Мобильное обучение как инструмент формирования мотивации студентов к изучению иностранного языка в вузе
Aннотация
Введение. Современный этап развития системы иноязычного образования в России проходит в рамках глобальной цифровизации. Мобильное обучение как один из ее инновационных инструментов стремительно проникает в процесс овладения иностранным языком, помогая разнообразить и оптимизировать учебный процесс для современного поколения студентов. Применение мобильных технологий в иноязычном образовательном процессе способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка в вузе. Цель исследования – изучение и анализ влияния применения мобильных технологий при обучении иностранному языку на мотивацию студентов к изучению дисциплины. Материалы и методы. Теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов исследования. В иноязычном образовательном процессе наряду с традиционными методами применялись элементы мобильного обучения для выявления его влияния на мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Результаты. Наблюдалась положительная динамика, уровень сформированности мотивации к изучаемой дисциплине студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами вырос значительнее. Выводы. Мобильные технологии обладают дидактическим потенциалом при изучении иностранного языка. Используя их как инструмент формирования мотивации к изучению предмета, появляется возможность осваивать иностранный язык более эффективно: усиливается интерес к изучаемой дисциплине и вовлеченность в образовательный процесс. Благодаря использованию привычных для современной молодежи мобильных устройств, которые позволяют визуализировать объекты, геймифицировать процесс обучения, вносят интерактивность и дают возможность индивидуализировать процесс освоения знаний, уровень мотивации к изучению иностранного языка повышается.
Ключевые слова: мобильное обучение, мотивация, изучение иностранного языка, информатизация образования, информационные технологии
Введение (Introduction). В Российской системе образования в последние годы происходят серьезные изменения благодаря внедрению цифровых технологий. Тотальная цифровизация общественных процессов и жизни людей изменяет способы восприятия мира, способы мышления и переработки информации. Клиповое мышление молодого поколения заставляет менять и традиционные образовательные модели. Молодые люди, которые выросли в среде с высоким информационным потоком, с трудом воспринимает тексты без динамичных иллюстраций. Снижается интерес к учебному предмету и мотивация к обучению (Семенова, 2021: 153). Основной проблемой низкого уровня знания иностранных языков является непосредственно мотивация. Поэтому появляется необходимость наряду с традиционными методами и формами обучения использовать цифровые образовательные технологии для улучшения качества образования и оптимизации процесса обучения. Одним из эффективных инструментов цифровизации в последнее время стало мобильное обучение, которое основано на технологических особенностях мобильных устройств или на дидактических возможностях их применения. Данные технологии позволяют разнообразить учебный процесс для современного поколения студентов. По мнению Чирковой В.М., «особую роль мобильное обучение может сыграть в оптимизации процесса преподавания иностранных языков, так как обладает широкими возможностями не только при осуществлении контроля и администрировании учебного процесса, но и организации индивидуальной и групповой работы, как в аудитории, так и за ее пределами» (Чиркова, 2021: 198). При обучении иностранному языку крайне важно сформировать естественную и занимательную образовательную среду, которая может способствовать повышению мотивации студентов, вызывать у них интерес и побуждать их изучать иностранный язык. Учебная деятельность и образовательная среда должны быть организованы таким образом, чтобы привлечь внимание обучаемых, придать им уверенность в изучении иностранного языка и, наоборот, ограничить негативные эмоции, такие как беспокойство и страх (Доценко, 2022). Именно в рамках обучения иностранному языку проблемы мотивации рассматривались в научных трудах таких отечественных и зарубежных исследователей как А.А. Алхазишвили, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Л. Скалкина, Е.И. Пассов, Н. М. Симонова, Э.П. Шубина, R. D. Gonzales, R. Gardner, W. Lambert, M. Rost, M. Tanaka и др. Однако этот вопрос актуален еще больше сегодня, т.к. поколение студентов, которое с детства живет в тесном контакте с гаджетами, трудно и скучно учиться по-старому. Мобильное обучение стремительно проникает в иноязычное образование и может стать одним из эффективных инструментов повышения уровня мотивации к учебной деятельности и вовлечения в образовательный процесс.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что применение мобильных технологий в иноязычном образовательном процессе способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка в вузе.
Цель исследования состоит в изучении и анализе влияния применения мобильных технологий при обучении иностранному языку на мотивацию студентов к изучению дисциплины.
Материалы и методы (Methodology and methods). Необходимость достижения цели исследования обусловила выбор комплексной методики исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов исследования.
Для участия в педагогическом эксперименте по выявлению эффективности влияния технологии мобильного обучения на мотивацию студентов к изучению иностранного языка были привлечены группы студентов 1 курса института права и управления Тульского государственного университета. За время проведения эксперимента в 2020-2021 учебном году в нем приняли участие 72 студента, обучающиеся по направлению «Таможенное дело». Они были разделены на 4 группы: контрольная группа № 1, контрольная группа № 2, экспериментальная группа № 1, экспериментальная группа № 2.
Для проведения анкетирования в начале и в конце эксперимента была использована методика Т.Д. Дубовицкой, которая представляет собой опросник из 20 вопросов с вариантами ответов. Для проведения беседы в начале и в конце экспериментальной работы из каждой группы было выбрано случайным образом по семь студентов. Педагогическое наблюдение велось во всех группах в течение всего эксперимента, и на заключительном этапе был проведен анализ результатов.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Термин «мобильное обучение» (м-обучение) (mobile learning (m-learning)) относится к использованию мобильных и портативных ИТ-устройств, таких как карманные компьютеры, мобильные телефоны и планшетные ПК в процессах преподавания и обучения (Архипова, 2015). Такое обучение стремительно входит в сферу образования и приносит с собой огромные преимущества по сравнению с традиционными методами и средствами. С.В. Титова указывает на следующие полезные приложения в мобильных устройствах: инструкции по обучению, словари, справочники, планировщики курсов, специализированные поисковики, подкасты лекций, новостные ленты, образовательно-ориентированные сайты, блоги и т.д. (Титова, 2012). Существуют также электронные тренажеры – «специальные программы, которые можно установить, как на персональный компьютер, так и на смартфон, а также использовать при обучении в режиме online» (Королева, 2020: 26).
По мнению О.А. Морозовой и Р.А. Илаевой, «мобильные устройства обеспечивают также разнообразные виды виртуального общения: голосовое общение, SMS, электронная почта, видеосвязь, социальные сети, которые сопровождаются дополнительными возможностями (написать, показать и рассказать)» (Морозова, Илаева, 2018). В последнее время стал распространятся и новый аспект расширения среды обучения иностранному языку с использованием мобильных устройств, который определяется возможностями объединения ресурсов информационной среды и объектов реального мира. Это можно осуществить благодаря технологии графического кодирования информации (матричных QR-кодов), а также технологии дополненной реальности.
Мы согласны с мнением С.В. Титовой, которая в своей работе выделяет «следующие преимущества использования мобильных устройств:
мгновенный доступ к аутентичным учебным, справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;
регулярная обратная связь с учителем и учебным сообществом;
учет индивидуальных особенностей школьников (выявление проблем в обучении и поиск эффективных решений для их устранения, индивидуальный темп обучения и др.);
повышение учебно-познавательной мотивации и интереса обучающихся благодаря использованию знакомых технических средств и виртуального окружения;
организация автономного обучения;
создание персонализированного учебно-образовательного пространства школьника;
развитие готовности к непрерывному обучению в течение жизни;
повышение уровня информационно-коммуникативной компетенции учителей без отрыва от педагогической деятельности» (Титова, 2012).
В век цифровизации мобильное обучение является одним из важных инструментов повышения уровня мотивации к изучению различных дисциплин, особенно к изучению иностранного языка в вузе. В настоящее время студентам недостаточно традиционных средств и методов обучения иностранному языку. Скучные печатные учебные пособия не позволяют разнообразить процесс обучения и вызвать интерес к изучаемому предмету. Раздаточный материал, работа с видео и аудиоматериалами усиливают интерес к изучаемой дисциплине, они тоже малоэффективны на сегодняшнем этапе развития общества. Поколение студентов, которое с детства пользуются гаджетами, не хочет и не может учиться по-старому. Соответственно, имеет смысл применять смартфоны и планшеты на занятиях с пользой, чтобы заинтересовать студентов, вовлечь их в процесс обучения и мотивировать к изучению иностранного языка. Этот вопрос стал активно подниматься среди ученых в последние годы.
