Ретроспективный анализ научных взглядов о государственно-общественном управлении образованием на материале eLibrary.ru
Введение. Начиная с 2000 г. и по настоящее время отмечается рост научного и прикладного интереса общественности к роли государственно-общественного управления образованием (ГОУО). Данный период связан со сменой научно-педагогических и управленческих идей в системе ГОУО, что позволяет осуществить ретроспективный анализ научных взглядов по проблеме, основываясь на публикациях в российской научной электронной библиотеке eLibrary.ru за указанный период. Цель исследования − изучить и обобщить научные взгляды о государственно-общественном управлении системой образования в нашей стране за период 2000-2024 гг. для определения дальнейших малоизученных направлений развития ГОУО. Материалы и методы. С использованием ретроспективного анализа публикаций российской научной электронной библиотеки eLibrary.ru определены и описаны этапы публикационной активности российских исследователей по проблемам государственно-общественного управления образованием, которые связываются с этапами развития и реализации реформы ГОУО. На основе сравнительного анализа уточнены теоретические основы организации ГОУО в РФ на разных этапах реформы, общие и специфические подходы к практической организации ГОУО на региональном и общенациональном уровне, современные взгляды по теме. Систематизированы наиболее часто встречающиеся проблемы организации ГОУО. Результаты. Выявлено текущее состояние изученности проблемы, что позволило определить возможные направления для дальнейшего исследования системы ГОУО в российской системе образования. Уточнена сущность ГОУО как согласованного взаимодействия между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся. Предложена и обоснована трёхэтапная периодизация научных исследований модели ГОУО в России. Среди малоизученных в научной литературе проблем реализации ГОУО на современном этапе отмечаются следующие: современные формы управления образовательной организацией в условиях ГОУО, потенциал ГОУО для гражданско-патриотического воспитания обучающихся, особенности развития цифрового воспитательного пространства школьного самоуправления в системе ГОУО, технологии наставничества в работе со школьниками в условиях государственно-общественного управления школой.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Акинфиева Н.В. Становление государственно-общественного управления образовательными системами как необходимое условие стратегического развития // Интеграция образования. 2004. № 4(37). С. 3-10.
Анджелес М.П.Х., Босова Е.Н., Воронцова Н.Л. Вопросы трудоустройства выпускников вузов в контексте идеи государственно-общественного управления качеством образования // Образование и право. 2021. № 8. С. 338-346. DOI 10.24412/2076-1503-2021-8-338-346.
Братановский С.Н., Столыпина М.С., Братановская М.С. Государственно-общественная система образования в России // Право и образование. 2004. № 5. С. 38-55.
Вежевич Т.Е. Государственно-общественное управление как условие эффективной модернизации образования // Народное образование. 2010. № 2(1395). С. 96-98.
Волков В.Н. Развитие государственно-общественного управления образованием через профессионально-общественную оценку инновационной деятельности // Образование и наука. 2015. № 6(125). С. 39-49. DOI 10.17853/1994-5639-2015-6-39-49.
Гайнуллин И.А., Булатова З.А. Государственно-общественное управление образованием в контексте повышения качества образовательной деятельности образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 465.
Гончаров М.А. Эволюция государственно-общественного управления в сфере педагогического образования в дореволюционный период // Историко-педагогический журнал. 2013. № 1. С. 111-121.
Гузаирова А.Ф. Государственно-общественное управление развитием муниципальной системы образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 24 с.
Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Практика работы институтов государственно-общественного управления общеобразовательной школы по патриотическому воспитанию обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6(85). С. 73-75. DOI 10.24412/1991-5500-2020-685-73-75.
Жердин А.В. Общественное управление образованием в России // Право и образование. 2004. № 3. С. 99-103.
Жилина А.И. Государственно-общественное управление образованием: миф или реальность? // XVII Царскосельские чтения: Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2013 года / Под общей редакцией В. Н. Скворцова. Том 2. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. 2013. С. 276-280.
Захарова С.М. Государственно-общественное управление образованием как модель независимой оценки качества образования// Наука и образование: новое время. 2014. № 1(1). С. 98-100.
Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И. Закономерности государственно-общественного управления качеством общего образования на различных уровнях принятия управленческих решений // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-1. С. 74-78.
Конасова Н.Ю., Гришина И.В. Институт общественных экспертов как элемент развития системы государственно-общественного управления образованием // Социология и право. 2015. № 3(29). С. 49-62.
Косарецкий С.Г., Моисеев А.М., Байнова М.С. Что даёт участие общественности в управлении образованием // Народное образование. 2010. № 5(1398). С. 55-60.
Косарецкий С.Г. и др. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки: монографический сборник. М.: Вердана. 2010. 371 с.
Курбатов В.А., Парницына-Курбатова Н.А. Взаимодействие органов демократического, государственно-общественного управления в развитии инновационной технологии гражданского воспитания // Становление ценностно-смысловой системы образования: Сборник статей. М.: Издательство «Перо». 2019. С. 262-264.
Магсумов Т.А., Валиева Р.З., Кирушин К.Р. Правовой дискурс государственного и муниципального аспектов государственно-общественного управления образованием // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S2-1(31). С. 222-225.
Магсумов Т.А. и др. Подготовка магистров педагогического образования к профессиональной деятельности в условиях государственно-общественного управления образованием // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 4-2. С. 170-179.
Матвеева Н.А., Лопаткин В.М, Каразозов С.Д. Проблемы развития системы государственно-общественного управления школой в условиях модернизации региональной системы // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4(16). С. 246-249.
Медведева Н.В. Государственно-общественное управление образованием: сущность и особенности реализации // Материалы Афанасьевских чтений. 2014. № 12. С. 182-185.
Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. 2006. № 5. С. 8-11.
Насуцева Ф.А. Государственно-общественное управление образованием как приоритетное направление современной образовательной политики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). С. 358-362.
Папуш В.Д. Тенденции государственно-общественного управления образовательными организациями системы профессионального образования // Вестник непрерывного образования. 2017. № 1. С. 98-109.
Переславцева Е.В. Развитие государственно-общественного управления образованием в России в современных условиях: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2006. 22 с.
Позднякова Т.Ю. К вопросу об участии общественности в управлении школой // Омский научный вестник. 2007. № 1(51). С. 122-125.
Сергеев С.Д. Развитие системы государственно-общественного управления образованием (на примере Чувашской Республики): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 22 с.
Степанова Т.А. Государственно-общественная система управления качеством образования в регионе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2003. 38 с.
Соловьева Т.С. Глобальные вызовы российской системы образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 9 (431). С. 201-209. DOI 10.24411/1994-2796-2019-10923.
Терентьева И.В. Государственно-общественное управление высшей школой в регионе: Автореф. дис. … д-ра педагог наук. Казань, 2009. 34 с.
Терентьева И.В. Сеть федеральных университетов как форма государственно-общественного управления высшей школой // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-3. С. 570-574.
Фиофанова О.А., Шимутина Е.Н. Анализ реформы государственно-общественного управления образованием // Педагогика. 2015. № 9. С. 17-25.
Чуркина Н.И. Государственно-общественное управление в высшем образовании России: возможности и риски // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы международной научно-практической конференции, Омск, 27 апреля 2017 года. Омск: Омская юридическая академия. 2018. С. 16-22.
Шараг О.А. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей в государственно-общественном управлении образованием // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. № 3. С. 32-37.
Шкуров А.Ю. Системные эффекты расширения общественного участия в формировании образовательной политики государственно-общественного управления образовательным учреждением // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 9. С. 96-101.
Шкуровᵃ А.Ю. Образовательная организация и нормативно-правовое «поле» в области государственно-общественного управления: работа на результат // Гуманитарные науки и образование. 2023. Т. 14, № 1(53). С.80-87. DOI 10.51609/2079-3499_2023_14_01_80.
Шкуровᵇ А.Ю. Государственно-общественное или общественно-государственное управление образовательными организациями: вариация слов или синонимы // Инновационные научные исследования. 2023. № 1-1(25). С. 74-85.DOI 10.5281/zenodo.7559081.
Шобонов Н. А. Государственно-общественное управление в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» // Народное образование. 2016. № 9-10 (1459). С. 46-51.