16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-03

Обеспечение профессионально-прикладной направленности подготовки слушателей образовательных организаций
системы МВД России

Aннотация

Введение. Социально-экономические и международные геополитические преобразования актуализируют проблему практико-ориентированного обучения слушателей образовательных организаций системы МВД России, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Практико-ориентированную систему подготовки сотрудников ОВД необходимо осуществлять преимущественно на базе образовательных организаций МВД России, что обеспечит формирование у них высокого уровня профессиональной готовности к общению и взаимодействию с гражданами в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Цель исследования – обоснование эффективности прикладной направленности обучения слушателей факультетов профессиональной подготовки образовательных организаций системы МВД России посредством игрового преобразования практики профессионально ориентированного общения. Материалы и методы: теоретические – методы изучения документов, научной литературы, анализ библиографических источников; эмпирические – методы анкетирования, сравнения, аналогий, методы количественного анализа, игрового обучения. Результаты. Доказана значимость учета подготовки граждан, пришедших в систему органов внутренних дел, к выполнению задач по охране общественного порядка с учетом сравнительной оценки уровня подготовки слушателей в начале прохождения обучения и после его окончания. У обучающихся выявлено повышение уровня понимания и сформированности умений общаться в контексте профессионально ориентированной деятельности. Выводы. Практико-ориентированная игровая методика тренингов профессионального общения обеспечивает максимальную эффективность в процессе формирования профессионально-прикладной направленности слушателей, впервые принятых на службу, и обладает большим потенциалом. Слушатели, осваивавшие курс программы подготовки, обретают уверенность в своей подготовке, и имеют четкие преставления о профессиональном взаимодействии с гражданами.