Формирование мотивации студентов к процессу обучения всегда являлось одной из актуальных проблем методико-педагогического сопровождения сферы высшего образования. Стремительные изменения, происходящие в современном обществе и, прежде всего, внедрение дистанционной формы обучения в условиях пандемии, требует обновления содержания технологий и методик преподавания базовых дисциплин в вузах, в частности – иностранного языка (Королева, Семенова, 2021: 66).
«Управление мотивацией изучения иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в высшей школе. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на иностранном языке. К сожалению, на данный момент обучение иностранному языку в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у студентов «естественной потребности» в общении на иностранном языке. В связи с этим перед преподавателем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приблизив её к естественным условиям» (Семенова, 2020: 57-58).
А.А. Реан и Я.Л. Коломинский делают акцент на том, что «именно положительные внешние мотивы и сильная внутренняя мотивация, выступая в роли процесса, активизирующего и оптимизирующего деятельность субъекта обучения, могут восполнить недостаток специальных способностей к изучению иностранного языка у студентов, а также на начальном этапе обучения компенсировать небольшой запас знаний, умений и навыков» (Реан, Коломинский, 1999).
З.И. Коннова и Г.В. Семенова подчеркивают, что «образовательный процесс в настоящее время требует искать и осваивать новые мотивационные инструменты для иноязычного образования» (Коннова, Семенова, 2020: 39). Мобильное обучение может стать именно одним из таких инструментов в руках преподавателя, который предоставляет студентам быстрый доступ к различным аутентичным образовательным ресурсам и программам на занятиях и за пределами аудитории.
Говоря об инновациях в обучении иностранному языку, ориентированных на использование мобильных технологий, Н.С. Доценко обращает внимание на то, что они «обеспечивают продуктивную систему обучения за счет изменения концепции времени и места изучения языка и улучшения четырех навыков – чтения, аудирования, говорения и письма» (Доценко, 2022: 161).
Выполнению поставленных задач способствует также гибкость данных технологий. Работа на мобильных устройствах может быть включена в структуру урока, в процесс индивидуальной работы или коллективной творческой деятельности. Именно мобильное обучение, благодаря своим преимуществам, является для студентов приемлемым, интересным, привычным и легким. Изучение иностранного языка с помощью привычных для молодых людей гаджетов приносит удовольствие от процесса познания нового и доставляет обучаемым эмоциональное удовлетворение. Современное поколение срослось со смартфонами и планшетами, поэтому в обучении следует принимать эту особенность во внимание.
Результаты исследования и их обсуждение (Research Results and Discussion). Для достижения цели нашего исследования мы внедрили в процесс преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей наряду с традиционными методами элементы мобильного обучения.
Для участия в педагогическом эксперименте в 2020-2021 учебном году по выявлению эффективности влияния технологии мобильного обучения на мотивацию студентов к изучению иностранного языка были привлечены 72 студента бакалавриата 1 курса Тульского государственного университета, которые были распределены в 4 группы: две контрольные и две экспериментальные.
На констатирующем этапе эксперимента с помощью методов беседы и анкетирования была проведена диагностика фактического исходного уровня сформированности мотивации студентов контрольных и экспериментальных групп к изучению иностранного языка. Испытуемым была предложена анкета на основе методики Т.Д. Дубовицкой, которая состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа (Дубовицкая, 2002). После обработки результатов выявлено, что показатели уровня сформированности мотивации студентов экспериментальных и контрольных групп к изучению иностранного языка приблизительно равные (высокий – у 10,3 – 13,3 % студентов, средний – у 33,6 – 35,2 % студентов, низкий – у 56,1 – 51,5 % студентов), что отражено в диаграмме (рис. 1).
