Индивидуальная образовательная траектория студента в системе развития его личностного потенциала
Введение. Развитие личностного потенциала студента является условием формирования деятельного члена общества, способного решать поставленные задачи и адаптироваться к изменяющимся условиям жизнедеятельности. В научной литературе при изучении личностного потенциала студента имеются расхождения в структуре, соотношении с родственными категориями, ступенями развития личностного потенциала. Цель работы – выявление функциональной структуры системы развития личностного потенциала студента с позиции желания, готовности, способности, возможностей и мотивации такого развития со стороны самого студента. Материалы и методы. Использованы результаты теоретических исследований и практический опыт ведущих университетов, опыт автора. Применялся метод экспертных оценок, компаративный анализ, синтез, результаты социологических опросов. Методологической основой исследования явилось изучение системы развития личностного потенциала студента сквозь призму структурных и смысловых элементов системы, воплощенных в индивидуальной образовательной траектории студента. Результаты. Выявлено, что система развития личностного потенциала студента университета определяется соотношением структурных элементов (ступеней траектории) – университета; проектных мастерских, центров, кружков; команд и индивидуальных исследователей; кадрового резерва, – и смысловых (содержательных) ее элементов – желания, готовности, способности, возможностей и условий, мотивации такого развития со стороны самого студента. Структурные элементы изложены в порядке, отражающем движение по индивидуальной образовательной траектории все более мотивированных студентов. Определено, что наиболее важны возможности и условия деятельности, мотивация: то есть именно то, что может обеспечить современный университет. Представлены результаты исследования опыта современных университетов в сфере предоставления возможностей и условий деятельности студентов. Заключение. Предложенный подход к определению системы развития личностного потенциала студента может применяться для совершенствования экосистемы университета в целом, в процессе разработки и совершенствования направлений и методов организации всех видов работы студентов.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Байдин Д.И. От индивидуальной траектории развития человека к стабильной экономике // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2020. № 3. С. 106-114. DOI: 10.25688/2312-6647.2020.25.3.10.
Бичева И.Б., Мелентович А.В. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4. С. 267-279. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.19.
Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ / Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. С. 256-271. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271.
Герцен С.М. Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 57-61.
Глаголев С.Н., Алтынник Н.И., Игнатов М.А. Инновационное технологическое образование в вузе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 4. С. 7-11.
Гришина Г.В., Ростовцева М.В. Диагностика отношения иностранных студентов к университетской среде российского вуза в период адаптации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т. 10. № 4. С. 26-41. DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-4-0-2.
Давыдова Т.Е. Траектория развития человеческого потенциала студентов университета в свете возможностей новой реальности // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2025. №1. С. 28-32.
Давыдова Т.Е. Человеческий потенциал в стратегии развития региона: методологические аспекты исследования // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 69-74.
Данилкова М.П. Индивидуальная образовательная траектория в технических университетах: теоретические аспекты // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2024. № 2 (43). С. 160-165. DOI: 10.36809/2309-9380-2024-43-160-165.
Евдокимова М.Г., Байдикова Н.Л., Давиденко Е.С. Готовность студентов к проектированию индивидуальной образовательной траектории в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. № 2(847). С. 40-46. DOI: 10.52070/2500-3488_2023_2_847_40.
Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 13-25.
Зеер Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущем // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 104-114. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-104-114.
Кириллова Е.Б. Индивидуальная образовательная траектория как способ развития универсальных компетенций студентов технических высших учебных заведений // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2024. № 3: С. 40-45.
Козилова Л.В., Фролова С.В. Развитие личностного потенциала студентов бакалавриата на учебных занятиях в вузе // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 3. С. 41-48. DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-41-48.
Комарова Э.П., Гураль С.К., Бакленева С.А. Подготовка поликультурной личности в контексте субъектоцентрированного подхода // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 1. С. 63-66.
Красильникова Н.В., Сарайкина С.В. Образовательные площадки как возможность личностно-профессиональной самореализации студентов // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т.9. №3. С. 17-29. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-2.
Личностный потенциал: структура и динамика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011. 679 с.
Лизунова Н.М., Обухова Л.Ю. Траектория научной работы студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016.
№ 4-2(58). С. 203-205.
Львов Л.В. Персональная траектория развития в практико-ориентированном образовательно-профессиональном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 4(46). С. 118-125. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-118-125.
Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 96-105. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-96-105.
Мищенко В.А., Тенюнина И.А. Условия становления траектории профессионального развития студентов вузов // Перспективы науки и образования. 2018. № 1(31). С. 237-240.
Мурог И.А., Костикова Л.П. Важнейшие векторы развития регионального вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 4. С. 18-22.
Никульшеева В.Ф. О соотношении понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал», «человеческий фактор», «человеческие ресурсы» / Посткризисный мир и модернизация современной науки: концепции, проблемы, решения: материалы VII Междунар. научно-практ. конф., Ростов-на-Дону, 22 февраля 2021 года. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет (ИУБиП). «Издательство ВВМ». 2021. С. 286–289.
Образовательные и карьерные стратегии студентов старших курсов российских вузов. Информационный бюллетень. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2014. 52 с.
Осипьянц Т.С. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД». 2017. С. 138-142.
Панин С.Н. Проблемные вопросы реализации индивидуальной траектории обучения / Формирование индивидуальной траектории обучения: возможности, тенденции, перспективы, особенности: Сб. научных тр. Всеросс. научно-практ. конф. с междунар. участием, СПб., 25 октября 2023 г. СПб: Санкт-Петербургский Институт Бизнеса и Инноваций. 2023. С. 154-158.
Римашевская Н.М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2003. № 9-10. С. 22-40.
Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Травкин П.В. Востребованные навыки студентов российских вузов. Мониторинг экономики образования. ИБ № 20. 2022. 32 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2696-5.
Серякова С.Б., Кирсанова К.Г. Исследование мотивации выпускников в получении и продолжении педагогического образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9. № 2. С. 3-19. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-1.
Соколова О.Ф., Куликова М.И., Акопова Т.А. Высшее образование с точки зрения формирования человеческого потенциала // Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи России в условиях обострения глобальной политической ситуации: сб. научных тр. Всеросс. заочной научно-практ. конф., Ульяновск, 05-07 ноября 2020 г. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет. 2021. С. 49-53.
Степанова Л.Н. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 21-й Международной научно-практической конференции, 25-26 мая 2016 г., г. Екатеринбург. Рос. гос. проф.-пед. ун-т; [редкол.: Г.М. Романцев и др.; науч. ред. Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров]. Екатеринбург. 2016. С. 290-294.
Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 189. С. 7-14. DOI: 10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14.
Уржинсурен Ж. Модель развития профессионального потенциала сельских учителей Монголии // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12(68). С. 207-210. DOI: 10.24158/spp.2019.12.33.
Чжан С. Роль человеческого потенциала в развитии инновационного потенциала на примере опыта Китайской Народной Республики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2024. Т. 14. № 4-1. С. 256-269.
Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 39-44.
Щукина Н.И. Индивидуальная образовательная траектория педагога как инновационная модель его профессионального развития // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 123-127.
Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт. 2024. 406 с.
Barton G., Hartwig K., Le A.H. International Students' Perceptions of Workplace Experiences in Australian Study Programs: A Large-Scale Survey // Journal of Studies in International Education. 2019. Vol.23. №2. Pp. 248-264. DOI: 10.1177/1028315318786446.
Bessarabova I.S., Fu Y. Functional capabilities of visual activi-ty in environmental education of students in China // Research Result. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. Vol.9. №3. Pp. 72-81. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-6.
Davies S., Liu Q., Evans G. The educational trajectory of high school students to Engineering programs at a comprehensive Canadian university // Proceedings of the Canadian Engineering Education Association (CEEA). 2020. DOI: 10.24908/pceea.vi0.14130.
Delgado V. Decoding the Hidden Curriculum: Latino/a First-Generation College Students’ Influence on Younger Siblings’ Educational Trajectory // Journal of Latinos and Education. 2023. Vol. 22. №. 2. Pp. 624-641. DOI: 10.1080/15348431.2020.1801439.
Fischer E., Haenze M. Bias hypotheses under scrutiny: investigating the validity of student assessment of university teaching by means of external observer ratings // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2019. Vol. 44. №5. Pp. 772-786. DOI: 10.1080/02602938.2018.1535647.
Kimberly W., Anupama N. Relationships among individual task self-efficacy, self- regulated learning strategy use and academic performance in a computer-supported collaborative learning environment // Educational Psychology. 2016. №36. Pp. 236-253. DOI: 10.1080/01443410.2014.926312.
Krol V.M. Person-centered learning: problems and perspectives // Psy-chological sciences. 2017. №2. Pp. 81-91.
Krupa T. V. Machine Learning and Student's Educational Trajectory Math-ematical Modelling // Journal of Contemporary Issues in Business and Government. 2021. Vol.27. №2. Pp. 1463-1469. DOI 10.47750/cibg.2021.27.02.158.
Lindsay R., Breen R., Jenkins A. Academic research and teaching quality: the views of undergraduate and postgraduate students // Studies in Higher Education. 2002. Vol.27. №3. Pp. 309-327. DOI: 10.1080/03075070220000699.
Lundh L.-G., Falkenström F. Towards a person-oriented approach to psychotherapy research // Journal for person-oriented research. 2019. Vol.5. №2. Pp. 65-79. DOI: 10.17505/jpor.2019.07.
Lundy A. An Historical Narrative of the Educational Trajectory of the Child Raised in State Care // Creative Education. 2022. Vol.13. №8.
Pp. 2401-2416. DOI: 10.4236/ce.2022.138152.
Marginson S. The worldwide trend to high participation higher education: dynamics of social stratification in inclusive systems // Higher Education. 2016. Vol.72. №4. Pp. 413-434. SI. DOI: 10.1007/s10734-016-0016-x.
Monteiro S., Almeida L., Gomes C., & Sinval J. Employability profiles of higher education graduates: a person-oriented approach // Studies in Higher Education. 2020. №47(3), Pp. 499–512. DOI: 10.1080/03075079.2020.1761785.
Ngo H.-Y., Hui L. Individual Orientations and Career Satisfac-tion // Journal of Career Development. 2018. Vol.45. №5. Pp. 1-3. DOI: 10.1177/0894845317706759.
Order-Oriented Learning Factories: Why and How Learning Factories Have to Adapt / J. Siegert, T. Schlegel, L. Zarco, T. Bauernhansl // Procedia Manufacturing. 2020. Vol.45. Pp. 460-465. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2020.04.053.
The educational trajectory of Newly Arrived Migrant Students: Insights from a structural analysis of cultural capital / L. Emery, B. Spruyt, S. Boone, P. Van Avermaet // Educational Research. 2020. Vol.62. №1. Pp. 18-34. DOI: 10.1080/00131881.2020.1713021.
University students' expectations of teaching / P. Sander, K. Stevenson, M. King, D. Coates // Studies in Higher Education. 2000. Vol.25. №3. Pp. 309-323. DOI: 10.1080/03075070050193433.
Yurchenko A., Mulesa P., Semenikhina O. Individual educational trajectory building as a successful teacher skill in the digital age // Pedagogy and Education Management Review. 2023. №2. Pp. 64-72. DOI: 10.36690/2733-2039-2023-2-64-72.