Введение (Introduction). Социально-экономические, геополитические и информационно-коммуникационные преобразования, происходящие в современном обществе, значимо актуализируют проблему умений по взаимодействию сотрудников органов внутренних дел (ОВД) с гражданами в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Для формирования достаточного уровня компетентностного коммуникативного развития слушателей, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, необходимо осуществлять их подготовку на базе организаций, имеющих опыт подготовки правоохранителей, к числу которых относятся организации Министерства внутренних дел (МВД) России.
Нормативные предпосылки по обозначенной выше проблематике зафиксированы в Федеральном законе «О полиции» (2011 г.), где подтверждается острая необходимость повышения уровня коммуникативной компетентности кандидатов на службу в ОВД для дальнейшей работы по охране общественного порядка, так как одним из основных принципов деятельности полиции в соответствии с указанным законом, является «принцип взаимодействия с общественностью»[1].
Теоретические предпосылки и исследования в области изучения вопросов подготовки слушателей, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, были выявлены на основе проведенного анализа различных библиографических источников, посвященных проблемам непрерывного образования взрослых (Jarvis, 2004), вопросам профессионального обучения и воспитания будущих специалистов (Исаев, Ерошенкова, 2010; Красавина, 2017; Кубекова, 2018; Пономарев, 2017), в частности, проблеме практико-ориентированного обучения правоохранителей в системе организаций МВД России (Аджимулаева, 2008; Елесина, Гуз, 2020; Исаев, Ерошенков, 2013).
Так, в трудах О.М. Булгакова с соавторами относительно качества образования в системе МВД России подчеркивается чрезвычайная важность реализации «для отобранных граждан такой направленности обучения, в результате которой у слушателей сформировалось бы необходимое знание (знание наименование, знание описание, знание характеристика, знание определение, знание «научное объяснение») (Булгаков, Гривенная, Доттуев, 2019: 95-100). Эти идеи подтверждаются в исследовании Ф.П. Васильева и соавторов о роли совершенствования процесса правового образования и воспитания сотрудников правоохранительных органов в обеспечении безопасности и правопорядка (Васильев и соавт., 2019).
В контексте дополнительного анализа профессионально-ориентированной подготовки было обращено внимание на особенности обучения представителей добровольных народных дружин. О роли добровольной народной дружины как результативной помощи сотрудникам полиции размышляет М.Н. Майшев (Майшев, 2015); исследователи И.Г. Елесина, О.М. Гуз подчеркивают необходимость реализации практико-ориентированной подготовки народных дружинников на базе организаций системы МВД России (Елесина, Гуз, 2020; Гуз, 2021).
Таким образом, в процессе анализа вышеназванных и других источников, посвященных системе подготовки слушателей образовательных организаций системы МВД России и дальнейшей практики их профессиональной деятельности, мы пришли к выводам, что реализуемая в настоящее время подготовка слушателей, не позволяла им эффективно взаимодействовать с гражданами в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а данной проблематике до сих пор не уделялось достаточного внимания. Помимо этого подчеркнем, что выявленные авторами в ходе проведения предварительных исследований преобладающее отсутствие опыта правоохранительной деятельности у слушателей, которые впервые приняты на работу в органы внутренних дел, а также достаточно ограниченные временные параметры обучения, которые существуют в настоящее время для указанной категории обучающихся, требуют обоснования эффективных методов их обучения для формирования у них профессионально-прикладной направленности в сфере охраны общественного порядка за отведенный период обучения. В связи с этим значимую актуальность, по нашему мнению, приобретают методы практико-ориентированного обучения в контексте игровой практики общения с гражданами, исходя из анализа проблем практики правоохранителей и ознакомления их со спецификой общения и взаимодействия с гражданами в процессе охраны общественного порядки и обеспечения общественной безопасности.
В связи с этим целью исследования послужило обоснование эффективности прикладной направленности обучения слушателей факультетов профессиональной подготовки образовательных организаций системы МВД России посредством игрового преобразования практики профессионально ориентированного общения.
Материалы и методы (Methodology and methods). Для достижения цели исследования использовались методы изучения документов (рабочая программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования), научной литературы (научных статей, отчетов, пособий), свидетельств сотрудников, участвующих в охране общественного порядка, сравнительно-правовой метод и метод аналогий.
Исходя из особенностей выявленных нами проблем, была апробирована методика подготовки слушателей с включением методов игрового практико-ориентированного общения в процессе занятий по психологической подготовке, на базе организаций МВД России. Методика развития профессионально-коммуникативной компетентности слушателей на основе игрового практико-ориентированного общения была реализована в процессе проведения занятий по психологической подготовке слушателей в 2021-2022 учебном году на базе института-факультета профессионально подготовки переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России.
В качестве экспериментальной группы были выбраны слушатели учебных взводов в количестве 72 человек, обучение которых проводилось в формате методов игрового практико-ориентированного общения. В качестве контрольной группы выступили слушатели учебных взводов, где занятия проводились в традиционном формате практических занятий простой интерактивной направленности в количестве 73 человек, с тем, чтобы обосновать эффективность методики игрового обучения в контексте профессионально-ориентированного общения.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Проведенное на предварительном этапе исследование по проблематике подготовки слушателей, впервые принятых в органы внутренних дел на базе организаций системы МВД России, выявило целый ряд пробелов:
- в первую очередь, это проблема отсутствия практического опыта правоохранительной деятельности у слушателей, в результате чего не все передаваемые знания слушатели могут идентифицировать с практикой правоохранительной деятельности;
- во-вторых, это проблема короткого периода профессионально-ориентированной подготовки, следовательно, очень важно в настоящее время обратить внимание на практику формирования умения общения и взаимодействия с гражданами в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
На решение обозначенных проблем-пробелов в процессе обучения слушателей, впервые принятых в органы внутренних дел на базе организаций системы МВД России, было направлено целый ряд содержательных и методических мер, предполагающих реализацию практико-ориентированного обучения:
- участие в практических занятиях по модулю «Психологические особенности общения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД», «Особенности точного восприятия собеседника», «Психологические особенности визуальной диагностики собеседника», «Психологические особенности воздействия на собеседника»;
- непосредственное проведение интерактивных занятий в формате практических тренингов профессионального игрового практико-ориентированного общения. Все проводимые занятия были сопряжены с анализом норм законодательства регламентирующих правоохранительную деятельность и анализом психологических исследований в области практики общения в процессе осуществления правоохранительной деятельности;
- проведение встреч с практическими сотрудниками ОВД на базе образовательной организации и посредством выезда в практические органы, а также проведение дискуссий с сотрудниками со стажем профессиональной деятельности более 3 лет по вопросам проблем, с которыми они сталкиваются в процессе взаимодействия с гражданами;
- участие в психологических тренингах по обсуждению различных методов работы с населением с целью формирования психологической готовности для работы с различными категориями граждан в ходе осуществления деятельности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Предлагаемая методика носила преимущественно черты игрового обучения и была ориентирована на следующие критерии оценки профессионально-прикладной на­правленности слушателей.
