Особенности самопрезентации российских учителей с разным уровнем эмпатии
Введение. В профессиональной деятельности современному педагогу необходимо овладевать новыми формами и методиками эффективной коммуникации. Проблема самоэффективности учителей и успешных тактик самопрезентации является весьма актуальной. В этой связи становится важным изучение взаимосвязи эмпатии со стратегиями самопрезентации и учительскими стилями у школьных учителей. Целью статьи являлось определение связи эмпатии с тактиками самопрезентации учителей. Основные методики исследования – «Шкала эмпатии учителей» (Wang, et al, 2022) и опросник «Шкала тактик самопрезентации» (Lee, et al, 1999). Дополнительно использовался опросник «Шкала учительские роли» (Stojiljković, et al, 2012). В опросе приняло участие 116 учителей из регионов России, 94,5% из них – женщины. Для обработки данных использовалась программа SPSS 19.0. Результаты исследования: наиболее распространенными тактиками самопрезентации у российских учителей являются «извинение», «пример для подражания» и «отречение». К числу наименее популярных относятся «запугивание», «негативная оценка других», «преувеличение своих достижений». Тактики самопрезентации оказались ассоциированы с уровнем эмпатии: наиболее тесная взаимосвязь выявлена с тактиками «аттрактивное поведение» и «просьба/мольба». Тактики самопрезентации также оказались взаимосвязаны с учительскими ролями: педагогическая роль взаимосвязана с тактиками «препятствование самому себе» и «сообщение своих достижений», а также «пример для подражания». Мотивационная роль взаимосвязана с тактикой «препятствование самому себе», когнтивно-диагностическая роль взаимосвязана с тактикой «пример для подражания». Роль в аффективном взаимодействии взаимосвязана с тактиками самопрезентации: «оправдание с отрицанием ответственности», «оправдание с принятием ответственности», а также с «желанием / старанием понравится». Выводы: наиболее предпочитаемые стратегии самопрезентации у российских учителей – это уклонение как уход от ответственности и избегание решительных действий и аттрактивное поведение как поведение, вызывающее благоприятное впечатление о субъекте самопрезентации. Это необходимо принимать во внимание при выстраивании работы с учителями в системе школьного образования.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.