Дефиниция «педагогики» в реалиях сегодняшнего дня
Введение. Среди многих дефиниций наиболее признанной считается определение, согласно которому педагогика – это наука о воспитании человека. Зачастую такая позиция вступает в противоречие с практикой. Если педагогика является наукой, то многие аспекты педагогической деятельности выходят за ее рамки. Отсюда цель статьи: поиск содержания термина «педагогика», отражающего объективный характер этого явления. Методологической основой статьи является системный подход, а ее методом исследования служит восхождение от абстрактного к конкретному. Результаты. Как известно, одним из признаков науки является наличие области исследования. В педагогической науке – это изучение процессов, связанных с обучением, воспитанием и развитием человека. Однако, естественно предположить, что педагогика неразрывно связана и с практикой обучения. Объектом ее деятельности является реализация функций обучения, воспитания и развития учеников, студентов. Поэтому, если под педагогикой понимать не науку, а вид деятельности, то этим решается важнейшее противоречие: перенос свойств части объекта на весь объект, а термин «педагогика» объединяет научную и практическую ее стороны в единую систему. Но для определения ее сущности нужно указать еще одно системное качество, обозначаемое как социализация, поэтому педагогика представляется как область учебно-воспитательной деятельности, направленной на социализацию личности. Данная формулировка позволит решать возникающие учебно-педагогические задачи с системных позиций, привлекать науку для решения наиболее актуальных вопросов обучения и воспитания молодежи, организации учебного процесса, определения социально востребованных целей обучения. Заключение. Предположив, что педагогика – это не наука, нельзя игнорировать тот факт, что научные исследования представляют неотъемлемую ее часть. Эта область педагогики может быть названа теорией педагогики.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Арташкина Т.А. Зависимость проблематики педагогики как науки от социокультурных реалий современной России // Философия образования. 2014. № 2. С. 5-20.
Бредихин А.П. Системный подход в развитии профессиональной культуры будущих учителей изобразительного искусства // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. № 1-2. С. 75-81.
Горюнова Л.А. Педагогика как наука. Система педагогических наук, 2016. URL: https://multiurok.ru/blog/pochiemu-ia-uchitiel-8.html (дата обращения 12.05.2024).
Кананэу Л.Г. Педагогика: курс лекций. Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та. 2019. 128 с.
Мешков Н.И., Мешков Д.Н. Педагогика как наука // Вестник Мордовского университета. 2015. № 3. С. 10-18.
Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово. 2005. 720 с.
Подласый И.П. Педагогика: новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Владос. 2001. 576 с.
Системный подход в педагогике / Магауова А. С., Жангужинова М.Е., Алжигитова А.Т., Атымтаева Б.Е. // Евразийский Союз Ученых. 2014. № 5-2. С. 123-126.
Соловцова И.А., Борытко Н.М. Общие основы педагогики: учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград: ВГИПК РО. 2006. 60 с.
Сраджев В.П., Бороздина О.О. К вопросу о социализации личности как стратегической цели системы общего и профессионального образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 10. С. 8-16.
Щедрин Д.С. Учебно-методическое пособие «Педагогика». Саратов: 2014. 183 с.