Первый критерий – оценка уровня сформированных профессионально-прикладных знаний, умений и навыков, владений и опыта деятельности. Данное направление основывалось на результатах показателей компетенций решать задачи профессиональной направленности, с которыми сталкиваются сотрудники при общении с гражданами в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также знание норм права, регламентирующих правоохранительную деятельность.
Вторым критерием была оценка уровня сформированности практического мышления у слушателей в процессе прохождения обучения. В данном случае оценивалась способность к анализу и обобщению информации практической направленности и умению находить алгоритм действий по решению практических задач, в контексте коммуникативных знаний, умений и навыков, компетенций.
Сама методика обучения в своей содержательной структуре опиралась на применение методов практико-ориентированного обучения, позволяющих решать задачи и проблемы профессионально-прикладной на­правленности, с которыми сталкиваются сотрудники ОВД в ходе охраны общественного порядка, а также обеспечения общественной безопасности.
Далее опишем результаты опытно-экспериментальной работы. Для сравнительного исследования показателей уровня готовности к правоохранительной деятельности был осуществлен опрос слушателей об осознании уровня своей коммуникативной компетентности. Слушатели были опрошены по вопросам программы обучения, которая включала перечень вопросов по психологической подготовке, направленной на формирование и развитие коммуникативных знаний, умений и навыков, необходимых в процессе взаимодействия с гражданами в деятельности, связанной с охраной общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
В качестве стимульного материала была подготовлена анкета, включающая вопросы самооценки уровня своих знаний, умений и навыков коммуникативно-компетентностной направленности, приобретаемых в процессе прохождения подготовки слушателей на базе организаций МВД России. Так как анкета представляла собой документ, позволяющий сохранять личностную анонимность в процессе ответов, респонденты были предельно откровенны в субъективной оценке непосредственно своих коммуникативных знаний, умений и навыков, компетенций, полученных в процессе прохождения подготовки, а также знаний, умений и навыков профессионально-прикладной направленности.
По тематике профессиональной самоидентификации и представления особенностей общения в процессе будущей служебной деятельности, связанной с охраной общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, слушатели групп, в которых проводилось данное обучение, в значимой степени имели представления об особенностях коммуникативного взаимодействия с гражданами в процессе обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка.
В конечном итоге готовность к работе с населением по показателям психологической подготовки в группе варьировалась в пределах 87%, значит 63 слушателя полностью осознают свою ответственность перед будущей деятельностью и готовы к ней.
Полученные в процессе обучения коммуникативные знания, умения и навыки
выпускники оценивают, как достаточные (96% опрошенных). 3% респондентов считают, что пройденный курс недостаточен для профессиональной деятельности и 1% респондентов считают, что пройденный ими курс не содержит ровным счетом никаких знаний, не прививает ни навыков, ни умений.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности методики игрового практико-ориентированного общения на занятиях по психологической подготовке в организациях системы МВД России.
Слушатели считают, что программа, которая использовалась в ходе подготовки, учитывает многие аспекты и особенности деятельности сотрудника ОВД и дает возможность получить исчерпывающие знания, умения, навыки.
Итоговая оценка уровня коммуникативной подготовленности слушателей для дальнейшей деятельности на основе полученных знаний, умений и навыков показала, что сами выпускники экспериментальной группы считают уровень своей подготовки более чем достаточным (94% опрошенных) для осуществления в полном объеме деятельности правоохранителя. В контрольной группе, где занятия проводились в традиционной форме, данный показатель значимо ниже. Ответы на данный вопрос показаны в диаграмме (рисунок).
Таким образом, исходя из требований, предъявляемых к уровню коммуникативных знаний, умений и навыков правоохранителя и правозащитника, коими являются выпускники факультетов профессиональной подготовки, особенно тех, кто впервые был принят на службу в органы внутренних дел, можно говорить о том, что их подготовка в ведомственной образовательной организации в полной мере отвечает тем стандартам, которые в настоящем предъявляет им современное общество. Использование игровых методов обучения к профессионально-ориентированному общению, которые в своей содержательной части включают различные элементы практико-ориентированных игр и моделей ситуаций, а также решение различных задач на занятиях, является одним из перспективных направлений в процессе их первоначальной подготовки за достаточно короткий промежуток времени прохождения обучения.
Отметим, что разработанная нами методика обучения соотносится с проводимыми ранее исследованиями, связанными с применением практико-ориентированных методов, встречающихся в педагогической практике, и описываемых в исследованиях И.Г. Елесиной, О.М. Гуз – по вопросам экспериментального обоснования программы подготовки народных дружинников на базе организаций системы МВД России; А.Ю. Смирнова – в области формирования профессиональных и социальных компетенций студентов посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения (Смирнов, 2019). Помимо этого, считаем перспективными для дальнейших наших исследований идеи организации самостоятельной работы обучающихся, в частности, идеи Ц. Фан и соавторов – в области формирования у обучающихся готовности к самоорганизации и саморазвитию (Фан и соавт., 2019: 120-128); а также идеи Ю.В. Красавиной – об организации самостоятельной работы студентов – будущих бакалавров профессионального обучения на основе методов междисциплинарных проектов (Красавина, 2017: 122-151).
Заключение (Сonclusions). В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы:
1. Игровые практико-ориентированные методы обучения к построению коммуникативного взаимодействия с гражданами обеспечивают максимальную эффективность в процессе формирования профессионально-прикладной направленности слушателей и одновременно обладают более эффективным потенциалом по сравнению с другими формами обучения.
2. Оценка уровня подготовленности слушателей в период обучения по игровой методике профессионально-коммуникативной направленности на базе организаций МВД России, достаточно значимо мотивирует обучение слушателей и способствует приобретению ими практически значимых знаний, умений и навыков.
3. Слушатели, осваивавшие курс обучения на базе организации системы МВД России, на основе методов игрового практико-ориентированного общения в процессе занятий по психологической подготовке в значимо большей мере уверены в своей подготовке и имеют четкие преставления о деятельности, обладают достаточным объемом коммуникативно-ориентированной информации.
4. Как важный показатель следует отметить значительное увеличение в ответах слушателей экспериментальных групп характеристик деятельности сотрудника ОВД в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, связанных с ее социально-коммуникативной значимостью и конкретным содержанием профессиональной деятельности.
5. Слушатели научились более реально оценивать свои способности и возможности в области социального коммуникативного взаимодействия. В экспериментальных группах слушатели в большей мере осознали важность умения общения, которое необходимо строить в формате безконфликтного взаимодейстия, что является необходимым показателем эффективности деятельности представителя данной профессии, так как данный критерий существенно влияет на уровень престижа системы органов внутренних дел и ее представителей.
Перспективным направлением дальнейшего исследования является деятельность, направленная на поиск вариативности в процессе формирования мотивационных начал у сотрудников ОВД к службе по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в процессе прохождения обучения в формате первичной профессиональной подготовки.

