16+

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Aннотация

Целью статьи является выявление современных образовательных технологий, направленных на повышение интереса учащихся к урокам и занятиям физической культурой. На основе проведенного теоретического анализа научно-методической литературы по теме исследования в статье представлены и раскрыты образовательные технологии, применяемые на уроках физической культуры и направленные на проявление у учащихся интереса к данной дисциплине, на повышение их познавательной и двигательной активности, на формирование соответствующих физических и личностных качеств. В процессе занятий физической культурой формируются потребности в занятиях физическими упражнениями, соответствующие ценностные ориентации, убеждения и привычки. Образовательная технология представляет собой целостную совокупность разнокачественных процедур (дидактических, общепедагогических, психологических, информационных, предметных и др.), обусловленные соответствующими целями и содержанием обучения и воспитания, которые призваны осуществить требуемые изменения (вплоть до возникновения новых) форм поведения и деятельности учащихся. Технологический подход обеспечивает высокую степень гарантированности, что позволяет решить поставленные цели и задачи учебно-воспитательной работы на уроках физической культуры.

Введение. В настоящее время школа находится в условиях обновления содержания образования. То, насколько точно и научно обоснованно будут выбраны его компоненты, определит судьбу подрастающего поколения.
Уже не в первый раз осуществляется смена парадигмы содержания образования, которая влечет за собой создание особых организационных условий и поиск эффективных путей обновления. Общеобразовательная школа направлена на формирование целостной системы универсальных учебных действий, а также на опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что в свою очередь и определит современное качество содержания образования
При этом необходимо отметить, что процесс повышения качества образования должен опираться не на дополнительную нагрузку обучающихся, а на совершенствование форм и методов обучения, на отбор содержания образования, путем внедрения образовательных технологий, направленных по большей части не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование и развитие комплекса личностных качеств обучающихся [1].
Поэтому смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности на сегодняшний день является отличительной особенностью современной концепции физического воспитания, как определяющего фактора успешного и эффективного формирования физической культуры личности школьника.
Цель работы заключается в выделении современных образовательных технологий, направленных на повышение интереса учащихся к урокам и занятиям физической культурой.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Решая задачи физического воспитания, педагог должен ориентироваться на такие немаловажные составляющие, как воспитание ценностей, на физическое и духовное совершенствование личности, формирование общих и конкретных мотивов к систематическим и целенаправленным занятиям физической культурой, сохранение и упрочение здоровья, формирование гуманистических отношений, воспитание морально-волевых качеств, приобретение опыта общения.
Из этого следует, что применяемые в настоящее время традиционные образовательные технологии не могут в полной мере посодействовать эффективной реализации вышеперечисленных целей и задач.
Технология обучения является способом реализации содержания обучения, предусмотренный учебной программой, включающий комплекс форм, методов и средств обучения, направленный на наиболее оптимальное и эффективное достижение поставленных целей.
Нет четко зафиксированной классификации технологий обучения на сегодняшний день, однако выделяются две градации – традиционная и инновационная – технологии обучения. А.Я. Савельев (НИИ высшего образования) разработал следующую типологию образовательных технологии, где в качестве критериев классификации выделяются следующие:
  • направленность действий (ученики, студенты, преподаватели и т.д.);
  • цели обучения;
  • предметная среда (естественные, гуманитарные, технические дисциплины);
  • применяемые технические средства (компьютерные, аудиовизуальные, видеокомпьютерные и т.д.);
  • организация образовательного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);
  • методические задачи (технологии одного предмета, средства, метода).
Также существует классификация технологий обучения по следующим четырем критериям [9]:
  • новизна (традиционные и инновационные);
  • концепция обучения (информационные, задачные, игровые, коммуникативные, личностно-ориентированные);
  • использование компьютеров (информационные технологии с использованием персональных компьютеров и без их использования);
  • авторство (авторские и коллективные).