В ходе формирующего этапа эксперимента два раза в семестр определялся уровень сформированности мотивации к изучению предмета, велись беседы и педагогическое наблюдение.
Экспериментальная работа проводилась в течение всего курса обучения, то есть в течение 2 семестров, следующим образом: в контрольных группах на занятиях по иностранному языку применялись традиционные методы и средства обучения. В экспериментальных группах вместе с традиционными методами и средствами обучения использовалось мобильные технологии. Студенты экспериментальных и контрольных групп изучали лексику разной тематики и направленности, читали тексты по страноведению и профессии, смотрели видеоматериалы и вели дискуссии на иностранном языке. Обучаемые всех задействованных в эксперименте групп осваивали одинаковый объем материала за одинаковое количество аудиторных часов. Студентам экспериментальных групп в ходе традиционных занятий было предложено на некоторое время перейти работать в смартфонах. Формы работы с мобильными технологиями на уроках иностранного языка включают: изучение лексических единиц; отработку фонетических навыков; обучение навыкам полилогической, диалогической, монологической и письменной речи; автоматизацию навыков использования грамматических явлений в речи и на письме. Преподаватель побуждал студентов записаться на различные программы, соответствующие их интересам, а затем предоставлял им возможность поделиться своим опытом и знаниями с группой. Студенты ежедневно общались в социальных сетях, писали заметки на иностранном языке и делились ими со своими одноклассниками. Преподаватель по электронной почте одновременно передавал сообщения всем студентам экспериментальных групп. С помощью мобильных устройств организовывались видеоконференции.
Для развития всех видов речевой деятельности и закрепления языкового материала и речевых образцов студентам было предложено поработать с мобильными программами и приложениями (www.paltalk.com, English Grammar in Use, Words, Lingua Leo, ESL Games World и др.), энциклопедиями и справочниками в интернете, пройти разнообразные онлайн-тестирования.
Чаще всего в данном эксперименте использовались приложения Words, которое предназначено для изучения английской лексики, и Learn English Grammar.
Words состоит из следующих тематических разделов: карточки, собери слово, выбери перевод, выбери перевод аудио, найди слово, собери пару. Приложение предлагает не только готовые наборы словарных единиц по заданной теме, но и дает пользователям возможность добавить свои. Тренажер обладает принципом индивидуального подхода к обучающимся, давая им возможность начать с базового уровня и дойти до комплексного владения лексикой по выбранной теме. Он включает в себя самые необходимые темы повседневного общения на иностранном языке: meals, human, science and technology, means of transport, health and beauty, family and friends, home, sports, society, leisure time, clothes, money, geography, mathematics, computers, shopping, time, colors. Кроме того, в нем можно тренировать и базовые грамматические навыки по следующим разделам: adverbs, adjectives, nouns, verbs (phrasal verbs, irregular verbs) (Розанова, Королева, 2021: 65).
Мобильное приложение Learn English Grammar (British Council), предназначенное для работы над развитием грамматических навыков, также было предложено студентам для работы. В нем представлены грамматические упражнения четырех уровней. Обучаемым предлагается выполнить различные виды упражнений, например, заполнение пропусков, множественный выбор, сопоставление вопросов и ответов.
На заключительном этапе эксперимента с помощью методов беседы и анкетирования была проведена еще раз диагностика уровня сформированности мотивации студентов контрольных и экспериментальных групп к изучению иностранного языка после обучения в рамках мобильной технологии студентов экспериментальных групп и после обучения с помощью традиционных методов и приемов в контрольных группах. В результате оказалось, что уровень мотивации к изучаемой дисциплине повысился и в экспериментальных, и в контрольных группах. Однако показатели в экспериментальных группах значительно выше, что отражено в диаграмме (рис. 2).
Сравнив и оценив показатели уровня сформированности мотивации к изучению иностранного языка в начале и в конце проведенного эксперимента в контрольных и экспериментальных группах, можно сделать вывод о том, что по критерию эффективности педагогического мониторинга уровня мотивации к изучению иностранного языка будущих специалистов в условиях применения мобильного обучения в результате опытно-экспериментальной работы получена положительная динамика, а именно увеличение уровня сформированности мотивации студентов экспериментальных групп.
