Регулятивная функция профессионального самосознания педагога с позиции системно-субъектного подхода
Введение. Требования к личности педагога и трудности его профессиональной самореализации актуализируют проблему поиска новых методологических подходов к исследованию функциональной структуры профессионального самосознания педагога, что предполагает изучение данного феномена с позиции принципов системности и психологии субъекта. Цель исследования – обосновать с позиции системно-субъектного подхода регулятивную функцию профессионального самосознания педагога в системе «субъект-личность». Материалы и методы. Основой выступили ключевые положения системно-субъектного подхода, согласно которым регулятивная функция личности специфицируется через переживание, отражающее самоотношение и отношение к другому человеку, событиям; субъекта – через саморегуляцию, основой которой выступает контроль поведения. Для обоснования ее сущности и содержания использовались теоретические методы, включая систематизацию результатов, аналитическое обсуждение, сравнительный синтез, конкретизацию, интерпретацию научной литературы в соответствии с проблемой исследования. Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что регулятивная функция личностного уровня профессионального самосознания педагога реализуется через переживание и проявляется в эмоционально-ценностном отношении к себе как профессионалу, педагогическому труду, ко всем участникам образовательного процесса; проявляется в способности педагога осуществлять когнитивный, эмоциональный и волевой контроль поведения. Выявлено, что когнитивный контроль представляет собой стилевые когнитивные способности педагога; эмоциональный контроль – способности педагога к эмпатии и регулированию эмоциональных состояний; волевой контроль – способность педагога к произвольной организации волевых усилий и контролю педагогических действий. Заключение. Регулятивная функция профессионального самосознания педагога может быть описана через ведущие структурные образования личности и субъекта педагогической деятельности. Согласованное взаимодействие самооценки и субсистем контроля поведения определяет эффективность регулятивной функции, что определяет направления практической деятельности психологических служб образования при проектировании и реализации программ, направленных на создание оптимальных условий для самореализации педагога.

















Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Список использованной литературы появится позже.