Выделяют три основные функции технологии обучения [3]:
  • описательная функция направлена на раскрытие существенных аспектов практического процесса обучения;
  • объяснительная функция направлена на выяснение эффективности различных компонентов (методов) обучения и определяет оптимальные их комбинации;
  • проектировочная функция направлена на осуществление при описании процесса обучения на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации. При этом реализм педагогической системы проявляется в ее технологичности, то есть воспроизводимости на практике.
Педагогические технологии представляют собой последовательные и непрерывные движения взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников [8]. Процессом педагогического проектирования можно назвать процесс разработки конкретной педагогической технологии.
Данные шаги имеют следующую последовательность [8]:
  • необходимо выбирать содержание обучения, которое предусматривается учебным планом и учебными программами;
  • необходимо выбирать наиболее существенные цели, на которые должен быть направлен педагог: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у учеников в процессе аудирования проектируемой дисциплины;
  • необходимо выбирать технологии, ориентированные на совокупность целей или на одну основополагающую цель;
  • необходимо разрабатывать технологии обучения.
Разные определения педагогических технологий имеют следующие общие структурные элементы [7]:
  • обоснованная разработка, направленных на достижение конкретного желаемого результата, целевых ориентаций;
  • определяются принципиальные положения в соответствии с поставленными целями, которыми надлежит руководствоваться для успешного их достижения;
  • разрабатывается содержание и методика обучения и воспитания, определяется последовательность взаимосвязанных действий педагога и учащихся (технологическая цепочка) с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся в соответствии с целевой ориентацией и концептуальными положениями;
  • разработка разнообразных форм контроля, критериев и показателей результатов деятельности педагога и учащихся, выявление причин успехов и неудач;
  • обоснованное определение новых задач.
Близки по смыслу к термину «образовательная технология», но не являются синонимами термины «педагогическая технология» и «технология обучения».
Сам термин «образовательные технологии» является более емким понятием, чем «технологии обучения», так как включает в себя еще и воспитательный аспект, который связан с формированием и развитием личностных качеств обучающихся. По существу, образовательная технология является целостной совокупностью разнокачественных дидактических процедур, которые обусловлены соответствующими целями и содержанием обучения и воспитания, направленные на осуществление требуемых изменений форм поведения и деятельности учащихся. При этом инструментальная составляющая технологии включает цели, методы, средства, формы, условия обучения, обеспечивающие реальное функционирование и развитие конкретной воспитательной (понимается в широком смысле) системы. В функциональном аспекте технология должна обеспечивать достижение каждым учащимся конкретных личностных и социально значимых результатов (например, в рамках изучения дисциплины «Физическая культура» формировать общекультурные компетенции) [2].
Различия между технологиями проявляются в разных характеристиках отдельных структурных элементов технологий. Различия обусловлены спецификой педагогической работы, которая по своей природе имеет коллективистский, гуманистический и творческий характер, предполагающий постоянный поиск взаимопонимания с учениками разного возраста, разного уровня обученности, воспитанности, отношения к учению, умения учиться, организовывать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с педагогом. Результаты поиска способствуют более эффективному управлению интеллектуальным, эмоциональным, физическим, нравственным развитием занимающихся [7].
Образовательные технологии представляют собой систему деятельности педагога и учеников в образовательном процессе, построенную на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей [3].
К ведущим педагогическим требованиям к образовательным технологиям относят следующие [2]:
  • необходимо сочетать различные формы, методы и средства обучения в соответствии с задачами и содержанием: только наилучшее сочетание разнообразных форм, методов и средств обучения и воспитания в педагогическом процессе может обеспечить его образовательную эффективность;
  • необходимо обеспечить сознательность и активность учащихся: активность школьников должна быть ориентирована не столько на механическое запоминание проявления внимания, сколько на процесс самостоятельного добывания новых знаний, когда обучаемый сам усваивает эти знания, анализируя полученную информацию и делая доступные выводы и обобщения, конкретизируя свои знания, выявляя и исправляя ошибки, намечая план новых действий по овладению знаниями;
  • необходимо создать требуемые условия для обучения: суть требования заключается в создании образовательным учреждением нормативных учебно-материальных, гигиенических и эстетических условий для успешного выполнения учебно-воспитательных программ;
  • необходимо обеспечить прочность, осознанность и действенность результатов образования, воспитания и развития: в результате реализации образовательного процесса необходимо формовать: устойчивые знания, умения и навыки; нравственность убеждений; привычки общественно приемлемого поведения; стремление к жизненной самореализации и др.
