16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-09

Сказка как социально-коммуникативная технология работы с командами: как провести команду по сказочной тропе?
 

Введение. Сегодня мы живем в условиях реальности BANI − мира, хрупкого, тревожного, нелинейного и непостижимого. Проблема в том, что инструменты, созданные для работы с людьми и командами (далее – фасилитации), не справляются с вызовами современности, требуют переосмысления. Необходимо прояснить уникальные возможности именно российской фасилитации, которые раскрываются и обогащаются многовековым опытом организации коллективных процессов, отраженным в русской культуре. Цель статьи: описать авторские технологии применения русских волшебных сказок в групповой (командной) фасилитации. Гипотеза исследования: работа со взрослыми людьми и командами с опорой на структурные и содержательные элементы русской волшебной сказки, позволяет получить доступ к мощным ресурсам национальных культурных корней, заложенным в коллективном бессознательном и архетипических структурах психики человека. Работа со сказкой, как социально-коммуникативной технологией, может обеспечить решение пула задач, актуальных для современного мира, как в контексте организации, так личностной парадигме участников командных сессий. Методология исследования базируется на разработках российского культуролога В.Я. Проппа, посвященных русской волшебной сказке, а также на комплексе методологических решений ряда авторов по фасилитации. Результаты. При работе со сказкой проявляются или проектируются уникальные контексты, позиционирование людей и команд, новая система отношений и взаимосвязей в организации. Сказка, находясь в парадигме «невозможное возможно», позволяет на фасилитационных сессиях вскрывать то, что не является повседневностью, включать воображение, проектировать чудо, позволяя командам находить решения для нелинейных, кажущихся нерешаемыми бизнес-задач. В практической части представлены три методических подхода к работе со сказками в фасилитации: «Сказочная тропа Героя», «Сказка: действующие лица», «Спонтанная сказка», которые прошли успешные пробы на пилотных группах. По каждой из трех технологий представлен алгоритм применения, краткие результаты сессий полевой практики, перспективы применения методов. Заключение. Сказка, как технология фасилитации, способна дать психологическую, эмоциональную, когнитивную опору в условиях, когда привычные основания и ориентиры для понимания и принятия решений проблематичны.

Количество просмотров: 511 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1181
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: