Виктимность в юношеском возрасте: роль социальных связей и характера отношений в семье и студенческом сообществе
Введение. В настоящее время отмечается увеличение рисков виктимизации среди представителей разных возрастных и социальных слоев, в том числе, молодежи. В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение факторов, препятствующих виктимизации. Целью данного исследования стало изучение роли качества отношений студентов со сверстниками и родителями в негативной детерминации их склонности к виктимному поведению. Материалы и методы. В исследовании приняло участие 105 студентов, обучающихся в вузах г. Владимира и г. Барнаула. Для опроса применялись следующие методики: демографическая анкета, «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой, «Опросник привязанности к родителям и сверстникам» Г. Армсдена и М. Гринберга, «Опросник семейного социального капитала» Алвареза, «Опросник студенческого социального капитала» Лау и Ли. Полученные результаты указывают на позитивную роль надежности привязанности к матери и другу, сплоченности семьи в профилактике виктимного поведения в юношеском возрасте, а также на связь конфликтов в семье с виктимностью юношей и девушек. Реализованная виктимность более тесно связана с привязанностью к матери, чем с привязанностью к отцу и другу. Коммуникация и сплоченность членов семьи препятствуют реализованной виктимности, а конфликтные отношения в семье – способствуют ей. Были построены и проанализированы регрессионные модели, отражающие связи отдельных типов склонности к виктимному поведению с показателями привязанности к взрослым и сверстнику, показателями отношений в семье и студенческом сообществе. В частности, склонность к агрессивному поведению детерминирована особенностями привязанности к матери, отцу и близкому другу; отношения в семье, привязанность к матери и другу являются предикторами склонности к самоповреждающему типу; склонность к зависимому и некритичному типам поведения в большей мере детерминирована отношениями в семье, чем отношениями со сверстниками. Рассматривается практическая применимость результатов.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Андроникова О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика: Монография. Новосибирск: НГИ, 2005. 300 с.
Андронникова О.О. Модели девиктимизации человека с ролевой позицией жертвы в социокультурном пространстве [Электронный ресурс] //Современные проблемы науки и образования. 2015. №. 1-2. С. 216-216. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19793 (Дата обращения: 23.04.2024).
Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2005. Т.5. №12. С. 7-19.
Белинская Т.В., Волкова М.К. Исследование склонности к виктимному поведению подростков с разным отношением родителей // Прикладная юридическая психология. 2018. №3(44). С. 94-102.
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №3. C. 159-149. DOI: 10.17323/1813-8918-2014-3-178-191.
Гришина Т.Г. Виктимизация детей подросткового возраста: взаимосвязь буллинга и семейного насилия // Социальная работа в области защиты семьи и детей: традиционные подходы и инновационные технологии. 2019. С. 43-47.
Гришина Т.Г. Социально-психологические факторы ролевого поведения подростков в ситуации буллинга. Автореф. дис. … канд психол. наук. Москва, 2021. 27 с.
Жихарева Л.В. Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4. №4: 96-106. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-9.
Мешкова Н.В., Кудрявцев В.Т., Ениколопов С.Н. К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. №1. С. 138-157. DOI: 10.11621/vsp.2022.01.06.
Мишина М.М., Воробьева К.А. Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2020. №3. C. 29-43. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-3-29-43.
Одинцова М.А. Ролевая виктимность в поведении подростков из социально незащищенных семей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. (Дата обращения: 24.03.2024).
Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. 2015. №1 (17). C. 3-8. DOI: 10.11621/npj.2015.0101.
Сабельникова Н.В., Каширский Д.В., Садовникова Т.Ю. Русскоязычная версия «Опросника привязанности к родителям и сверстникам» Г. Армсдена и М. Гринберга // Психологический журнал. Т. 44. №2. С. 89-104. DOI: 10.31857/S020595920024910-7.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете // Вопросы психологии. 2013. №2. С.3-14.
Aceves M.J., & Cookston J.T. Violent victimization, aggression, and parent-adolescent relations: Quality parenting as a buffer for violently victimized youth // Journal of Youth and Adolescence. 2007. Т. 36. №. 5. С. 635-647. DOI: 10.1007/s10964-006-9131-9.
Bergersen B.T., Varma P. The influence of attachment styles on cyberbullying experiences among university students in Thailand, mediated by sense of Belonging: a path model // Scholar: Human Sciences. 2020. Т. 12. №. 2. С. 299-321.