Кроме того, из сущностных характеристик фундаментальных структур «содержательно-воспитательная» и «процессуальная» вытекают следующие дидактические требования к современным образовательным технологиям:
  • сохранять фронтальные формы обучения, обеспечивать каждому учащемуся возможность обучения по оптимальной, индивидуализированной программе, которая учитывает в полной мере его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные качества;
  • содействовать оптимизации процессов обучения и воспитания;
  • ориентироваться на реализацию принципов учения (мотивации, присвоения цели деятельности, оценка уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);
  • выступать в качестве инструмента реализации принципа рефлексии, требующего от учащегося самостоятельного завершения работы по формированию определенного комплекса знаний и ставящего его перед необходимостью осмысливать те схемы и правила, в согласии с которыми он действует;
  • в противоречие с принципами и закономерностями педагогики не вступать.
Понятие технологии обучения как объекта управления может быть представлено в виде трех взаимосвязанных ортогональных осей: знания, метода и организационных управленческих форм [3].
  • структурно-логические технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки и выбора способов решения дидактических задач, а также диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования учебных задач может быть разной: линейной или нелинейной.
  • игровые технологии представляют собой форму взаимодействия педагога и учеников через реализацию определенного сюжета игры.
  • информационно-коммуникационные технологии реализуются в системе «педагог-компьютер-ученик» с помощью обучающих (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих) программ.
  • диалоговые технологии реализуются в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач и связаны с созданием коммуникативной среды (расширением пространства сотрудничества) на уровне «педагог-ученик», «ученик-ученик», «педагог-автор», «ученик-автор».
  • тренинговые технологии представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (физические упражнения и тесты).
Показателями эффективности образовательных технологий являются ход и закономерности усвоения учениками учебного материала, умения анализировать и корректировать ход и результаты своей работы, обоснованность и последовательность аналитической, поисковой самостоятельной работы, направленной на решение возникающих в процессе работы педагогических задач, текущие и итоговые результаты работы, формирующаяся направленность личности и тенденции ее развития. Эффективности образовательных технологий способствует влияние активно-деятельностного способа обучения. Под его воздействием происходят внутренние изменения личности. Сущность внутренних изменений заключается в «присвоении», приобретении учениками исторически оправданного опыта познания и деятельности, который и оказывает непосредственное влияние на развитие познавательных способностей и личностных качеств. Активно-деятельностный способ обучения используется с учетом закономерностей развития и индивидуальности каждого [7].
Особенностью разрабатываемых образовательных технологий является также позиция ученика в учебно-воспитательном процессе как субъекта своего развития. Педагогу необходимо обеспечить не только усвоение учениками знаний и умений, но и развить важные качества личности: любознательность, наблюдательность, сообразительность, моральную и эмоциональную устойчивость, необходимую при преодолении возникающих в работе трудностей, твердость убеждений в общественной и личной ценности выполняемой работы. Это будет зависеть от роли, отведенной ученику: добросовестного исполнителя заданий педагога или проявляющего активность и самостоятельность на всех этапах обучения при определении цели и задач учебной работы, планирования учебного материала, организации своей работы, анализе результатов ее выполнения, самоорганизации своего поведения в разных ситуациях коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. Важна роль формирования мотивов деятельности и поведения ученика как субъекта, побуждающих к самостоятельной постановке дполнительных, конкретизирующих работу каждого ученика задач, к самостоятельному поиску способов их решения с использованием приобретенного и прошлого опыта учебной работы, организации сотрудничества с педагогом и со сверстниками.
