примеры решений наиболее часто встречающихся проблем при организации учебных исследований, соответствующие критериям эргономичности, имплементируемости, универсальности и масштабируемости, которые могут стать частью профессионального обучения и повышения квалификации педагогов.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Автор выражает благодарность Н. Смирновой, специалисту районного методического кабинета (Симферопольский район); И. Стеблиновой, специалисту информационно-методического центра (Симферополь); О. Яненко, учителю биологии (Джанкойский район) за помощь в организации анкетирования и возможность обсудить с педагогами полученные результаты в ходе региональных семинаров и методических объединений.