Camacho A., Runions K., Ortega-Ruiz R., & Romera E.M. (2023). Bullying and cyberbullying perpetration and victimization: Prospective within-person associations // Journal of Youth and Adolescence. 2023. Т. 52. №. 2. С. 406-418. DOI: 10.1007/s10964-022-01704-3.
Duggins S.D., Kuperminc G.P., Henrich C.C., Smalls-Glover C. & Perilla J.L. Aggression among adolescent victims of school bullying: Protective roles of family and school connectedness // Psychology of Violence. 2016. Т. 6. №. 2. С. 205-212. DOI: 10.1037/a0039439.
Flannery D.J., Williams L.L., Vazsonyi A.T. Who are they with and what are they doing? Delinquent behavior, substance use, and early adolescents' after‐school time // American Journal of Orthopsychiatry. 1999. Т. 69. №. 2. С. 247-253.
Hartinger-Saunders R.M. et al. Family level predictors of victimization and offending among young men: Rethinking the role of parents in prevention and interventions models // Children and Youth Services Review. 2012. Т. 34. №. 12. С. 2423-2432. DOI: 10.1016/j.childyouth.2012.08.017.
Ho H.Y., Chen Y.L., Yen C.F. Moderating effects of friendship and family support on the association between bullying victimization and perpetration in adolescents // Journal of interpersonal violence. 2022. Т. 37. №. 7-8. С. NP4640-NP4659. DOI: 10.1016/j.adolescence.2012.02.014.
Hong J.S. et al. Correlates of school bullying victimization among Black/White biracial adolescents: Are they similar to their monoracial Black and White peers? // Psychology in the Schools. 2021. Т. 58. №. 3. С. 601-621. DOI: 10.1002/pits.22466.
Hong J.S. et al. Peer victimization and adverse psychosocial wellbeing of Black/White biracial adolescents: Is ease of talking with family a protective buffer? //School Psychology Review. 2024. Т. 53. №. 1. С. 17-30. DOI: 10.1080/2372966X.2022.2034474.
Khoury-Kassabri M. et al. The contributions of community, family, and school variables to student victimization // American journal of community psychology. 2004. Т. 34. №. 3-4. С. 187-204. DOI: 10.1007/s10464-004-7414-4.
Kõiv K. Attachment styles among bullies, victims and uninvolved adolescents // Online Submission. 2012. Т. 2. №. 3. С. 160-165. DOI: 10.17265/2159-5542/2012.03.003.
Kokkinos C.M. Bullying and victimization in early adolescence: Associations with attachment style and perceived parenting // Journal of school violence. 2013. Т. 12. №. 2. С. 174-192. DOI: 10.1080/15388220.2013.766134.
Ledwell M., King V. Bullying and internalizing problems: Gender differences and the buffering role of parental communication // Journal of family issues. 2015. Т. 36. №. 5. С. 543-566. DOI: 10.1177/0192513X13491410.
Monks C.P., Smith P.K. & Swettenham J. Psychological correlates of peer victimization in preschool: Social cognitive skills, executive function and attachment profiles // Aggressive Behavior. 2005. №. 31. С. 571-588. DOI: 10.1002/ab.20099.
Troy M., Sroufe L.A. Victimization among preschoolers: Role of attachment relationship history // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 1987. Т. 26. №. 2. С. 166-172. DOI: 10.1097/00004583-198703000-00007.
Wang J., Iannotti R.J., Nansel T.R. School bullying among adolescents in the United States: Physical, verbal, relational, and cyber // Journal of Adolescent health. 2009. Т. 45. №. 4. С. 368-375. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2009.03.021.
Ward M.A., Clayton K., Barnes J., Theule, J. The association between peer victimization and attachment security: A meta-analysis // Canadian Journal of School Psychology. 2018. Т. 33. №. 3. С. 193-211. DOI: 10.1177/0829573517715737.
Worsley J.D., McIntyre J.C., Corcoran R. Cyberbullying victimization and mental distress: Testing the moderating role of attachment security, social support, and coping styles // Emotional and Behavioural Difficulties. 2019. Т. 24. №. 1. С. 20-35. DOI: 10.1080/13632752.2018.1530497.
Ye B. et al. Family cohesion and social adjustment of Chinese university students: the mediating effects of sense of security and personal relationships // Current Psychology. 2021. Т. 40. С. 1872-1883. DOI: 10.1007/s12144-018-0118-y.