Положительно мотивированная позиция учеников как субъектов развития, занимающихся физической культурой и спортом, активно-деятельностный способ из обучения и воспитания побуждает стремление к самоорганизации здорового образа жизни [7].
Необходимо отметить, что это относительно новое направление поиска способов совершенствования учебно-воспитательного процесса по школьной физической культуре. Образовательная технология, будучи адаптированная к данной дисциплине, направлена на кардинальные изменения характера дидактического мышления и практических действий педагогов и учащихся. При этом учитель физической культуры разрабатывает дидактическую систему каждого из циклов технологии учебного процесса, где в качестве инвариантного и одного из системообразующих элементов представлены дидактические процессы. В связи с этим технология учебного процесса по предмету «Физическая культура» понимается как разработка и практическая реализация дидактической системы, ориентированной на безусловное достижение целей и задач данной дисциплины [6].
Дает возможность продуктивно и эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в процессе физического воспитания учащихся использование широкого спектра современных образовательных технологий [10].
В процессе физического воспитания развиваются двигательные способности (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость) и двигательные навыки (бег, прыжки, гимнастические упражнения, приемы спортивных игр). Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных знаний, умений и навыков, физическое развитие человека, а также формирование личностных качеств занимающихся. Цель физического воспитания – подготовка учащегося к реализации своей физической и психической активности в будущей трудовой деятельности и при выполнении социальных обязанностей. В процессе физического воспитания формируются потребности в занятиях физическими упражнениями, положительное отношение к физической культуре, ценностные ориентации, убеждения и привычки. Также можно определить, что физическое воспитание – это учебно-воспитательный процесс, в котором четко определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), условия их совместной деятельности. Занятия по физическому воспитанию организовываются в соответствии с общедидактическими принципами любого педагогического процесса: сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации. В то же время, занятия по физической культуре имеют свои специфические принципы: непрерывности, прогрессирования воздействий, цикличности, возрастной адекватности педагогического воздействия, построения занятий. Результатами физического воспитания являются образовательные (формирование двигательных знаний, умений, навыков), воспитательные (развитие личностных качеств) и оздоровительные (укрепление здоровья, развитие двигательных способностей) эффекты [4].
Технологический подход к урокам по дисциплине «Физическая культура» может обеспечить более эффективное формирование физического и психического здоровья учащихся, а также способствовать их гармоничному развитию.
В условиях современного этапа развития образования, отражающего социально – культурную ситуацию, которая характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса, особую актуальность несет проблема здоровьесбережения учащихся, которая воспроизводит новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья молодого поколения [1].
С этой целью используются здоровьесберегающие технологии.
Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, положительно или, наоборот, негативно влияющих на здоровье. На формирование культуры здоровья оказывают влияние такие факторы, как: социальные, культурные, педагогические и медико-физиологические факторы.
На формирование культуры общества в целом и культуры здоровья каждого человека в отдельности сложившаяся социально-экономическая среда оказывает значительное воздействие. Например, по данным ВОЗ, дети в семьях, имеющие более низкий социальный статус в среднем занимаются физической культурой меньше, чем в семьях с более высоким статусом. Немаловажную роль играет также и культурная среда, а именно вероисповедание, общий уровень образования семьи и ребенка, обычаи, ценности и т.д. [1].
Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой. Ребенок ощущает педагогическое влияние в первую очередь в рамках семьи, а затем – в образовательных учреждениях. Необходимо, чтобы в образовательном учреждении была организована здоровьесберегающая инфраструктура, осуществлялся единый, систематический подход к формированию и упрочению здоровья в организации учебно-воспитательного процесса. Хорошо, если на уроках физической культуры большое внимание уделяется мотивации к ведению здорового образа жизни ребенка, вырабатывается осмысленная потребность в собственных взглядах и стойких убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и познавательную активность.
К медико – физиологическим факторам, которые оказывают воздействие на формирование культуры здоровья, относят уже существующие у ребенка: режим дня и двигательной активности, средства и методы воспитания, оздоровительные мероприятия, система питания и др. [1].