Это исследование подтверждает выводы предыдущих исследований о том, что использование мобильных технологий на занятиях по иностранному языку повышает уровень мотивации студентов к изучению предмета. Например, исследование, проведенное среди женщин в Саудовской Аравии, которые для изучения английского языка использовали мобильное приложение с игровыми элементами, показало, что мобильное обучение повышает уровень мотивации к дисциплине (Gamlo, 2019), однако не были представлены статистические данные по трем уровням сформированности мотивации. Ряд проведенных экспериментов в европейских странах показал, что использование неформального общения между студентами и преподавателями в социальных сетях с использованием мобильных технологий оказывало заметное положительное влияние на успеваемость и даже дисциплину, формируя доверительную среду общения как среди студентов, так и между студентами и педагогами (Бабешко и др., 2015), что значительно повышает уровень мотивации к изучению предмета. Результаты этих экспериментов совпадают с выводами нашего исследования, однако вызывает сомнение отсутствие анализа полученных в их ходе статистических данных.
Заключение (Conclusions). Для достижения поставленной цели были изучены мобильные технологии и определены преимущества ее применения в процессе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза, проведена сравнительная оценка показателей уровня сформированности мотивации к изучению дисциплины у студентов экспериментальных и контрольных групп в начале и в конце эксперимента, показана возможность применения данной технологии наряду с традиционными в процессе обучения иностранному языку. Мобильные технологии бесспорно имеют огромный дидактический потенциал при изучении иностранного языка студентами вуза.
Основываясь на приведенных выше результатах исследования, можно сделать вывод о том, что, используя мобильные технологии как инструмент для повышения уровня мотивации к изучению предмета, у обучаемого появляется возможность осваивать иностранный язык более эффективно и в привычной атмосфере. Мобильные технологии вносят разнообразие в процесс обучения. Для современных студентов это обычные гаджеты, без которых они не представляют свое существование. Проведенный эксперимент доказал, что мобильное обучение проникает в иноязычный образовательный процесс, отодвигая традиционные технологии и занимая свое определенное место.
Благодаря использованию привычных для современной молодежи мобильных устройств, которые позволяют визуализировать объекты, геймифицировать процесс обучения, вносят интерактивность и дают возможность индивидуализировать процесс освоения знаний, уровень мотивации к изучению дисциплины повышается, т.к.:
- усиливается интерес к изучаемой дисциплине и вовлеченность в образовательный процесс;
- учебный материал лучше усваивается;
- оптимизируется процесс обучения иностранному языку;
- упрощается сам процесс получения знаний;
- появляется эмоциональное удовлетворение от процесса познания.
Полученные в ходе экспериментальной работы результаты могут иметь значение для понимания роли использования мобильных технологий в усилении мотивации студентов к изучению иностранного языка за счет их применения наряду с традиционными средствами и методами.
Следует также отметить некоторые ограничения этого исследования. Поскольку полученные результаты отражают характеристики студентов бакалавриата в частности, необходимы дальнейшие исследования с различными возрастными группами. Это было небольшое исследование, в котором приняли участие только 72 студента ТулГУ. Поэтому в последующих исследованиях предлагается включить в эксперимент большее число участников разных специальностей, изучить шире влияние мобильных технологий на внутренние и внешние мотивы к изучению иностранного языка.
Сегодня мобильные технологии имеют огромный потенциал для применения при обучении студентов иностранному языку в вузе. Они позволяют усилить обучающий эффект, повысить мотивацию и интерес к изучаемому предмету и в будущем станут большим прорывом в подаче образовательного языкового материала. Данные технологии стали лишь недавно доступны широкому кругу пользователей, но до сих пор существует много препятствий для их применения в иноязычном образовательном процессе в вузах России, однако, мобильные технологии − это один из перспективных способов преподавания и изучения иностранного языка современными студентами.
Список литературы