[1] ФЗ РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции», глава 2 ст. ст. 8, 9.

Список литературы

Аджимулаева Р.А. Практико-ориентированные методы обучения в профессиональной подготовке следователей в вузе МВД России: дис. … канд педагог наук. СПб. 2008. 170 с.
Булгаков О.М., Гривенная Е.Н., Доттуев Т.И. Оценка качества образования в системе МВД России как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т.24. №4(79). 392-396.
Васильев Ф.П., Шкирков В.Ф., Бережкова Н.Ф., Вечерникова Д.В., Дрондин А.Л. Совершенствование процесса правового образования и воспитания сотрудников правоохранительных органов и обеспечение безопасности и правопорядка // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 1(76). 118-123.
Гуз О.М. Опыт и результативность практико-ориентированной подготовки народных дружинников на базе организаций системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. №2 (90). 158-165.
Елесина И.Г., Гуз О.М. Экспериментальное обоснование программы подготовки народных дружинников в образовательных организациях системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. №1 (85). 195-199.
Исаев И.Ф., Ерошенков Н.В. Педагогические условия профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). 214-218.
Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Моделирование процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в вузе // Высшее образование сегодня. 2010. № 6. 68-70.
Красавина Ю.В. Организация самостоятельной работы студентов-будущих бакалавров профессионального обучения на основе методов междисциплинарных проектов: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2017. 218 с.
Кубекова А.М. Практико-ориентированное обучение – залог успешного обучения // Педагогическая наука и практика. 2018. №1(19). 49-51.
Майшев М.Н. Добровольная народная дружина как результативная помощь сотрудникам полиции // Молодёжь Сибири – науке России: Сб. материалов междун. науч.-практ конф. Кемерово. 2015. 235-236.
Пономарев Р.Е. Знания как результат обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 2. 95-100.
Смирнов А.Ю. Формирование профессиональных и социальных компетенций студентов, посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. мат-ов XV междун. науч.-практ. конф. М. 2019. 62-64.
Фан Ц., Лихачева Э. В., Козинцева П. А., Огнев А. С. Проблема формирования у обучающихся готовности к самоорганизации и саморазвитию и возможные пути ее решения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2019. № 1. 120-128.
Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. Third Edition. RoutledgeFal-mer, New York, 2004. 45-48.