Таким образом, здоровьесберегающие технологии направлены на решение таких задач, как:
  • строгая дозировка физических нагрузок;
  • применение методики чередования интенсивности и релаксации в процессе урока;
  • использование принципа постепенности, наглядности, доступности нагрузки с учётом возрастных и физических особенностей учащихся;
  • построение урока с учётом динамики психических процессов учащихся, их работоспособности;
  • соблюдение гигиенических требований;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • создание атмосферы психологического комфорта.
Информационные технологии обучения представляют собой комплекс электронных средств и способов функционирования, применяемых для реализации учебной деятельности.
Значительно изменяют способы и процесс освоения и усвоения внешней информации компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства, открывающие новые возможности для объединения различных действий, что в свою очередь способствует достижению социально – значимых и актуальных на сегодняшний день развития общества, целей и задач образования [8].
Таким образом, компьютерные технологии решают следующие задачи:
  • представить в удобном для изучения масштабе различные процессы двигательных действий (циклические виды: бег, прыжки);
  • представить и просмотреть двигательные действия технического плана (кувырки, «мост», стойки на голове, руках и др.);
  • использовать сеть Интернет в предмете «Физическая культура» для активного поиска необходимой информации;
  • использовать компьютер для формирования у школьника правильного представления о технике двигательного действия;
  • использовать возможность компьютерного тестирования;
  • участвовать в дистанционных олимпиадах, конференциях посредством сети Интернет.
Технология методов проекта направлена на применение и приобретение новых знаний, а не на интеграцию фактических знаний.
Метод проектов направлен на формирование некоторых личностных качеств, которые развиваются лишь в процессе физического воспитания и не могут быть усвоены вербально. Для ученика проект представляет собой возможность максимального раскрытия своего креативного потенциала. Это деятельность, дающая возможность школьникам в проявлении себя как индивидуально, так и в группах, попробовать свои силы, применить свои знания, принести пользу, показать наглядно достигнутый результат.
Касаемо уроков физической культуры данная технология направлена на развитие познавательного интереса и двигательной активности учащихся в рамках физической культуры, на расширение их кругозора, способствующего развитию творческих способностей, навыков научно-исследовательской деятельности, межпредметных связей, в частности с такими предметами как химия, история, информатика, биология [1].
Таким образом, технология методов проекта направлена на решение следующих задач:
  • способность осуществлять работу в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, анализировать результаты деятельности;
  • представление учеников как активных участников процесса, а не в качестве пассивных статистов;
  • выработка у учащихся своего собственного аналитического взгляда на информацию;
  • обучение учащихся умениям анализировать логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.д.
Виды проектов достаточно разнообразны, в результате чего выделяют четыре основные категории [5]:
  • информационные и исследовательские проекты;
  • продукционные проекты;
  • обзорные проекты;
  • проекты инсценировки.
Технология проектирования индивидуально-образовательного маршрута ученика в свою основу включает следующие компоненты педагогической деятельности [3]:
  • компонент мотивационный, предполагающий изучение потребностей и мотивации ученика в получении знаний, формулировке целей обучения;
  • компонент когнитивный, раскрывающий при проектировании содержания индивидуально-образовательного маршрута ученика;
  • компонент технологический, предполагающий рассмотрение программы управления проектированием и реализацией индивидуально-образовательного маршрута);
  • компонент рефлексивный, способствующий познанию хода педагогического процесса, его анализу, оценке, сравнению с целями деятельности, что дает возможность перейти на новый уровень активной позиции субъекта проектировочной деятельности).
Технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО) представляет собой посредством развития его индивидуальных способностей целенаправленное физическое формирование человека и содержит в себе систему средств, методов и организационных форм, которые обеспечивают эффективное и оптимальное достижение цели образования.
Структура ТДФО содержит в себе совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения направленных на освоение двигательных действий, развитие физических качеств, формирование знаний и методических умений и технологий управления учебным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Приводит к формированию положительной мотивации к урокам физической культуры, к повышению результативности учебного процесса, к активному проявлению творческой активности учащихся на уроках физической культуры, к развитию интереса школьников к изучению техники движений как к способу достижения результата правильное применение ТДФО в процессе физического воспитания.
Таким образом, технология дифференцированного физкультурного образования направлена на решение таких задач, как:
  • комплектование групп учащихся, на уроке физической культуры на основе их интересов и физических возможностей;
  • выбирается командир группы, который в каждой серии уроков меняется, в результате чего каждый ученик окажется в роли командира отделения (задача командира отделения - это страховка, помощь, исправление ошибок товарищей по отделению, что способствует развитию когнитивных процессов учащихся);
  • сложность физических упражнений подбирается с учетом индивидуальных двигательных способностей детей (если у занимающегося слабой группы комбинация на снарядах получается, то ему предлагается выполнить упражнения следующей – средней группы, и т. д. в отношении других групп с повышением сложности);
  • формируются учебно – познавательные мотивы, способствующие повышению познавательной и двигательной активности на уроках физической культуры.
Технология личностно-ориентированного обучения направлено на формирование личностных (социально-значимых) качеств учащихся, через учебные предметы. Невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения повышение эффективности современного урока по физической культуре. В начале учебного года необходимо выявление уровня физической подготовленности обучающихся с помощью тестов и состояние их здоровья (по данным медицинских карт). Как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры для обучающихся важны личностно-ориентированный и дифференцированный подходы [5].
Технология моделирующего обучения (учебная игра). Физические упражнения, которые используются на уроке физической культуры, являются основными средствами обучения. Они направлены на формирование двигательных умений и навыков, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Особое значение имеет правильный подбор комплекса упражнений, а также верная методика их проведения.
Использование игровых технологий на уроках физической культуры в единстве с другими приемами и методами организации уроков способствует укреплению мотивации на изучение данного предмета, вызывает положительные эмоции, помогает увидеть индивидуальность учащихся. От умственных перегрузок надежно защищают обучающихся переживаемые ими положительные эмоции. Игровая деятельность учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам, в чем и заключается ее ценность. Формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностных ориентаций личности и группы, ориентирует на коллективные и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху игра в группе, в команде.
Соревновательные технологии направлены на стимулирование максимального проявления двигательных способностей учащимися, на повышение качества различных двигательных действий, на повышение эмоциональной направленности урока, на увеличение интереса к игре, на повышение мотивации к росту технико-тактических навыков и развитию физических качеств, что способствует более ответственному отношению к предмету «Физическая культура» и повышению стремления детей к самосовершенствованию.
Заключение. Обобщив все вышеизложенное, следует отметить, что применение на уроках физической культуры современных образовательных технологий это в первую очередь реализация творческого подхода к учебно-воспитательному процессу с целью активизации и повышения интереса к занятиям физической культуры, что является главной задачей, к решению которой стремится педагог в связи с необходимостью повышения уровня процесса физического воспитания с целью сохранения и упрочения здоровья школьников.
Технологический подход содержит в себе большие резервы своеобразного и продуктивного подхода к совершенствованию учебно-воспитательного процесса не только по учебному предмету «Физическая культура», но и по многим другим на всех уровнях функционирования системы образования.
 
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

  1. Запара В.Н. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочное время // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. - № 1.
  2. Колдаев В.Д. Методология и практика научно-педагогической деятельности: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016.
  3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М., 2010.
  4. Неверкович С.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. и др. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  5. Околелов О.П. Инновационная педагогика: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2017.
  6. Педагогика физической культуры (краткий курс лекций): Учебное пособие / Сост. О.В. Китикарь, Л.А. Рымар. Тирасполь, 2016.
  7. Педагогика физической культуры: учебник/коллектив авторов; под общ. ред. В.И. Криличевского, А.Г. Семенова, С.Н. Бекасовой. – М.: КНОРУС, 2016.
  8. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2013.
  9. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  10. Хасанова Т.Ю. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №13.